О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ



Дело № 2-1445/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года                                                        г.Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Шведенко М.В.,

при секретаре Чебанян Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Ростова-на-Дону в интересах Российской Федерации (истец - военный комиссариат Ростовской области) к Фомину Ю.А. о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

В Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону обратился военный прокурор гарнизона Ростова-на-Дону в интересах Российской Федерации (истец - военный комиссариат Ростовской области) к Фомину Ю.А. о взыскании денежных средств.

Как указано в иске, военной прокуратурой гарнизона Ростов-на-Дону проведена проверка исполнения должностными лицами отдела военного комиссариата Ростовской области по г. Таганрогу пенсионного законодательства, а также законодательства о сохранности федеральной собственности, в ходе которой установлено следующее.

Военнослужащий запаса Фомин Ю.А. проходит службу в таможенных органах Российской Федерации с 16 июня 2006 г., и одновременно получал пенсию за выслугу лет до 31 мая 2010 г.

Сумма выплаченного пенсионного обеспечения Фомину Ю.А. по линии Минобороны России, за период с 16 июня 2006 г. по 31 июня 2010 г. составила 290 146 (двести девяносто тысяч сто сорок шесть) рублей 66 коп.

Ответчик является пенсионером Минобороны России, начиная с 27 февраля 2006 года, что подтверждается выпиской из приказа № 282/л от 27 февраля 2006г.

Получение ответчиком пенсии за выслугу лет вопреки прямому указанию, содержащемуся в положениях ч.2 ст.6 Закона, указывает на факт неосновательного обогащения за счет средств бюджета Российской Федерации.

В связи с чем, в интересах РФ военный прокурор гарнизона г. Ростова-на-Дону просит суд взыскать с Фомина Ю.А. в пользу военного комиссариата Ростовской области денежные средства в размере 290 146 рублей 66 кореек.

В судебном заседании помощник военного прокурора гарнизона г. Ростова-на-Дону СКВО Волков Д.А., представитель военного комиссариата РО - Блажко А.А., действующий на основании доверенности, исковое заявление поддержали, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске, просили иск удовлетворить.

Ответчик Фомин Ю.А. в судебное заседание не явился, будучи извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие; дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела судом усматривается, что военной прокуратурой гарнизона Ростов-на-Дону проведена проверка исполнения должностными лицами отдела военного комиссариата Ростовской области по г. Таганрогу пенсионного законодательства, а также законодательства о сохранности федеральной собственности, в ходе которой установлено, что военнослужащий запаса Фомин Ю.А. проходит службу в таможенных органах Российской Федерации с 16 июня 2006 г., и одновременно получал пенсию за выслугу лет до 31 мая 2010 г.

Сумма выплаченного пенсионного обеспечения Фомину Ю.А. по линии Минобороны России, за период с 16 июня 2006 г. по 31 июня 2010 г. составила 290 146 рублей 66 коп.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, производится в настоящее время на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г, № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты.

Реализуя конституционную обязанность государства по социальной защите военнослужащих и членов их семей, федеральный законодатель установил для лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии за выслугу лет (ст. 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", (далее - Закона), ст.ст. 4 и 5 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Пенсия за выслугу лет, согласно п. «а», «б» ст. 13 рассматриваемого Закона, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе 20 лет и более; вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45 летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст. 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Применительно к лицам, проходившим военную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Выслуга лет, выступает в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную службу и по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе прохождения военной службы.

Ответчик является пенсионером Минобороны России, начиная с 27 февраля 2006 года, что выпиской из приказа № 282/л от 27 февраля 2006 г.,

Согласно ч.1 ст. 6 Закона лицам, указанным в ст. 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. На основании ст. 13, ч.1 ст. 14 и ст. 53 Закона, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии.

Вместе с тем, ч. 2 ст. 6 рассматриваемого Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в таможенные органы, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Следовательно, право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

Положения ст.6 Закона были предметом рассмотрения КС РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. № 6-П по делу о проверке конституционной части второй статьи 6 закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», № 4468-1 от 12 февраля 1993 г., указано, что пенсионерам выплата назначенной пенсии на время службы в таможенных органах приостанавливается.

При этом Фомину Ю.А. при назначении пенсии разъяснялось в отделе военного комиссариата Ростовской области муниципального образования, что при наступлении обстоятельств, лишающих его права на дальнейшее получение пенсии, или уменьшения ее размера, в связи с поступлением на военную службу, он обязан немедленно сообщить об этом в отделение Сберегательного банка Российской Федерации и орган, назначивший пенсию, то есть Центр социального обеспечения военного комиссариата Ростовской области.

Также данное положение разъяснено в памятке пенсионного удостоверения. Ответчик, вопреки указанным требованиям, не сообщил о своем поступлении в органы таможенной службы в пенсионный орган Минобороны России и в военный комиссариат муниципального образования, где он состоит на учете.

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», сотрудникам таможенных органов, которые проходят службу, присваивается специальное звание и выплачивается "Денежное довольствие.

На основании ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Причем на основании п. 2 ст. 1102 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих яиц или произошло помимо их воли.

Получение ответчиком пенсии за выслугу лет вопреки прямому указанию, содержащемуся в положениях ч.2 ст.6 Закона, указывает на факт неосновательного обогащения за счет средств бюджета Российской Федерации.

Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается заявитель и представитель истца в обоснование заявленных требований, подтверждаются документально, ответчиком не оспорены.

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, исследовав в совокупности все доказательства, представленные сторонами, приходит к выводу о том, что исковые требования военного прокурора гарнизона Ростова-на-Дону в интересах Российской Федерации (истец - военный комиссариат Ростовской области) нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, доказательств обратного суду не представлено.

С ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой заявитель был освобожден при подаче иска в силу закона, в сумме 6 101 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования военного прокурора гарнизона Ростова-на-Дону в интересах Российской Федерации (истец - военный комиссариат Ростовской области) к Фомину Ю.А. о взыскании денежных средств, - удовлетворить.

Взыскать с Фомина Ю.А. в пользу военного комиссариата Ростовской области денежные средства в размере 290 146 (двести девяносто тысяч сто сорок шесть) рублей 66 кореек.

Взыскать с Фомина Ю.А. в доход государства госпошлину в сумме 6 101 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме 27.06.2011 г.         

Мотивированное решение составлено 27.06.2011 г.

         

Судья: