дело № 2-3345/10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 декабря 2010г. г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Черникова С.Г., при секретаре Варламовой Л.А.,
с участием истицы - Обуховой ФИО22,
ответчиков - Черкашенко ФИО21, Черкашенко ФИО20,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обуховой ФИО14 к Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, Черкашенко (Лисичкиной) ФИО15, Черкашенко ФИО16, Черкашенко ФИО17, Черкашенко ФИО18, Черкашенко ФИО19, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, нотариус Левченко Е.Е., о признании права собственности на самовольно возведенные постройки,
УСТАНОВИЛ:
В Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону поступило исковое заявление Обуховой ФИО23 к Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, Черкашенко (Лисичкиной) ФИО24, Черкашенко ФИО25, Черкашенко ФИО26, Черкашенко ФИО27, Черкашенко ФИО28, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, нотариус Левченко Е.Е., о признании права собственности на самовольно возведенные постройки, расположенные по адресу: <адрес>.
Как указывает в исковом заявлении истица, после смерти ее отца - Черкашенко ФИО29, умершего ДД.ММ.ГГГГ, открылось наследство в виде жилого дома лит. «А», площадью 48, 4 кв.м., в том числе жилой площадью 48,4 кв.м., расположенного на земельном участке, площадью 1350 кв.м., по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом принадлежал Черкашенко В.Г. на основании решения исполкома городского совета депутатов г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ Единственной наследницей, фактически принявшей наследство, является истица Обухова З.В.
Вместе с тем, препятствием для оформления наследственных прав у нотариуса является то обстоятельство, что жилой дом лит. «А» реконструирован, а хозяйственные постройки - котельная лит. «У», сарай лит. «С» возведены самовольно.
Учитывая изложенное, истица первоначально просила суд признать на ней право собственности на жилой дом лит. «А», общей площадью, 123,8 кв.м., в том числе жилой 69,2 кв.м., и хозяйственные постройки: парники лит. «Л», «М», «Р», «Т», сарай лит. «С», котельную лит. «У», теплицу лит. «Ф», навес лит. «Д», туалет лит. «О», расположенные не земельном участке, площадью 1350 кв.м., по адресу: <адрес>..
В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковое заявление, не поддержав требования о признании права собственности на парники лит. «Л», «М», «Р», «Т», теплицу лит. «Ф», навес лит. «Д», туалет лит. «О».
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, ответчиков Черкашенко (Лисичкиной) Е.Н., Черкашенко Т.Н., Черкашенко Н.Р., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, нотариуса г. Ростова-на-Дону Левченко Е.Е., извещенных надлежащим образом в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании истица поддержала уточненные исковые требования.
В ходе рассмотрения дела ответчики Черкашенко (Лисичкиной) ФИО30, Черкашенко ФИО31, Черкашенко ФИО32, Черкашенко ФИО33, Черкашенко ФИО34 уточненные исковые требования признали. Последствия признания исковых требований, предусмотренных ст. 39, 173 ГПК РФ, ответчикам разъяснены.
Выслушав истицу, ответчиков Черкашенко С.Н., Черкашенко В.Н., исследовав представленные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 4 ст. 1152 Гражданского Кодекса РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права.
Согласно ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или существенным нарушениям градостроительных норм и правил.
В соответствии с ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Ранее действовала норма ч. 3 ст. 222 ГК РФ 1995г., в соответствии с которой право собственности на самовольную постройку могло быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
В соответствии с ранее действовавшим Решением Городской думы Ростова-на-Дону «Об утверждении положения «Об основах регулирования земельных отношений в г. Ростове-на-Дону» от ДД.ММ.ГГГГ № и ныне действующим Решением №98 от 2006г., рассмотрение вопроса об использовании земельных участков под самовольно возведенные строения возможно в случае соблюдения всех следующих требований: строение возведено в границах существующей застройки; строение отвечает всем градостроительным нормам; строение не мешает третьим лицам в использовании своего имущества, в т.ч. недвижимого; строение возведено и используется под жилищные цели. Эти же требования закреплены в ст.ст. 1, 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела судом усматривается, что собственником жилого дома лит. «А», площадью 48, 4 кв.м., в том числе жилой площадью 48,4 кв.м., расположенного на земельном участке, площадью 1350 кв.м., по адресу: <адрес>, на основании решения исполкома городского совета депутатов г. Ростова-на-Дону №624 от 01.08.1963г. (л.д. 35) является Черкашенко ФИО35, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 30), выписками из ЕГРП (л.д. 42, 43)
19.08.2009г. Черкашенко ФИО36 умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 31), копией актовой записи о смерти (обратная сторона л.д. 46).
Истица Обухова ФИО37 является дочерью умершего Черкашенко В.Г., что подтверждается свидетельством о рождении истицы (л.д. 32), свидетельством о ее браке с Обуховым ФИО38 (л.д. 33).
По сообщению нотариуса г. Ростова-на-Дону Левченко Е.Е. после смерти гр. Черкашенко В.Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ, заведено наследственное дело № (л.д. 47). Наследником по завещанию является истица Обухова З.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., сын Черкашенко Г.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., отказавшийся от принятия наследства в пользу истицы, и сын Черкашенко Н.В., ДД.ММ.ГГГГг.р. (л.д. 51). В ходе рассмотрения дела суду стало известно, что Черкашенко Н.В. умер, наследниками по закону являются его жена и дети: Черкашенко Е.Н., Черкашенко Т.Н., Черкашенко С.Н., Черкашенко В.Н., Черкашенко Н.Р., привлеченные судом к участию в деле в качестве ответчиков.
В состав наследственной массы входит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, препятствием для оформления наследственных прав у нотариуса является то обстоятельство, что жилой дом лит. «А» реконструирован, а именно изменены площади - общая и жилая: комнаты №№5,6,7,8, площадью 41,6 кв.м., комнаты №№1, 2, 3, площадью 33,8 кв.м., на мансардном этаже. Хозяйственные постройки - котельная лит. «У», сарай лит. «С» возведены самовольно, что подтверждается техническим паспортом домовладения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-26).
Истицей было получено положительное строительно-техническое заключение о результатах исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного <данные изъяты> (л.д. 11-21), согласно которому жилой дом лит. «А» с пристройками лит. «А1», лит. «А2» с мансардным этажом, лит. «а5» соответствует противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, строительно-техническим и иным действующим нормам и правилам, предъявляемым к жилым домам. Котельная лит. «У», сарай лит. «С» по набору конструктивных элементов и расположению на земельном участке по отношению к строениям, а также расположению относительно границ земельного участка, соответствуют строительно-техническим, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соседи по левой меже не возражают против эксплуатации жилого дома лит. «А» (л.д. 48, 49).
Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрация Пролетарского района г. Ростова-на-Дону считает возможным дальнейшую эксплуатацию комнат №№5,6,7,8, площадью 41,6 кв.м., комнат №№1, 2, 3, площадью 33,8 кв.м., на мансардном этаже жилого дома лит. «А» (л.д. 10).
Таким образом, решая вопрос о признании права собственности на спорный жилой дом за истицей, суд исходит из того, что Обухова З.В. является наследницей по завещанию наследственного имущества Черкашенко В.Г., бывшего собственником домовладения по адресу: <адрес>, на земельном участке которого расположен самовольно реконструированный дом лит. «А», самовольно возведенные хозяйственные постройки - котельная лит. «У», сарай лит. «С».
Кроме того, как считает суд, в связи с тем, что самовольные строения соответствуют противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, строительно-техническим и иным нормам и правилам, предъявляемым к жилым домам, не нарушают права и интересы других лиц и не создают угрозу их жизни и здоровью, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Обуховой ФИО39 право собственности на жилой дом лит. «А», общей площадью, 123,8 кв.м., в том числе жилой 69,2 кв.м., и хозяйственные постройки: сарай лит. «С», котельную лит. «У», расположенные не земельном участке, площадью 1350 кв.м., по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента изготовления полного текста.
Полный текст решения изготовлен 23.12.2010г.
Судья С.Г. Черников