решение об обязании устанить допущенные нарушения



Дело № 2-614/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 апреля 2011 года г.Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Шведенко М.В.,

при секретаре Чебанян Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» о признании бездействия ответчика незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

В Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону обратился Минераловодский межрайонный транспортный прокурор в защиту интересов государства и граждан неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» о признании бездействия ответчика незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Как указывает прокурор, в декабре 2010 г. Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка по поступившему от начальника отдела государственного пожарного надзора по г.Минеральные Воды и Минераловодскому району ГУ МЧС России по Ставропольскому краю З.А.А. обращению о ненадлежащем исполнении противопожарных норм и правил Северо-Кавказской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов по Минераловодскому региону Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» в здании железнодорожного вокзала на станции Минеральные Воды, расположенном по адресу <адрес>.

Установлено, что в здании железнодорожного вокзала на станции Минеральные Воды допущены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности.

В связи с чем, в интересах неопределенного круга лиц прокурор просит суд признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице представителя Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», выразившееся в нарушении ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315, Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104- 03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 г. в непринятии мер по устранению нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности в здании железнодорожного вокзала на станции Минеральные Воды, расположенного по адресу <адрес>.

Обязать ОАО «РЖД» в лице представителя - Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, предусмотренного Федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315, Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденными приказом МЧС России от 20.06.2003 г.

В судебном заседании помощник прокурора Киселева И.Ю. представила уточненную редакцию исковых требований в связи с тем, что в ходе рассмотрения настоящего искового заявления ответчиком по делу был предоставлен список мероприятий, проведенных по устранению замечаний, выявленных в ходе проверки. Вместе с тем, Северо-Кавказской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов не были выполнены мероприятия по:

оборудованию помещения подвала, расположенного под помещениями комнат отдыха автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре;

оборудованию помещения зала № 4 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре;

оборудованию помещения подвала, расположенного под помещениями зала № 4 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре.

В связи с чем, помощник прокурора Киселева И.Ю., уточнив заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила обязать Северо-Кавказскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов СП Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД»:

оборудовать помещения подвала, расположенного под помещениями комнат отдыха автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре;

оборудовать помещения зала № 4 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре;

оборудовать помещения подвала, расположенного под помещениями зала № 4 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре.

Установить срок исполнения решения суда - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика - Изюмов С.В. в судебное заседание явился, исковые требования в уточненной редакции признал, последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, ответной стороне известны и понятны, о чем свидетельствует подпись представителя ответчика в приложении к протоколу судебного заседания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела судом усматривается, что в декабре 2010 г. Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка по поступившему от начальника отдела государственного пожарного надзора по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району ГУ МЧС России по Ставропольскому краю З.А.А. обращению о ненадлежащем исполнении противопожарных норм и правил Северо-Кавказской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов по Минераловодскому региону Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» в здании железнодорожного вокзала на станции Минеральные Воды, расположенном по адресу <адрес>.

Установлено, что в здании железнодорожного вокзала на станции Минеральные Воды допущены нарушения правил пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (далее - Федерального закона № 69-ФЗ) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности - стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, являются документами, обязательными для исполнения.

В нарушение требований ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315, Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104- 03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 г., не демонтированы встроенные предпринимателем А.К.А. сгораемые конструкции торгового павильона, расположенные в помещении пригородного зала (нарушение пункта 53 ППБ 01-03); не демонтирована горючая отделка стен установленная на путях эвакуации в административных помещениях на втором этаже (п. 53 ППБ 01-03); не демонтированы самовольно встроенные предпринимателем С.А.А. сгораемые конструкции торгового павильона расположенные в помещении зала № 3 (п. 53 ППБ 01-03); не демонтирована горючая перегородка установленная в помещениях художников (п. 53 ППБ 01- 03); не выполнено открывание двери из помещений комнат отдыха по ходу выхода из помещений (п. 52 ППБ 01-03); не демонтирована горючая отделка стен расположенных на лестничной клетке первого этажа ведущей из комнат отдыха (п.53 ППБ 01-03); не оборудованы электроосветительные лампы накаливания расположенные в подвальном помещении под комнатами отдыха рассеивателями (п. 60 ППБ 01-03); не оборудована эвакуационная дверь установленная в помещении пригородного зала устройством для самозакрывания (п. 34 ППБ 01- 03); не оборудованы двери установленные в помещении главного зала устройствами для самозакрывания (п. 34 ППБ 01-03); не выполнено открывание двери эвакуационного выхода из главного зала по направлению выхода из помещения (п.52 ППБ 01-03); не выполнено открывание двери эвакуационного выхода из административных помещений по направлению выхода из помещения (п. 52 ППБ 01-03); не демонтирована горячая отделка стен установленная на путях эвакуации из помещений дикторской (п. 63 ППБ 01-03); не запрещено курение в помещениях вокзала (п. 15 ППБ 01-03); не вывешены во всех помещениях вокзала информационно указательные знаки нахождения эвакуационных выходов и первичных средств пожаротушения (п. 16 ППБ 01-03); в помещении подвала не закрыты электрораспределительные коробки защитными крышками (п. 60 ППБ 01-03); не демонтирована деревянная перегородка установленная в помещении подвала (п.п. 53, 36 ППБ 01-03); входная дверь в помещение электрощитовой не выполнена второго противопожарного типа (п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*); не выполнено открывание двери из помещения зала повышенной комфортности по направлению выхода из помещения (п. 52 ППБ 01- 03); не оборудованы помещения подвала расположенного под помещениями комнат отдыха автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре (НПБ 110-03, НПБ 104-03, п.2.1.13 ППБ 101-89); осветительные лампы накаливания расположенные в помещении подвала не оборудованы рассеивателями (п. 60 ППБ 01-03); не обеспечены помещения подвала первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03); не оборудованы помещения зала № 4 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре (НПБ 110-03, НПБ 104-03, п. 2.1.13 ППБ 101-89); не обеспечены помещения зала № 4 первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03); не оборудованы помещения подвала расположенного под помещениями зала № 1 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре (НПБ 110-03, НПБ 104-03, п. 2.1.13 ППБ 101-89); не обеспечены помещения подвала расположенного под залом № 4 первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ-01-03); не демонтированы деревянные перегородки установленные в помещении технолога на втором этаже вокзала (п.п. 53, 36 ППБ 01-03); не демонтирован подвесной деревянный потолок установленный на лестничной клетке ведущей на второй этаж к помещению технолога (п. 53 ППБ 01-03); электроосветительные лампы накаливания расположенные в помещениях вокзалов не оборудованы рассеивателями (п. 60 ППБ 01-03); не убраны горючие материалы из помещений подвалов (п. 40 ППБ 01-03); не вывешены на видных местах инструкции о мерах пожарной безопасности в помещениях вокзала, а также инструкции определяющие действия по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей (п. 16 ППБ 01-03); не оборудованы эвакуационные выходы легкозакрывающимися запорами, обеспечивающими возможность свободного открывания выходов изнутри без ключа (п. 52 ППБ 01-03). Указанные нарушения выявлены в процессе проверки государственного пожарного надзора по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району ГУ МЧС России по Ставропольскому краю и отражены в акте проверки от 25.11.2010 г.

В ходе рассмотрения настоящего искового заявления ответчиком по делу был предоставлен список мероприятий, проведенных по устранению замечаний, выявленных в ходе проверки.

Вместе с тем, Северо-Кавказской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов не были выполнены мероприятия по:

оборудованию помещения подвала, расположенного под помещениями комнат отдыха автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре;

оборудованию помещения зала № 4 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре;

оборудованию помещения подвала, расположенного под помещениями зала № 4 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре.

Оценивая представленные истцом доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд находит их достоверным, относимым доказательством, подтверждающим существование нарушений правил пожарной безопасности в зданиях и сооружениях на объектах ответчика.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Кроме того, при разработке мер, направленных на предупреждение пожаров, организации необходимо руководствоваться Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" Названные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, которые в обязательном порядке должны применяться и исполняться всеми без исключения организациями, предпринимателями и гражданами. Целью применения Правил N 313 является защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также защита окружающей среды.

Согласно ст. 21 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 года, разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Положениями Правил пожарной безопасности в РФ № 01-03, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 года, предусмотрена совокупность мероприятий, которые должны осуществить собственники объектов недвижимости, во избежание возникновения чрезвычайных ситуаций, и возможности их быстрой ликвидации. Соблюдение правил пожарной безопасности является гарантией безопасного нахождения в общественных местах граждан, и возможности быстрой ликвидации чрезвычайной ситуации при ее возникновении.

Соответственно нарушение правил пожарной безопасности, свидетельствует о наличии угрозы безопасности граждан, в зданиях находящихся в собственности ответчика, где ежедневно пребывает большое количество граждан, а также осуществляют трудовую деятельность сотрудники ОАО «РЖД».

Изложенное является основанием для выводов о том, что уточненные исковые требования прокурора являются обоснованными и законными, поскольку соответствуют положениям ст. 37, 21 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69.

Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, подтверждаются документально. В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Учитывая, что признание иска представителем ответчика не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика, поскольку это процессуальное право лица, участвующего в деле, реализованное добровольно и осознано через уполномоченного надлежащей доверенностью представителя. Последствия признания иска ответной стороне разъяснены и понятны, о чем есть подпись представителя ответчика в приложении к протоколу судебного заседания.

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, исследовав в совокупности все доказательства, представленные сторонами, приходит к выводу о том, что исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, доказательств обратного суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» о признании бездействия ответчика незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, - удовлетворить.

Обязать Северо-Кавказскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов СП Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД»:

оборудовать помещения подвала, расположенного под помещениями комнат отдыха автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре;

оборудовать помещения зала № 4 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре;

оборудовать помещения подвала, расположенного под помещениями зала № 4 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения людей о пожаре.

Установить срок исполнения решения суда - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме 11.04.2011 г.

Мотивированное решение составлено 11.04.2011 г.

Судья: