Решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении по ст. 16.4 КоАП РФ



                         Дело №12-175/11

Р Е Ш Е Н И Е

25 июля 2011 года        г.Ростов-на-Дону

Судья Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону Будаев В.В., рассмотрев жалобу Толочного Николая Федоровича на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзор по РО от 16.02.2011 года №335 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ в отношении Толочного Николая Федоровича, директора ООО ЖКХ «Тоник» плюс, проживающего по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзор по РО от 16.02.2011 года №335 признан Толочный Н.Ф. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.42 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей.

На данное постановление Толочным Н.Ф. подана в Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону жалоба, в которой он просит отменить постановление, ссылаясь на то, что постановление им получено 03 июня 2011г. Из обжалуемого постановления следует, что Толочный Н.Ф. привлекается к административной ответственности за допущенные нарушения СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №64 от 10.06.2010г.: -допускается крепление умывальных раковин непосредственно к ограждающим конструкциям жилых комнат (п. 3.8. СанПиН); -отсутствуют вытяжные отверстия каналов в туалетах (п.4.7СанПиН). Указанные нарушения СанПин не могут вменяться директору ООО ЖКХ «Тоник» плюс по следующим основаниям. ООО ЖКХ «Тоник» плюс является управляющей организацией и деятельностью общества является управление многоквартирными домами, которое в силу ст. 162 Жилищного кодекса РФ и заключенных с собственниками помещений договоров управления, должно в течение согласованного срока за плату (средства собственников) обеспечивать, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельностью. Общество осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> в соответствии с заключенными договорами управления домом. Состав общего имущества дома отражен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491. В соответствии с п.5 указанных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Договор управления домом также содержит перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома. Умывальные раковины не входят в состав общего имущества, закреплены к ограждающим конструкциям жилых комнат при постройки и вводе в эксплуатацию указанного многоквартирного дома в соответствии с техническим проектом. Канализационная обвязка к умывальникам смонтирована также в соответствии с проектом. Наличие вытяжных отверстий каналов в туалетах не было предусмотрено при строительстве дома. Поэтому директор ООО ЖКХ «Тоник» плюс Толочный Н.Ф. не несет ответственность за допущенные нарушения норм СанПин при постройке данного многоквартирного дома. В состав услуг и работ, осуществляющих Обществом и предусмотренных договором управления, не входит деятельность по устранению нарушений допущенных при постройке дома. В соответствии с техническим паспортом многоквартирного дома <адрес>, дом построен в 1963 году в соответствии с санитарными нормами и правилами, действовавшими в тот период. Санитарные правила СанПин 2.1.2.2645-10 введены в действие с 15.08.2010 г. Кроме того данные виды работ относятся к работам капитального характера, которые выполняются на основании решения общего собрания собственников помещений и соответствующего финансирования. Такое решение собственниками указанного дома принято не было. Согласно ст. 2.1 КРФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со ст. 2.4 КРФ об АП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно ч 1 ст. 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых, установлена его вина. Наличие в действиях (бездействиях) Толочного Н.Ф. умысла и вины в совершении указанного правонарушения административным органом не доказано, что исключает состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4. КРФ об АП. По вышеуказанному факту к административной ответственности привлекалось также и юридическое лицо-ООО ЖКХ «Тоник» плюс, в отношении которого было вынесено постановление №328 от 16.02.2011г. Решением Арбитражного суда РО от 15.04.2011г., вступившим в законную силу, указанное постановление признано незаконным и отменено.

Толочный Н.Ф. в судебное заседание не явился, извещен по указанному им адресу. В судебное заседание поступило заявление представителя Толочного Н.Ф. о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Представитель Управления Роспотребнадзор по РО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, судья полагает, что постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзор по РО №335 от 16.02.2011 года подлежит отмене по следующим основаниям.

Вынося постановление, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзор по РО сослался на то, что в ходе проверки 11.01.2011 года деятельности ООО ЖКХ «Тоник» плюс при обслуживании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, допускается крепление умывальных раковин непосредственно к ограждающим конструкциям жилых комнат; отсутствуют вытяжные отверстия каналов в туалетах, что является нарушением п.п.3.8, 4.7 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Заместителем руководителя Управления Роспотребнадзор по РО данные требования закона при рассмотрении дела об административно правонарушении в отношении Толочного Н.Ф. не выполнены.

В силу ст.6.4 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по

надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 27.09.2003 года, «Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома».

Толочный Н.Ф. привлечен к административной ответственности обжалуемым постановлением за нарушение нарушением п.п.3.8, 4.7 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», выразившиеся в том, что в ходе проверки 11.01.2011 года деятельности ООО ЖКХ «Тоник» плюс при обслуживании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, допускается крепление умывальных раковин непосредственно к ограждающим конструкциям жилых комнат; отсутствуют вытяжные отверстия каналов в туалета.

В соответствии с пунктом 3.8 СанПиН 2.1.2.2645-10 (в редакции, действовавшей на совершения нарушения) в квартирах не допускается: расположение ванных комнат и туалетов непосредственно над жилыми комнатами и кухнями, за исключением двухуровневых квартир, в которых допускается размещение уборной и ванной (или душевой) непосредственно над кухней; крепление приборов и трубопроводов санитарных непосредственно к ограждающим конструкциям жилой комнаты, межквартирным : и перегородкам, а также к их продолжениям вне пределов жилых комнат.

В пункте 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться, путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах. Устройство вентиляционной системы должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов с жилыми комнатами.

Из материалов дела следует, что ООО ЖКХ «Тоник» плюс является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается протоколом №1 заочного голосования общего собрания собственников многоквартирного дома.

В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила содержания общего имущества) в состав общего имущества включаются в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения; в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта; мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения, в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (подпункт «а»); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (подпункт «д»).

Из технического паспорта многоквартирного <адрес> в <адрес> следует, что особенностью его планировки является наличие общей кухни и санузлов, находящихся в пользовании нескольких собственников квартир (коммунальные квартиры). Коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений, надлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок или иных предусмотренных законодательством, совместно использующим иные помещения (места общего пользования квартиры) и инженерное в местах общего пользования. Для мест общего пользования в таких квартирах введен особый режим. При передаче в собственность комнаты в коммунальной квартире соответственно передается и песта общего пользования в квартире и в доме в целом. Доля в праве общей на места общего пользования в коммунальной квартире следует судьбе собственности на жилое помещение в коммунальной квартире, принадлежащее собственнику. При таких обстоятельствах, в таких квартирах, где проживают несколько «собственников, не являющихся членами одной семьи кухня, ванная и туалетная комнаты, коридоры, подсобные помещения являются местами общего пользования и предназначены для обслуживания более одного жилого помещения в этом доме. В связи с этим, ООО ЖКХ «Тоник» плюс, как управляющая организация обязана соблюдать санитарно- эпидемиологические требования при содержании жилого дома, в том числе в указанных местах.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания общего имущества дома лежит на собственнике имущества, если иное не установлено законом или договором.

Статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает на каждого участника Долевой собственности обязанность соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В силу статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного" помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества содержаний общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 указанных Правил.

Пунктом 21 Правил содержания общего имущества установлено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Из анализа указанных норм следует, что обязанностью управляющей компании в соответствии с заключенными договорами на управление многоквартирным домом и действующим законодательством является текущий ремонт и содержание общего имущества дома. Проведение капитального ремонта, к которому относится установка вытяжных отверстий каналов в туалетах, а также изменение крепления умывальных раковин, находится вне рамок заключенного им договора на управление многоквартирным домом и осуществляется собственниками помещений дома за счет своих средств, по отдельному договору.

Как следует из технического паспорта многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, дом построен в 1963 году в соответствии с санитарными нормами н правилами, действовавшими тот период. Санитарные правила СанПиН 2.1.2.2645-10 введены в действие с 15 августа 2010 года.

Для проведения указанных работ в частности требуется соответствующий проект вентиляций, системы водоснабжения, разрешение на проведение указных видов работ, проведение работ, капитального характера, а также необходимо приобрести новые строительные материалы.

При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что нарушения можно будет устранить путем самовольного сверления вентиляционного отверстия в стене, что напрямую сказывается на конструкцию и безопасность многоэтажного жилого дома, а также путем приспособления металлических конструкций для крепления раковин к полу. Указанные доводы заинтересованного лица не основаны на строительных нормах и правилах, документально ничем не подтверждаются. В ходе проверки соответствующий осмотр с целью установления возможности устранения выявленных недостатков с привлечением специалистов не проводился, описание конструктивных особенностей пола и стен отсутствует. Данный довод лишь отражает субъективное мнение представителя Управления, не обладающего специальными познаниями в области строительства.

При таких обстоятельствах обязанность приведения конструктивных особенностей дома в соответствие с действующими санитарными правилами не может быть возложена на управляющую компанию.

Общим собранием собственников <адрес> в <адрес> не принималось решение о проведении капитального ремонта дома и соответствующем финансировании, обратного Управлением не доказано. Управлением также не доказано о том, что Указанные нарушения допущены обществом именно при эксплуатации и обслуживании жилого дома.

Таким образом, поскольку фактов невыполнения обществом текущего ремонта и содержания дома в ненадлежащем состоянии не установлено, в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом на общество не возложены обязанности по проведению капитального ремонта, по устранению конкретных нарушений, вмененных обществу административным органом, касающихся конструктивных особенностей многоэтажного жилого дома введенного в эксплуатацию задолго до осуществления обществом функций по управлению этим домом, а решения о проведении капитального ремонта дома общим собранием собственников помещений не было принято, у общества отсутствовали обязанности и возможности по устранению указанных недостатков, соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к ответственности.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях Толочного Н.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Учитывая изложенное, а также то, что на момент рассмотрения дела не истек срок привлечения к административной ответственности, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш и л :

Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзор по РО от 16.02.2011 года №335 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ в отношении Толочного Николая Федоровича отменить, а дело возвратить на новое рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области.

СУДЬЯ :