дело № 2-826/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 марта 2011 г. г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Черникова С.Г., при секретаре Варламовой Л.А.,
с участием:
-ст.помощника Кавказского транспортного прокурора ЮТП Мамедова В.Г.,
-представителя ОАО «РЖД» Склярова А.А., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику ОАО «РЖД», в лице структурного подразделения СКЖД - филиала ОАО «РЖД», - о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по созданию рабочих мест в счет квот и др.,
УСТАНОВИЛ:
Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ОАО «РЖД», в лице структурного подразделения СКЖД - филиала ОАО «РЖД», в котором просит:
«1). Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», в лице структурного подразделения СКЖД - филиала ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по созданию рабочих мест в счет квоты. 2). Обязать ОАО «РЖД», в лице структурного подразделения СКЖД - филиала ОАО «РЖД» устранить в полном объеме допущенные нарушения норм законодательства о занятости населения в Кавказской дистанции пути, а именно:
-создать рабочие места в счет квоты;
-своевременно предоставлять по установленной форме сведения в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения Кавказского района» в части создания рабочих мест в счет квоты» (л.д.7).
Своё обращение в суд прокурор мотивирует тем, что в ДД.ММ.ГГГГ в Кавказской дистанции пути проведена прокурорская проверка соблюдения законодательства занятости населения. По результатам проверки соблюдения законодательства в Кавказской дистанции пути СКЖД ОАО «РЖД» выявлены следующие нарушения: ответчик не создал рабочих мест в счет квоты для трудоустройства инвалидов, лиц моложе 18 лет (иных граждан, испытывающих трудности в поиске работы), и не предоставляет соответствующую информацию по квотам в органы службы занятости населения.
В судебном заседании прокурор Мамедов В.Г. поддержал заявленные требования.
Представитель ОАО «РЖД» Скляров А.А., действующий по доверенности, иск не признал, но не отрицал результаты прокурорской проверки о том, что в ДД.ММ.ГГГГ и в целом по году, вплоть до настоящего времени, в Кавказской дистанции пути не были созданы рабочие места в счет квот для трудоустройства инвалидов и лиц моложе 18 лет, иных граждан испытывающих трудности в поиске работы. При этом пояснил, что трудоустройство инвалидов и молодых лиц невозможно в силу специфики физически тяжелой работы на транспорте.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ - в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Согласно ст.5, 13, 25 Закона от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» - государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; несовершеннолетние; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане уволенные с военной службы и члены их семей, а также другие). государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем установления квоты для приема на работу инвалидов. В то же время работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а также граждан, нуждающихся в социальной защите. Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с требованиями ст. 20, 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. - Организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 чел., законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при квотировании рабочих мест для трудоустройства.
В соответствии со ст. 1, 2, 4, 5, 6 Закона Краснодарского края от 8.02.2000 г. №231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» - организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Краснодарского края. численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливаются квоты для приема на работу граждан из числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы. Размер квот для организаций численностью работников свыше 100 человек составляет для инвалидов - 2%, для молодежи и иных граждан, испытывающих трудности в поиске работы - 2%. Перечень организаций, для которых вводятся квоты, определяют органы местного самоуправления. Работодатели обязаны создавать (выделять) рабочие места для трудоустройства граждан и трудоустраивать граждан, испытывающих трудности в поиске работы; предоставлять информацию в соответствующий центр занятости населения и местную администрацию об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней с момента принятия соответствующего решения.
Постановлением Главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных мест (должностей) в органы государственной службы занятости населения Краснодарского края. Согласно п.п. 1.2, 2.1, 2.2 указанного Постановления его исполнение обязательно всеми работодателями. Информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) все работодатели предоставляют в органы государственной службы занятости по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц до 28 числа текущего месяца. Данная информация предоставляется работодателями по форме «Сведения о потребности в работниках».
Постановлением администрации муниципального образования Кавказский район от 13.11.2010 г. №1019 «Об установлении минимального количества рабочих мест (квот) на предприятиях, организациях муниципального образования Кавказский район для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы в 2010 г.» утвержден перечень предприятий и организаций, которым вводятся квоты. В число данных предприятий входит Кавказская дистанция пути, для которой установлена квота для инвалидов - 5 работников, для молодежи (а также иных граждан, испытывающих трудности в поиске работы) - 5 работников.
Обращаясь в суд с настоящим иском прокурор сообщает, что в процессе проверки соблюдения законодательства о занятости населения установлено, что согласно штатному расписанию о ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному СКЖД, штатная численность работников Кавказская дистанция пути составляет 339 единиц (в том числе: руководители - 24, специалисты - 19, другие служащие - 1, рабочие - 295).
Однако, в нарушение требований вышеуказанного законодательства Кавказской дистанцией пути, дислоцирующейся в г. Кропоткине Краснодарского края, не созданы рабочие места в счет квоты и не предоставляются по установленной форме сведения в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения Кавказского района» в части изменений, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест и др.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд руководствуется выше перечисленными основаниями, а также исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, что органом местного самоуправления Кавказская дистанция пути включена в Перечень организаций, которым устанавливается квота для приема на работу инвалидов и др.
Постановлением муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № ей установлена квота для создания рабочих мест (трудоустройства) инвалидов - 5 работников, для молодежи (а также иных граждан, испытывающих трудности в поиске работы) - 5 работников.
Однако ответчик, в лице Кавказской дистанции пути, структурного подразделения СКЖД, филиала ОАО «РЖД» проигнорировал требования действующего законодательства и не создал рабочих мест в счет квот вплоть до настоящего времени.
Представитель ОАО «РЖД» Скляров А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не отрицал, что в Кавказской дистанции пути в целом по 2010 году, вплоть до настоящего времени, не созданы такие рабочие места в счет квот, а также не отрицал, что не предоставлялась соответствующая информация в органы государственной службы занятости населения, местную администрацию по установленной форме «Сведения о потребностях в работниках».
При этом представитель РЖД сообщил, что в Центр занятости в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены:
-Сведения о потребности в работниках,
-Список граждан работающих в счет установленной квоты,
-Сведения о ходе выполнения квотирования рабочих мест
в подтверждения чего представил суду их копии.
Однако прокурор возразил против указанных копий и сообщил, что ответчик вводит суд в заблуждение, т.к. указанные документы не соответствуют установленной форме «Сведения о потребностях в работниках». Они не содержат сведений о создании рабочих мест в счет квот, а только перечисляют количество работающих инвалидов на предприятии.
Учитывая изложенное, суд критически относится к доводам представителя ответчика, поскольку в представленных документах просто перечислена статистика о работающих инвалидах и работниках из числа молодежи, но эта информация не содержит сведения о создании рабочих мест в счет квот.
При этом в сведениях о работающей молодежи ответчиком необоснованно указаны лица старше 20 лет, что не соответствует положениям действующего законодательства.
В письме ГУ «Центр занятости населения Кавказского района» от ДД.ММ.ГГГГ № последний опроверг доводы представителя ОАО «РЖД» и сообщил, что в ДД.ММ.ГГГГ ответчик не представил сведения о создании рабочих мест в счет квот (л.д.10).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> также сообщил суду о том, что в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Кавказская дистанция пути представила:
-Сведения о потребности в работниках,
-Список граждан работающих в счет установленной квоты,
-Сведения о ходе выполнения квотирования рабочих мест.
Однако в них по прежнему отсутствует информация о создании рабочих мест для трудоустройства молодежи, а также отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (л.д………………….
Кроме этого, доводы искового заявления подтверждаются представлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Кавказкой дистанции пути № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кавказского транспортного прокурора (л.д.10,11,14).
В письме № от ДД.ММ.ГГГГ. Кавказская дистанция пути сообщает, что не является самостоятельным юридическим лицом, штатное расписание дистанции пути утверждает начальник СКЖД в пределах лимитов численности, утверждаемых ОАО «РЖД». То есть, Кавказская дистанция не может самостоятельно создавать или выделять рабочие места для трудоустройства граждан в счет квот. В свою очередь квотирование не выполняется из-за специфики производственной деятельности, которая связана с обеспечением безопасности движения поездов, выходом на железнодорожный путь, с вредными и особо вредными условиями труда. В таких условиях труд инвалидов и работников моложе 18 лет запрещен (л.д.14).
Вместе с тем суд обращает внимание на то обстоятельство, что в иске речь идёт не о трудоустройстве инвалидов, а всего лишь о не исполнении ответчиком возложенных обязанностей по созданию рабочих мест в счет квот и по непредставлению информации о квотах.
Также суд обращает внимание на то обстоятельство, что действующим федеральным законодательством, нормативными актами Краснодарского края не предусмотрено, что количество квотируемых мест зависит от специфики работы конкретной организации, либо от ограничений по медицинским требованиям, которые предъявляются при приёме на работу инвалидов.
При таком положении и учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В силу ст. 45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», в лице структурного подразделения СКЖД - филиала ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по созданию рабочих мест в счет квоты.
Обязать ОАО «РЖД», в лице структурного подразделения СКЖД - филиала ОАО «РЖД» устранить в полном объеме допущенные нарушения норм законодательства о занятости населения в Кавказской дистанции пути, а именно:
-создать рабочие места в счет квоты;
-своевременно предоставлять по установленной форме сведения в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения Кавказского района» в части создания рабочих мест в счет квоты.
Решение может быть обжаловано в областной суд в течение 10 дней с момента составления полного текста, начиная с 30.03.2011 г.
Судья С.Г.Черников