дело № 2-928/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 3 июня 2011 г. г. Ростов-на-Дону Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Черникова С.Г., при секретаре Варламовой Л.А., с участием: -помощника прокурора Карпова В.А., -от ОАО «РЖД» Антоновой Е.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гр.дело по иску Туапсинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», в лице структурного подразделения СК ЖД - филиала ОАО «РЖД», - о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения закона и др., УСТАНОВИЛ: Туапсинский транспортный прокурор обратился в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «РЖД», в лице структурного подразделения СК ЖД- филиала ОАО «РЖД», в котором с учетом уточнений исковых требований просит: «1). Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», в лице Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», выражающееся в непринятии мер направленных на устранение нарушений законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму, а именно по обеспечению наиболее важных объектов железнодорожного транспорта инженерно-техническими средствами защиты, системами сигнализации и видеонаблюдения и поддержанию их в работоспособном состоянии на железнодорожном мосту через <данные изъяты>, железнодорожных тоннелях <данные изъяты>. 2). Обязать ответчика привести в исправное состояние техническое средства защиты (видеокамеры, системы периметровой сигнализации, освещение, ограждение) железнодорожного моста через <данные изъяты>, железнодорожных тоннелей перегона <данные изъяты>» (л.д.6, прот. с\з от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.). В ходе рассмотрения дела прокурор поддержал заявленные требования и показал, что организация обеспечения безопасности указанных объектов железнодорожного транспорта не отвечает требованиям антитеррористической защищенности, в т.ч. Правилам пропускного режима на объектах Министерства путей сообщения РФ № ЦУО-419 от 13.01.1997 г. В судебном заседании представитель ответчика иск не признала, но не отрицала обоснованность нареканий прокурора к освещенности спорных объектов, выявленной в ходе прокурорской проверки. В остальной части выявленные недостатки устранены в ходе рассмотрения настоящего иска, а именно восстановлено ограждение из колючей проволоки, установлены таблички о приближении к режимному объекту, по периметру вырублен заросший кустарник. Вместе с тем, представитель отклонила требования прокурора о якобы ненадлежащем видеонаблюдении и сообщила, что видеонаблюдение объектов имеется, что подтверждается прокурорской проверкой, однако каких-либо иных требований законодателя к количеству видеокамер и т.п. нет. Выслушав прокурора, представителя ОАО «РЖД», исследовав имеющиеся доказательства, суд считает, что уточненные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2,8 ФЗ «О транспортной безопасности» - целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, материально-техническому оснащению, осуществление контроля и надзора за ней. В соответствии со ст. 12 ФЗ - субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности. Согласно ст. 4 вышеназванного закона, обеспечение транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, т.е. собственника объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, или использующих их на законном основании. За неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность. Меры противодействия терроризму должны быть соразмерны степени террористической опасности. В целях обеспечения защиты жизни и здоровья населения на транспорте Президентом РФ издан Указ № 403 от 31.03.2010 г. «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Во исполнение этого Указа Правительством РФ утверждена комплексная программа по обеспечению безопасности (Распоряжение № 1285-р от 30.07.2010 г.). Приложением №3 к Комплексной программе утверждены требования к оснащению объектов системами телевизионного наблюдения, охранной сигнализацией и т.п. Железнодорожный мост через <данные изъяты> и железнодорожный тоннель перегона Навагинская-Пшиш отнесены к перечню наиболее важных объектов железнодорожного транспорта (Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2009 г. № 891-р). Балансодержателем указанных объектов является Туапсинская дистанция пути СКЖД. В соответствии с п.2 Правил пропускного режима на объектах Министерства путей сообщения РФ № ЦУО-419 от 13.01.1997 г. на территории искусственных сооружений устанавливается запретная зона не менее 100 метров в обе стороны от оси земляного полотна и 150 м. от границ сооружений. Границы запретной зоны ограждаются из забора из колючей проволоки и обозначаются предупредительными знаками «Запретная зона - проход (проезд) запрещен», «Охраняется служебными собаками». Охранное освещение запретных зон и подступов к ним оборудуется светильниками на отдельных опорах. Охранное освещение должно обеспечивать освещенность: на границах запретной зоны, опор мота - не менее одного люкса; троп нарядов, пешеходных дорожек, площадок для построения караула - не менее 10 люкс; На постах, распложенных на границах мостов и тоннелей, устанавливаются управляемые, узколучевые прожекторы. Однако, ДД.ММ.ГГГГ, в ходе прокурорской комиссионной проверки состояния антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного моста через <адрес> и железнодорожных тоннелей перегона <данные изъяты>, состоящих на балансе <данные изъяты>, было выявлено (л.д.10,15): На охране железнодорожных тоннелей: -в исправном состоянии работают не все установленные видеокамеры; -ограждение запретной зоны, примыкающее к лесной стороне, частично отсутствует; -освещение по периметру запретной зоны отсутствует, порталы тоннелей также не освещены; -тропа наряда (деревянный настил) по периметру запретной зоны пришла в негодность; -территория запретной зоны заросла кустарником. На охране железнодорожного моста (л.д.19): -периметровое ограждение отсутствует на 80-90%; -освещение по периметру и освещение моста отсутствуют; -отсутствуют предупредительные знаки об охране объекта; -территория запретной зоны охраняемого объекта заросла кустарником; -системы периметровой сигнализации не работают. В ходе рассмотрения настоящего иска ответчик представил справку об устранении недостатков в части восстановления периметра спорных объектов колючей проволокой и размещения по периметру объектов, на мосту оповещающих табличек, произведена вырубка кустарников, деревьев и мелкой поросли вокруг объектов (л.д.66). При таком положении и учитывая, что ответчик в добровольном порядке частично устранил вышеназванные недостатки, т.е. в данной части восстановлено нарушенное право в возникших правоотношениях, суд приходит к выводу об отклонении заявленных исковых требований в данной части. Вместе с тем, поскольку недостатки в части освещенности объектов до настоящего времени не устранены, исковые требования в данной подлежат удовлетворению. В части исковых требований к обеспечению объектов видеокамерами и системами периметровой сигнализацией, суд приходит к следующему. Как сказано выше, во исполнение Указа Президента РФ № 403 от 31.03.2010 г., Правительством РФ разработано Распоряжение от 30.07.2010 г. № 1285-р об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. В свою очередь, во исполнение требований Президента РФ, Правительства РФ к транспортной безопасности, Министерством транспорта РФ разработан «Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». утвержденный приказом по министерству №34 от 11.02.2010 г. Из п. 2 указанного документа известно, что План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты транспортной инфраструктуры или транспортного средства. План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами и содержит сведения: -о границах объекта, -о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, видеонаблюдения, связи, освещения и т.п. (п.4 Порядка); План разрабатывается отдельно для каждого объекта (п.5). Решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Осуществляя мероприятия по исполнению требований Президента РФ и Правительства РФ, 8.02.2011 г. Министерством Транспорта РФ издан Приказ № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности…». Согласно п.5.8 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающим уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» вышеописанный План обеспечения транспортной безопасности может быть разработан в течение трех месяцев и реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов. Таким образом, судом установлено, что в соответствии с современными законодательными актами оснащение железнодорожных объектов инженерно-техническими системами безопасности (видеонаблюдение, сигнализация) возможно только в соответствии с утвержденными Планами обеспечения транспортной безопасности, на разработку которых и утверждение отведён комплекс предварительных соответствующих мероприятий. Однако суду известно, что в настоящее время указанные мероприятия по оценке уязвимости объектов, План обеспечения транспортной безопасности объекта ещё не разработаны и не утверждены компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, в связи с чем не представляется возможным обязать ответчика выполнить требования к инженерно-техническому оснащению, поскольку такое решение будет неисполнимым. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать ОАО «РЖД», в лице Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», привести в исправное состояние освещение железнодорожного моста через <данные изъяты>, железнодорожные тоннели перегона <данные изъяты>. Остальные требования отклонить. Решение может быть обжаловано в областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента изготовления полного текста. Полный текст изготовлен 8.06.2011. Судья С.Г.Черников