ОБ ОБЯЗАНИИ УСТРАНИТЬ НАРУШЕНИЯ



Дело № 2-895/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2011 года                                                                    г.Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Шведенко М.В.,

с участием помощника прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону Мартынюк О.В.,

при секретаре Чебанян Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Ростовский автобусный завод», третье лицо - Управление Росприроднадзора по ЮФО, об обязании устранить нарушения требований законодательства,

УСТАНОВИЛ:

В Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону обратился прокурор Пролетарского района г.Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Ростовский автобусный завод», третье лицо - Управление Росприроднадзора по ЮФО, об обязании устранить нарушения требований законодательства.

Как указано в обоснование иска, прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в феврале 2011 года проводилась проверка соблюдения ООО «Ростовским автобусным заводом» (ООО «РОАЗ»), расположенным по адресу: <адрес>, требований природоохранного законодательства.

По результатам проведенной проверки установлено, что по адресу: <адрес> в <адрес> расположены производственные объекты, принадлежащие и эксплуатируемые ООО «РОАЗ».

Установлено, что в 2009-2010 гг. в ходе проведенных проверок Управлением Роспрпроднадзора по РО в деятельности ООО «РОАЗ» были выявлены нарушения, а именно:

не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

не разработаны нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

не обеспечено нормирование в области обращения с отходами и не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

не получены лимиты на размещение отходов.

В связи с выявленными нарушениями Управлением Росприроднадзора по РО по результатам проведенных проверок ООО «РОАЗ» привлекалось к административной ответственности, а также в адрес ООО «РОАЗ» вносились предписания об устранении нарушений требований природоохранного законодательства № 13-2/668/09 от 24.08.2009 г., № 08-668/10 от 29.04.2010 г., № 01-668/10 от 18.01.2010 г., № 09-668/10 от 07.05.2010 г. в которых были указаны сроки для устранения нарушений. Однако ООО «РОАЗ» требования предписаний в установленные сроки не выполнило, в связи с чем мировым судьей было привлечено к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

В 2011 году в прокуратуру района из Управления Росприроднадзора по ЮФО поступила информация о том, что по настоящий момент указанные в предписаниях требования не устранены.

На основании изложенного, в интересах неопределенного круга лиц прокурор с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит суд обязать ООО «Ростовский автобусный завод» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу: провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу; обеспечить нормирование в области обращения с отходами; разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; получить лимиты на размещение отходов; получить решение о предоставлении водного объектов пользование для сброса, в том числе дренажных вод (ливнестоков).

Приостановить эксплуатацию ООО «Ростовский автобусный завод» лазерной установки раскроя металла, сварочного цеха, автотранспорта до проведения: инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработки нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу; обеспечения нормирования в области обращения с отходами; разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; получения лимитов на размещение отходов; получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса, в том числе дренажных вод (ливнестоков).

В судебное заседание помощник прокурора Мартынюк О.В. явилась, исковые требования поддержала в уточненной редакции, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика - Коломейцева С.М. и Кричевцов В.В. в судебное заседание явились, исковые требования прокурора не признали, пояснив, что по первому пункту исковых требований возражений у ответчика нет, работы в этом направлении ведутся, запрещение же деятельности по эксплуатации перечисленных в иске объектов приведет к остановке производственной деятельности всего предприятия, что приведет к невозможности выплачивать заработную плату работникам и лишит бюджет области налоговых отчислений, иск просили отклонить.

Представитель третьего лица - Рыбянец С.Н. в судебное заседание явился, поддержал заявленные прокурором исковые требования, просил удовлетворить.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела судом усматривается, что в 2009-2010 гг. в ходе проведенных проверок Управлением Роспрпроднадзора по РО в деятельности ООО «РОАЗ» были выявлены нарушения, а именно:

не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

не разработаны нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

не обеспечено нормирование в области обращения с отходами и не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

не получены лимиты на размещение отходов.

Из материалов дела усматривается, что в связи с выявленными нарушениями Управлением Росприроднадзора по РО по результатам проведенных проверок ООО «РОАЗ» привлекалось к административной ответственности, а также в адрес ООО «РОАЗ» вносились предписания об устранении нарушений требований природоохранного законодательства № 13-2/668/09 от 24.08.2009 г., № 08-668/10 от 29.04.2010 г., № 01-668/10 от 18.01.2010 г., № 09-668/10 от 07.05.2010 г. в которых были указаны сроки для устранения нарушений. Однако ООО «РОАЗ» требования предписаний в установленные сроки не выполнило, в связи с чем мировым судьей было привлечено к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

В 2011 году в прокуратуру района из Управления Росприроднадзора по ЮФО поступила информация о том, что по настоящий момент указанные в предписаниях требования не устранены.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Источниками выбросов ООО «РОАЗ» является, в том числе сварочный цех с имеющимися в нем 10 аппаратами, которые используются ежедневно с 7 часов до 15.30, также лазерная установка для порезки листового металла, которая работает в таком же рабочем режиме.

В собственности ООО «Ростовский, автобусный завод» имеется 2 трактора, один грузовой автомобиль «ЗИЛ», два погрузчика, 3 легковых автомобиля.

Согласно ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

При этом, в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

Также в соответствии со ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

У ООО «РОАЗ» имеются договоры на утилизацию ТБО (ТОП), отходы организации образуются в основном от бытовых помещений, от производственных цехов, масла, шины, аккумуляторы, лампы дневного света и т.д.

Более того, в соответствии со ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: сброса в том числе сточных вод и (или) дренажных вод.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти.

Из ст. 24 ВК РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся, в том числе:

1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

6) утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;

9) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы.

Согласно ст. 21 ВК РФ предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляется на основании, в том числе решений исполнительных органов государственной власти.

Установлено, что на территории ООО «РОАЗ» имеется ливневая канализация, которая находится в рабочем состоянии и эксплуатируется ООО «РОАЗ». Ливневые воды с производственной территории ООО «РОАЗ» по данной ливневой системе поступают в реку Дон, однако в настоящий момент в нарушение п. 2, ч. 2 ст. 11 ВК РФ организацией сброс ливнестоков в поверхностные воды реки Дон осуществляется в отсутствие решения о предоставлении водных объектов в пользование, что недопустимо.

Таким образом, допущенные ООО «РОАЗ» вышеизложенные нарушения требований водного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха и иного законодательства регламентирующего обязанности природопользователей влекут опасность причинения вреда: водному объекту, атмосферному воздуху, а также окружающей среде в целом, что может негативно повлиять на состояние здоровья граждан.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Несоблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан по обеспечению экологической безопасности их жизни, здоровья и среды обитания. При выявленном грубом нарушении природоохранного законодательства и отсутствии должного реагирования останутся незащищенными интересы права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Согласно ч. 2 ст. 34 и ст. 80 ФЗ "Об охране окружающей среды" нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Суд принимает во внимание, что ответчик приступил к работе по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с 11 апреля 2011 г. Данное обстоятельство подтверждено документально, а именно в материалы дела представлена копия договора с ООО «Атмосфера-Н» от 20.12.2010 г., № 220-2010, платежное поручение об оплате по договору в сумме 124 000 руб. за первый этап, а также письмо контрагента ответчика о начале производства работ.

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, исследовав представленные сторонами доказательства - в совокупности и каждое в отдельности, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ростовский автобусный завод» нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Ростовский автобусный завод», третье лицо - Управление Росприроднадзора по ЮФО, об обязании устранить нарушения требований законодательства - удовлетворить.

Обязать ООО «Ростовский автобусный завод» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу:

провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

разработать нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

обеспечить нормирование в области обращения с отходами;

разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

получить лимиты на размещение отходов;

получить решение о предоставлении водного объектов пользование для сброса, в том числе дренажных вод (ливнестоков).

Приостановить эксплуатацию ООО «Ростовский автобусный завод» лазерной установки раскроя металла, сварочного цеха, автотранспорта до проведения:

инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

разработки нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

обеспечения нормирования в области обращения с отходами;

разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

получения лимитов на размещение отходов;

получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса, в том числе дренажных вод (ливнестоков).

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме 18.07.2011 г.           

Мотивированное решение составлено 18.07.2011 г.

Судья: