Дело № 2-860/11 РЕШЕНИЕ Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Шведенко М.В., при секретаре Андросовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугаян Е.Н. к Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону об обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Бугаян Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону об обязании поставить ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на неудовлетворительные условия проживания. В обоснование исковых требований истец указывает, что квартира, в которой она зарегистрирована и проживает, не соответствует предъявленным требованиям СанПин «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», что подтверждается заключениями филиала ФГЗУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области в г. Ростове-на-Дону» № от 06.08.2010г. и актом обследования районной МВК от 22.07.2010г. Лестница в квартиру с улицы проходит по наружной стене дома, представляет собой металлическую конструкцию, которая зимой обмерзает и по ней невозможно подняться в квартиру. Истец указывает, что Прокуратура Ростовской области, Управление делами Президента РФ, Минздрав РФ, Минрегион РФ считают, что в соответствии с ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ» О ветеранах» предусмотрено обеспечение участников и инвалидов ВОВ, а также членов семьи погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв.м., что подразумевает право Бугаян Е.Н., как члена семьи сразу двух умерших ветеранов ВОВ на получение жилой площади. Истец указывает, что несмотря на неоднократные обращения в администрацию Пролетарского района г. Ростова-на-Дону с вопросом постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она получает отказ. Истец Бугаян Е.Н. считает, что отказ ответчика по вопросу улучшения ее жилищных условий является неправомерным, нарушает ее жилищные права как члена семьи умерших ветеранов Великой Отечественной войны, просит суд с учетом уточнения в порядке ст.39 ГП РФ от 17.10.2011г. обязать администрацию Пролетарского района г. Ростова-на-Дону поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - в предоставлении жилого помещения (л.д.188). Истец Бугаян Е.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске, просила иск в уточненной редакции удовлетворить в полном объеме. Представители ответчика - администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, действующие на основании доверенности - Кожухарь Д.В. и Шевченко Г.О., в судебное заседание явились, исковые требования Бугаян Е.Н. не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 101-104), просили в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, <адрес> была зарегистрирована по праву собственности за М.Н.И. и М.М.Е. (л.д.36). М.М.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37), ее наследниками по закону являлись муж М.Н.И.. и дочь Бугаян Е.Н., истица по настоящему делу. М.Н.И. в лице представителя по доверенности Бугаян Е.Н. отказался от принятия причитающейся ему доли в наследственном имуществе, открывшемся после смерти супруги (л.д.59), таким образом, истец Бугаян Е.Н. унаследовала 1/2 долю в праве собственности на <адрес>, в <адрес> (л.д.72). М.М.Е. и М.Н.И. являлись участниками Великой Отечественной войны, что подтверждается копиями удостоверений (л.д.38, 43). М.Н.И. умер ДД.ММ.ГГГГ Брак Бугаян (до брака ФИО12) Е.Н. и Б.М.Г. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64). Истцу Бугаян Е.Н. на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ № по праву совместной с Б.Э.М. собственности принадлежит также <адрес> по адресу: пе<адрес>, 87. лит. «А» (л.д.95). Согласно заключению районной МВК (акт от ДД.ММ.ГГГГ № - л.д.25), выполненному в соответствии с требованиями СП 13-102-200 правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», конструктивные элементы <адрес> по адресу: <адрес>, общеполезной площадью 27,2 кв.м. в том числе жилой - 17, 3 кв.м., обрушением не грозят, находятся в работоспособном состоянии, квартира пригодна для постоянного проживания. Положениями ст.51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именно: 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Положениями ст.52 ЖК РФ урегулирован порядок принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно: 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Положениями ст.21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» предусмотрено предоставление мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Так, нормой указанной статьи 21 ФЗ-5 от 12.01.1995, установлено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п.4 ч.1 ст.21 ФЗ-5). Таким образом, необходимым критерием для разрешения вопроса о праве члена семьи умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны на предоставление мер социальной поддержки, является факт нетрудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы. При этом положениями ч.2 указанной ст.21 ФЗ-5 установлено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Ни к одной из указанных в ч.2 ст.21 ФЗ-5 категорий граждан истец Бугаян Е.Н. не относится. Более того, не является также истец Бугаян Е.Н., вступившая в брак в 1976 году., нетрудоспособным членам семьи умерших участников Великой Отечественной войны, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение). Доказательств обратного суду не представлено. В связи с чем суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных Бугаян Е.Н. исковых требований. В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу положений ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Суд, исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, оценив представленные сторонами доказательства каждое в отдельности и в их взаимной связи, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Бугаян Е.Н. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Бугаян Е.Н. к Администрации Пролетарского района г.Ростова-на-Дону об обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме 05.12.2011 г. Мотивированное решение составлено 05.12.2011 г. Судья: