о признании действий незаконными



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 августа 2011 года

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе:

председательствующего судьи Мельситовой И.Н.

при секретаре Семашко О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова ФИО5 к Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, о признании действий незаконными и обязании предоставить жилое помещение

Установил:

В суд обратился Власов ФИО6 с иском Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, о признании действий незаконными и обязании предоставить жилое помещение, указывая, что состоит на учете граждан нуждающихся в жилом помещении составом семьи 1 человек и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилья, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.

Поскольку проживать по месту регистрации истец не имеет возможности без угрозы здоровью проживающих в данном жилом помещении лиц, и вынужден жить на съемных квартирах.

На его устные и письменные обращения с просьбой предоставления ему внеочереди жилого помещения, Администрация Пролетарского района г. Ростова-на-Дону ответила отказом, ссылаясь на то, что органом местного самоуправления формируется сводный список граждан вышеуказанных категорий с целью предоставления жилых помещений из муниципального жилого фонда города. Обеспечение благоустроенных жилых помещений во внеочередном порядке льготной категории граждан, будут     производится при выделении квартир соответствующей номенклатуры Администрацией города, которые распределяются согласно сводному льготному списку, исходя из времени принятия на учет.

          Истец считает, что данные действия Администрации района по включению его в список на внеочередное получение жилья является незаконными, нарушающими его права предусмотренные ст. 40 Конституции РФ и ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку ЖК РФ закрепив за гражданами право на получение жилья во внеочередном порядке не указал сроки предоставления такого жилья, что свидетельствует о том, что жилье должно предоставляться после обращения их в орган местного самоуправления      с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется список внеочредников не означает, что жилье гражданам имеющим право на его получение вне очереди, жилье должно предоставляться в порядке очередности по названному списку, поскольку в компетенцию органов госвласти субъектов РФ входил лишь установление порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.     

Предоставление жилых помещении внеочереди не поставлено в зависимость от наличия и отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения внеочереди, а поэтому указанное право должно быть реализовано в независимости от наличия иных лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятии их на учет.     

Указывая, что внеочредное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь, жилье      должно быть предоставлено сразу же после обращения за его получением, а не в порядке очереди по сводному списку очередников, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать действия администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону по включению истца в сводный список - очередь для внеочередников незаконными и обязать предоставить жилое помещение по нормам и в срок, установленный действующим законодательством без учета какого либо сводного списка и времени принятия на учет.     

С учетом мнения истца судом была привлечена к участию в деле в качестве соответчика администрация г. Ростова-на-Дону.

В судебном заседании истец поддержал свои требования и просил удовлетворить их в полном объеме, обязав предоставить любого из ответчиков, на которого данная обязанность возложена законом      предоставить ему жилое помещение по нормам и в срок, установленный действующим законодательством без учета какого либо сводного списка и времени принятия на учет.

Представитель Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону     с требованиями не согласилась, пояснив, что оснований для признания их действий по включению истца в список внеочредников незаконной не имеется, поскольку, истец собственноручно писал заявление о включении его в данный список. Кроме того, истец срок давности предъявления такого требования. Также представитель администрации района указала на то, что обязанность по предоставлению жилья лежит на органе местного самоуправления.

Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону с требованиями не согласилась, пояснив, что Администрация г. Ростова-на-Дону является ненадлежащим ответчиком, поскольку предоставлении жилья данной категории граждан производится на основании решении, принятого администрацией район в форме распоряжения, главным распорядителем денежных средств на приобретение жилья является Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону.

Представитель Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дне рассмотрения дела надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы, обозрев учетное дело Власова В. дела, суд приходит к следующему.

Так, частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Из материалов дела усматривается, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Власов В.П. был признан с составом семьи 1 человек нуждающимся в жилом помещении и малоимущим и принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В последующем распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Власова В.П. от ДД.ММ.ГГГГ, последний был включен составом семьи один человек в отдельный список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.

Как видно из решения КЭК от ДД.ММ.ГГГГ Власову В.П. поставлен диагноз активный туберкулез легких в заразной форме по состоянию здоровья он подпадает под действие Постановления РФ от ДД.ММ.ГГГГ И от ДД.ММ.ГГГГ и постановке на льготную очередь для туб.больных.

Власов В.П. обратился в Администрацию района с заявление о предоставлении ему жилого помещения внеочереди.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ \<адрес> разъяснила заявителю, что органом местного самоуправления формируется сводный список граждан вышеуказанных категорий с целью предоставления жилых помещений из муниципального жилого фонда. Включение граждан в данный список производится по дате принятия на квартирный учет.

Обеспечение благоустроенными жилыми помещениями во внеочередном порядке льготной категории граждан, в том числе и заявителя будет производится при выделении квартир соответствующей номенклатуры Администрацией города, которые распределяются согласно сводному льготному списку, исходя из времени принятия на учет.

Истец не отрицал, что данный ответ им получен был в январе 2011 года.

Данные действия администрации района истец считает незаконными, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать действия администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону по включению истца в сводный список - очередь для внеочередников незаконными и обязать предоставить жилое помещение по нормам и в срок, установленный действующим законодательством без учета какого либо сводного списка и времени принятия на учет.

Разрешая требования истца о признании действий администрации района незаконными, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом, заявитель должен доказать сам факт совершения оспариваемых действий и нарушение его прав, а в соответствии о ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий и решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего возлагаются на лиц, которые приняли оспариваемые решения.

К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как видно из материалов дела истец оспаривает действия администрации района по включению его в льготный список распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец не отрицал, что копию данного распоряжения он получил в срок предусмотренный законом.

Таким образом, истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с данным заявлением, поскольку ему стало известно об оспариваемых действиях ответчика в сентябре 2010 года, а с настоящим заявлением он обратился в апреле 2011 года.

Уважительных причин, которые могли бы служить основанием для восстановления срока на подачу такого заявления истцом не названо и доказательств уважительности таких причин не представлено. О восстановлении данного срока истец не ходатайствовал.

Что касается требований истца о предоставлении ему жилого помещения, то суд находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.ю предоставления жилых помещений из муниципального жилого фонда. ом мстного самоуправления формируе в ключен составом семьи один ччедовек в отлельный список граждан,

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний.

Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствие иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний.

Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется список внеочредников не означает, что жилье гражданам имеющим право на его получение вне очереди, жилье должно предоставляться в порядке очередности по названному списку, поскольку в компетенцию органов госвласти субъектов РФ входил лишь установление порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.     

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец, стоит на учете в качестве нуждающихся в получении жилья, имеет право на его внеочередное получение, неоднократно требовал предоставления ему жилого помещения внеочереди, однако ему в этом было отказано, суд полагает, что требования истца в этой части подлежат удовлетворению.

Отсутствие финансирования, не выделение квартир на эти цели, наличие иных лиц, имеющих равное с истцом право на внеочередное получение жилья не может служить основанием для отказа истцу в иске.

В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П).

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права Администрации г. Ростова -на-Дону, ссылающееся на то, что денежные средства на эти цели ей не выделяются.

Что же касается части третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", то, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства. Данная позиция нашла отражение в определении Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ N 1563-О-О.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена на Администрацию г. Ростова-на-Дону.

В иске Власова В.П. к <адрес> надлежит отказать, поскольку Администрация района в данном случае не является надлежащим ответчиком, так как ею в рамках своих полномочий осуществляется ведение учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Администрация района органом местного самоуправления по решению которого предоставляются жилые помещения этой категории граждан, а является территориально исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления.

Доводы представителя Администрации г. Ростова-на-Дону о том, что обязаность предоставления жилого помещения должна быть возложена на Департамент координации строительства и перспективного развития, суд считает не состоятельными.

Так, данный департамент также не является органом местного самоуправления на который ст.57 ЖК РФ возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилья.

Согласно уставу департамента данный департамент является отраслевым органом Администрации г. Ростова-на-Дону со статусом юридического лица и осуществляет функции главного распорядителя средств городского бюджета, выделенных на капитальное строительство и реконструкцию.

В функции департамента входит разработка проектов МЭРа по распределению жилья и координация работы по учету, распределению и предоставлению различным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Департамент явялется главным распорядителем денежных средств местного бюджета выделенных на капитальное строительство и реконструкцию.

Между тем, жилые помещения предоставляются постановлением Мэра г. Ростова -на-Дону - главой Администрации г. Ростова-на-Дону, являющийся органом местного самоуправления.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования Власова В.П. подлежат частичному удовлетворению.

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Власову ФИО7 по договору социального найма во внеочередном порядке жилое помещение, соответствующее установленным законом нормам предоставления жилого помещения,

на состав семьи один человек.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд в течение 10 дней с момента составления решения суда в окончательной форме - 8 августа 2011 года.

Председательствующий судья: