дело №2-646/10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 марта 2010 г. г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Черникова С.Г.,
при секретаре Варламовой Л.А.,
с участием:
-истцов Ищенко И.С., Вишневской М.А. и их представителя Парахиной Л.А.,
-представителя ответчика гр. Лория И.Г., Шевченко В.М. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гр.гр. Ищенко Инны Семеновны, Вишневской Марины Абасовны к ЗАО «Рабочий» о признании незаконным повышение оплаты коммунальных платежей, обязании произвести перерасчет, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ДИЗО г. Ростова-на-Дону,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Ищенко И.С. и Вишневская М.А. обратились в суд с заявлением, в котором сообщают о том, что проживают со своими семьями в комнатах Номер обезличен и Номер обезличен в здании бывшего общежития, состоявшего на балансе ЗАО «Рабочий».
Постановлением Мэра города Номер обезличен от Дата обезличена г. многоквартирный дом (неприватизированные квартиры) по адресу: ул. 18 линия, 89, а также помещение общежития и нежилое помещение ЖКО, расположенные цокольном этаже дома и находящиеся на балансе ЗАО «Рабочий» решено передать в муниципальную собственность с постановкой на баланс МРУЗ в сфере ЖКХ Пролетарского района (правопреемник МУ ДМИБ Пролетарского района). На основании указанного постановления помещение бывшего общежития внесено в реестр объектов муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону.
Однако, поскольку ЗАО «Рабочий» до настоящего времени не собрало пакет документов для передачи Объекта недвижимого имущества на баланс МУ ДМИБ района, - управление жилым помещением продолжает осуществлять ЗАО «Рабочий», в том числе определять размер тарифов на содержание, ремонт, отопление и др. жилых помещений.
Начиная с апреля 2009 г. ЗАО «Рабочий» необоснованно подняло оплату на техобслуживание в размере 113 руб. 96 коп. за 1 кв.м. жилой площади, вместо ранее существовавшей оплаты - 9,48 руб., а также подняло оплату за количество потребляемой электроэнергии в размере 130 квт/ч с человека, вместо бывшего размера - не более 35 квт/ч с человека.
Учитывая изложенное, истцы обратились в суд с иском, который с учетом дополнений, окончательно выглядит следующим образом:
«Признать действия администрации ЗАО «Рабочий» по взиманию платежей на техобслуживание в размере 113 руб. 96 коп. за 1 кв.м. жилой площади, а также количество потребляемой электроэнергии в размере 130 квт/ч с каждого человека - незаконным.
Обязать администрацию ЗАО «Рабочий» произвести перерасчет по действовавшим тарифам за техническое обслуживание и электроэнергию с апреля 2009 г.» л.д.7, 63).
В судебном заседании истцы поддержали иск.
Представители ответчика иск не признали и показали, что жилой дом до настоящего времени не передан на баланс МУ ДМИБ района. По этой причине ЗАО продолжает осуществлять управление домом, в т.ч. определяет размер тарифов на содержание, ремонт, отопление и др. жилых помещений, взимает с проживающих платежи за жилищно-коммунальные услуги. В апреле 2009 г. за содержание дома у ЗАО образовалась задолженность. Расходная часть задолженности состояла: из 1). заработной платы работникам общежития; 2). амортизацию; 3). ТОП; 4). Отопление; 5). Прочие непредвиденные расходы. С целью погасить долг руководством ЗАО было принято решение о повышении тарифов на свет и техобслуживание жилых помещений с включением в их оплату расходную часть задолженности за содержание жилого дома.
В отношении третьего лица ДИЗО г. Ростова-на-Дону дело рассмотрено по основаниям ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истцов и их представителя, представителей ответчиков, суд считает, что подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разделом VII «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги» ЖК РФ - Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст.153).
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ - Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч.3 ст. 155 ЖК РФ - Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В силу ч.4 этой же нормы - Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В соответствии со ст. 156 ЖК РФ - Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления
Статьёй 157 ЖК РФ установлено - Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Эти же положения содержаться в «Правилах предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением №307 от 23.05.2006 г. Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг».
Из материалов дела известно, что до 2004 года общежитие по ... являлось ведомственным жилым фондом ЗАО «Рабочий» и находилось на балансе ЗАО.
В целях обеспечения эксплуатации и финансирования объектов жилищного и нежилого фонда Дата обезличена г. Мэром города было издано постановление Номер обезличен о передаче многоквартирного дома (неприватизированные квартиры) по адресу: ..., а также жилое помещение общежития и нежилое помещение ЖКО, расположенные в цокольном этаже дома, в муниципальную собственность, с передачей на баланс МРУЗ в сфере ЖКХ Пролетарского района (правопреемник МУ ДМИБ).
На основании указного постановления Дата обезличена г. составлен Акт приёмо-передачи объекта жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный Мэром, жилой дом внесен в реестр муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону с присвоением реестрового номера 461/1-50923.
В июле 2007 г. Акт подписан МУ ДМИБ. Однако в действительности МУ ДМИБ района (бывш. МРУЗ ЖКХ) не приняло на содержание, эксплуатацию и финансирование передаваемый объект в виду отсутствия ассигнований из Минфина РФ, о чём сообщил Глава администрации Пролетарского района л.д.47).
В связи с этим управление жилым домом осуществляет ЗАО «Рабочий», в том числе определяет размер тарифов на содержание и ремонт жилых помещений.
По факту выявленных нарушений по передаче жилых помещений в муниципальную собственность и постановку на баланс МУ ДМИБ Пролетарского района, прокурором Пролетарского района внесено представление в адрес органа местного самоуправления Пролетарского района г. Ростова-на-Дону л.д.50).
В судебном заседании установлено, что истец Ищенко И.С. проживает со своими двумя сыновьями в комнате Номер обезличен, бывшего общежития ЗАО «Рабочий». Площадь жилого помещения в соответствии с Договором найма Номер обезличен от Дата обезличена г. составляет - 12,7 кв.м. л.д.10).
Истец Вишневская М.А. проживает с дочерью в комнате Номер обезличен, площадью 21,3 кв.м., что подтверждается договором найма Номер обезличен от Дата обезличена л.д.13).
Согласно указанным Договорам найма наймодатель обязан предоставить нанимателю коммунальные услуги (п.3.1.2).
Этим же пунктом установлено, что нестандартные параметры коммунальных услуг устанавливаются энергоснабжающими организациями только при согласовании с органами исполнительной власти и местного самоуправления, при этом эти же органы изменяют оплату услуг.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 и 4.3 Договора найма - Размер оплаты жилья и коммунальных услуг по настоящему договору рассчитывается в соответствии с установленным порядком. Размер оплаты нанимаемого жилого помещения и коммунальных услуг может пересматриваться Наймодателем в случае изменения соответствующих тарифов. Наниматель вносит плату за содержание и ремонт жилого помещения в кассу ЗАО «Рабочий».
Таким образом, судом установлено, поскольку жилое помещение на основании Постановления Мэра передано в муниципальную собственность, то размер платы за содержание и найм жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам соц.найма жилых помещений муниципального жилищного фонда должен быть установлен в соответствии с постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 28.11.2008 г. №1265 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» и должен составлять - 9,48 руб. с квадратного метра занимаемого помещения в месяц.
Со слов истцов известно, что указанный тариф применялся до апреля 2009 г. при начислениях и оплате за содержание и ремонт жилого помещения, что подтверждается приобщенной квитанцией л.д.22).
Из квитанции известно, что до апреля 2009 г. оплата начислялась за отопление (тариф 14,31 руб.), техобслуживание (9,48 руб.), электроэнергия.
Однако с апреля 2009 г. ЗАО «Рабочий» установило новый тариф - 113 руб. 96 коп. с квадратного метра в месяц, который действует до настоящего времени л.д.20,21).
Эти же обстоятельства не отрицали представители ЗАО «Рабочий».
Также судом установлено, что в нарушение действовавших тарифов по оплате коммунальных платежей за потребляемую электроэнергию, ЗАО «Рабочий» установило оплату в размере 130 квт/ч с человека, вместо установленных Нормативом потребления коммунальных услуг по электроснабжению, согласно Постановлению № 7/6 от 31.05.2007 г. Региональной службы по тарифам Ростовской области л.д.20-21,49),
-в отношении Ищенко - 35 квт/ч в месяц с человека,
-в отношении Вишневской - 56 квт/ч в месяц с человека.
Удовлетворяя исковые требования о признании действий администрации ЗАО «Рабочий» незаконными, а также об обязании произвести перерасчет по действовавшим тарифам с апреля 2009 г., суд исходит из следующего.
Как указано выше в приведённых материальных нормах, Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения, устанавливается органами местного самоуправления (постановление мэра г. Ростова-на-Дону от 28.11.2008 г. №1265 в размере - 9,48 руб. с квадратного метра в месяц).
Размер платы за коммунальные услуги по электроснабжению рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (Нормативом потребления коммунальных услуг по электроснабжению, согласно Постановлению Номер обезличен от Дата обезличена г. Региональной службы по тарифам Ростовской области).
Указанные тарифы органом местного самоуправления не пересматривались, в связи с чем пересмотр размера оплаты за потребление электроэнергии, а также содержание и ремонт жилых помещений администрацией ЗАО «Рабочий» с апреля 2009 г. по настоящее время является незаконным по смыслу приведенных выше норм, а также пунктов 3.1.2. и 4.3 договора найма жилого помещения.
По этим же основания суд не может принять доводы представителей ЗАО о том, что самовольное повышение тарифов электроснабжения было вызвано из-за того, что жильцы бывшего общежития фактически потребляют электроэнергии больше, чем это предусматривает «Норматив потребления…» и их оплата в соответствии с тарифами не покрывает действительные расходы.
При этом представители ответчика не смогли объяснить: чем доказано потребление электроэнергии истцами в завышенном размере, если известно, что электросчетчики (приборы учета) в жилых комнатах истцов отсутствуют.
Кроме этого, доводы ответчика и его представителей о задолженности жильцов опровергаются письмом прокурора Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от Дата обезличена Номер обезличен л.д.53), в котором сообщается, что по данным ООО «Донэнергосбыт» по состоянию на Дата обезличена задолженность ЗАО «Рабочий» составляла 27 778,10 руб. Однако прокурорской проверкой установлено, что задолженность жильцов по оплате в октябре 2009 г. была равна - 300 руб., в ноябре 2009 г. - 369,38 руб., тогда как задолженность ЗАО «Рабочий» перед поставщиком услуги в октябре достигла - 14 530,95 руб., в ноябре 2009 - 13 247,15 руб.
Данные обстоятельства свидетельствуют не о превышении потребления жильцами коммунальных услуг, а о финансовых злоупотреблениях ЗАО «Рабочий».
Также суд не принимает доводы представителей ответчика о самовольном повышении оплаты за содержание и ремонт жилого помещения якобы в связи с тем, что оплата по установленным тарифам органа местного самоуправления не покрывает действительных расходов на содержание и обслуживание жилого дома.
Так, из приведенной выше ст. 154 ЖК РФ известно, что плата за содержание и ремонт жилого помещения должны включать в себя: плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества. Указанный перечень окончательный и расширительному толкованию не подлежит.
Однако, согласно представленной представителями ЗАО «Сметы расходов и доходов на содержание жилых помещений на 2009 г.»
известно, что в тариф платы за содержание и ремонт дома администрацией ЗАО «Рабочий» были включены: 1). Заработная плата сантехника и др. работников ЖКО общежития; 2). Амортизация; 3).ТОП; 4). Отопление; 5).прочие непредвиденные расходы, всего за 2009 г. на общую сумму - 643 555 руб.
Как видно, в самовольно установленном тарифе содержатся не свойственные для этого тарифа расходы, например: амортизация, ТОП, отопление и прочие непредвиденные расходы.
Из приобщенных к делу квитанций видно, что услуги: отопление, техобслуживание и электроэнергия остались прежними, однако изменился размер их оплаты л.д.20-22).
Даже если учесть что в самовольно разработанный тариф на содержание и ремонт жилого помещения был включён тариф отопление, который составлял - 14.31 руб. с квадратного метра, при сложении с тарифом техобслуживание (9,48 руб.) сумма не могла увеличить до - 113 руб. 96 коп.
Также суд усматривает, что представленная ответчиком Смета на содержание жилых помещений на 2009 г., утверждена Дата обезличена т.е. ЗАО увеличило спорные тарифы не по факту использования услуг, а на будущий период.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать действия администрации ЗАО «Рабочий» по взиманию платежей на техобслуживание в размере 113 руб. 96 коп. за 1 кв.м. жилой площади, а также количество потребляемой электроэнергии в размере 130 квт/ч с каждого человека - незаконным.
Обязать администрацию ЗАО «Рабочий» произвести перерасчет по действовавшим тарифам за техническое обслуживание и электроэнергию с апреля 2009 г.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента изготовления полного текста.
Судья С.Г.Черников