о признании права собственности на домовладение



                       дело №2-885/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 июня 2011 г.                                                 г.Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г.Ростова - на - Дону в составе председательствующего судьи Черникова С.Г., при секретаре Варламовой Л.А.,

с участием:

-представителя истца Бальзамовой Е.С., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление гр. Меликян ФИО7 к Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, третье лицо не заявляющее самостоятельных требований: нотариус г. Ростова-на-Дону Ворушилина О.Г., Управление Росреестра по Ростовской области, МУ «Департамент архитектуры и градостроительства» г. Ростова-на-Дону, - о признании права собственности на самовольно возведенный дом,

УСТАНОВИЛ:

Меликян А.О. обратилась в суд с настоящим иском, в котором с учетом уточнений, в окончательном виде просит: «Признать право собственности на жилой дом литер «Б», общей площадью 304,6 кв.м. и жилой площадью 115,3 кв.м. в домовладении по <адрес>» (л.д.9, прот. с\з от ДД.ММ.ГГГГ).

Свои требования истец объясняет тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж ФИО8, титульный собственник указанного домовладения, вместе с которым в ФИО9 году истец построила своими силами и на свои средства спорный жилой дом. Поскольку у истца отсутствует акт ввода жилого дома в эксплуатацию, она обратилась в суд в порядке ст. 222 ГК РФ о признании права собственности.

В судебном заседании представитель истца поддержала иск.

В отношении иных лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено по основаниям ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в силу положений ст. 222 ГК РФ, а также по следующим обстоятельствам.

В судебном заседании установлено, что Меликян А.О. и ФИО13 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 умер (л.д.30).

Также суду известно, что ФИО2 являлся титульным собственником целого домовладения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (7\8 долей /л.д.25/) и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (1\8 доли /л.д.27/), что подтверждается справкой МУПТИиОН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).

После приобретения домовладения супруги снесли старый жилой дом и в ДД.ММ.ГГГГ году своими силами, на собственные средства возвели новый жилой дом литер «Б», общей площадью 304,6 кв.м., жилой 115,3 кв.м., что соответствует техпаспорту домовладения МУПТИиОН, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Для возведения нового жилого дома супруги получили Разрешение от ДД.ММ.ГГГГ архитектора <данные изъяты> (л.д.31).

Из текста разрешения следует, что районный архитектор разрешает строительство нового жилого дома взамен ветхого лит. «А» на основании Решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно заключению экспертного учреждения <данные изъяты> -Э от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом литер «Б» соответствует нормам СНиП, противопожарным и санитарным требованиям (л.д.86-101).

При жизни ФИО2 не успел узаконить самовольно возведенный дом лит. «Б», в связи с чем его супруга Меликян А.О. обратилась в суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.

Поскольку жилой дом литер «Б» не имеет разрешения на ввод в эксплуатацию, он является самовольным.

Жилой дом выстроен в домовладении принадлежащем супругу Меликян А.О., на земельном участке, разрешенным использованием которого является: индивидуальное жилищное строительство, о чём свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка (л.д.50).

Во-вторых, судом установлено, что земельный участок индивидуально-жилищного домовладения сформирован и имеет установленные границы, что подтверждается кадастровым паспортом, проектом границ земельного участка, кадастровым делом земельного участка (л.д.50,52).

Жилой дом лит. «Б» выстроен в указанных границах с отступлением от межи, что следует из данных технического паспорта, чертежа границ земельного участка и заключения строительно-технической экспертизы.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 признано право на получение в собственность бесплатно 7\8 доли земельного участка по <адрес>, кадастровый номер (л.д.33).

В нотариальной конторе после смерти наследодателя заведено наследственное дело . Наследником является Меликян А.О. (л.д.42).

В соответствии со ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. В состав наследства входят принадлежащие наследодателю вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Таким образом, судом установлено, что после смерти наследодателя, истец обосновано обратилась в суд с иском о признании права собственности на самовольно возведенный дом.

Согласно ст. 222 ч.1 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или существенным нарушениям градостроительных норм и правил.

В соответствии со ст. 222 ч.3 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 35 ЗК РФ - при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, лицо, к которому оно переходит, приобретает право на использование земельного участка, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний собственник.

Согласно ст. 271 ГК РФ - установлено, что лицо, к которому переходят права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний собственник недвижимости.

Из смысла и содержания данных норм права следует, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки сохраняется за землепользователями после введения в действие ЗК РФ. Данное право не может быть прекращено автоматически, поскольку оно приобретено надлежащим образом.

В силу ст.1 ч.1 п.5 ЗК РФ - принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.

При таком положении исковые требования Меликян А.О. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать за Меликян ФИО14 право собственности на жилой дом лит. «Б», общей площадью 304,6 кв.м., в т.ч. жилой 115,3 кв.м. в домовладении по <адрес>, исключив из числа собственников на указанное домовладение ФИО2.

Решение может быть обжаловано в областной суд через Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента составления полного текста, начиная с 20.06.2011 г.

Судья                              С. Г. Черников