о признании незаконными действий Администрации



                             дело № 2-1082/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 мая 2011 г.                                                                         г.Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Черникова С.Г., при секретаре Варламовой Л.А.,

с участием Ефремова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению гр. Ефремова ФИО4 к Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону о признании незаконным ответ Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону и др.,

УСТАНОВИЛ:

Ефремов М.В. обратился в суд с настоящим иском, в котором просит:

«1). Признать действия (ответ от ДД.ММ.ГГГГ ) Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону неконституционными, т.е. незаконными.

2). Обязать Администрацию Пролетарского района г. Ростова-на-Дону обеспечить меня с семьей (3 чел.) жилым помещением, как вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ».

Свои требования истец объясняет тем, что является участником ликвидации аварии на ЧАЭС. Постановлением органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ признан малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако в администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону ему отказали в постановке в льготную очередь (граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС) для получения жилья, лиц, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Ефремов М.В. поддержал иск, просил рассмотреть законность действий (ответ) администрации района, а не их конституционность.

В отношении администрации района (представителя) дело рассмотрено по основаниям ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из материалов дела известно, что Ефремов М.В. является инвалидом 2-ой гр. вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.8).

Согласно постановлению администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ он с составом 3 чел (истец, его супруга, дочь) принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Однако письмом органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в обеспечении жильем путем выделения субсидии на приобретение жилого помещения в виде государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета со ссылкой на Постановление Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы», поскольку он не встал на квартирный учет до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Однако суд критически относится к таким доводам ответчика и приходит к выводу о том, что исковое требование о признании письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, подлежат удовлетворению.

Так, первоначально Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, предусматривал для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью.

На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).

Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 и действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии).

Что касается граждан, также относящихся к указанной категории, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то они не получили статуса участников названной подпрограммы Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ № 17-П от 10.11.2009 г. «По делу о проверке Конституционности п.2 ч.1 ст. 14, п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ), суд признал указанные нормы не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

При таком положении, ссылка Администрации района в ответе Ефремову М.В. от ДД.ММ.ГГГГ на положения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконной, поскольку указанное постановление было подготовлено во исполнение предписания Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, спорные положения которого в ДД.ММ.ГГГГ году были признаны неконституционными.

Обсуждая второе исковое требование Ефремова М.В., суд считает, что оно подлежит отклонению, по следующим основаниям.

Так, истец просит обязать администрацию района обеспечить его с семьей жилым помещением, как вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Однако заявитель, обращаясь в суд и ссылаясь на вышеназванное Постановление Конституционного Суда РФ о неконституционности некоторых положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, не представил доказательств о том, что данный акт является основанием для безусловного и немедленного предоставления жилья, тогда как в силу ст. 56 ГПК РФ, именно на истце лежит обязанность по представлению доказательств в обоснование своих требований.

В свою очередь с ДД.ММ.ГГГГ года обеспечение жильем инвалидов и участников Чернобыльской катастрофы осуществляется в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства РФ № 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 233-235, 237 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать действия (ответ от ДД.ММ.ГГГГ ) Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону незаконным.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента изготовления полного текста, начиная с 30.05.2011 г.

Судья                                                                                                             С.Г.Черников