Дело №5-13/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
9 марта 2011 года
Судья Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону Будаев В.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Ростовдонавтовокзал», расположенного по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Из материалов дела усматривается, что 9 февраля 2011 года сотрудниками прокуратуры Пролетарского района г.Ростова-на-Дону совместно с сотрудниками Пролетарского отделения НД отдела НД по г.Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в помещениях ООО «Ростовдонавтовокзал» по адресу: <адрес>.
В ходе проверки были выявлены нарушения «Правил пожарной безопасности в РФ», утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 (ППБ 01-03), зарегистрированные Министерством юстиции РФ 27.06.2003 года, за № 4838 и государственные строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенные в действие постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13 февраля 1997 г. 18-7 а именно: 1) Обучение работников организации мерам пожарной безопасности осуществляется не в соответствии с требованиями «Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» (форма журнала инструктажей по пожарной безопасности не соответствует требованиям приложения НПБ) (НПБ ««Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»); 2) Не во всех производственных, административных, складских, вспомогательных помещениях на видных местах вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, имеющиеся таблички с указанием номера телефона выполнены не в соответствии с НПБ 160-97 (ППБ 01-03 п.13, НПБ 160-97 таблица 2); 3) все эвакуационные пути и выходы не обеспечены знаками пожарной безопасности в соответствии с ГОС Р 12.2.143-2009 - имеющиеся знаки пожарной безопасности не выполнены в фотолюминесцентном исполнении (ППБ 01-03 п.16, ГОСТ Р 12.2.143-2009); 4) В здании автовокзала не проверена работоспособность и водоотдача сети внутреннего противопожарного водопровода (ППБ 01-03 п.89); 5) Исполнение пожарных шкафов в здании не соответствует нормативным документам по пожарной безопасности (НПБ 151-2000 п.3.1); 6) Шкафы пожарные в здании не обозначены согласно ГОСТ 12.4.026 и НПБ 160-97 (НПБ 151-2000 п.4.15); 7) Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода укомплектованы не пригодными для использования (ссохшимися) рукавами, частично отсутствуют пожарные стволы (НПБ 01-03 п.91); 8) В здании отсутствует аварийное освещение путей эвакуации (СП 31-110-2003 п.4.3); 9) Для отделки и облицовки стен и потолка на путях эвакуации (кассовый зал) применены горючие материалы (пластиковые панели) (ППБ 01-03 п.53); 10) Одно окна чердака с восточной стороны не остеклено и не закрыто (ППБ 01-03 п.44); 11) Имеющийся выход на чердак из лестничной клетки выполнен не через противопожарный люк 2-го типа (СНиП 21-01-97* п.8.4*); 12) Не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердака здания вокзала (ППБ 01-03 п.36); 13) В восточной лестничной клетке первого этажа на электрораспределительной коробке нет крышки, предусмотренной конструкцией этой коробки (ППБ 01-03 п.60); 14) В помещении бухгалтерии (второй этаж напротив комнат отдыха) эксплуатируется электрический светильник без плафона, предусмотренного конструкцией этого светильника (ППБ 01-03 п.60); 15) В помещении КП «Шолохова» лампа накаливания не оборудована плафоном и весит на токоведущих проводах (ППБ 01-03 п.52); 16) Под лестницами (первый этаж восточная лестничная клетка и первый этаж юго-западная лестничная летка) допускается хранение горючих материалов (ППБ 01-03 п.53); 17) На втором этаже дверь второго эвакуационного выхода из комнат отдыха открывается не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03 п.52); 18) На втором этаже, в коридоре на путях эвакуации из комнат отдыха установлена металлическая перегородка с дверью (не предусмотренная проектом) (ППБ 01-03 п.53).
По факту обнаружения нарушений правил пожарной безопасности 14.02.2011 года в отношении ООО «Ростовдонавтовокзал» вынесено прокурором Пролетарского района г.Ростова-на-Дону постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ.
Представитель ООО «Ростовдонавтовокзал» в судебное заседание явился, представил возражения на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которым согласно ст. 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N2 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при про ведении государственного контроля (надзора)» одним из основных принципов зашиты является установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N2 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. То есть нормативные акты по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном законом порядке. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Нормативные право вые акты, не прошедшие государственную регистрацию и (или) официально не опубликованные не влекут правовые последствий как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункты 8,9, 10 Указа).
Таким образом, из указанных норм явствует, что любые ведомственные акты по пожарной безопасности как устанавливающие обязательные для исполнения правовые нормы должны быть приняты и официально опубликованы, как то установлено Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года NQ 763. Кроме того, в силу прямо го указания ст.20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Согласно части 4 статьи 20 ФЗ «О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. В силу ст. 9 ФЗ «О техническом регулировании» принятие технического регламента возможно только в форме федерального закона или постановления Правительства Российской Федерации. В соответствии с положениями п.3 ст.4 ФЗ «О техническом регулировании» федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Согласно положениям ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу этого закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности. Соответственно ранее существовавшие принятые в установленном законом порядке и в пределах компетенции нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, подлежали частичному обязательному исполнению до момента принятия и вступления в силу ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». После его принятия соответствующие акты не могут носить обязательного характера. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.02.2011 г. не содержится фактов, свидетельствующих о нарушении 000 «Ростдонавтовокзал» норм принятого в установленном законодательством о техническом регулировании порядке ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также норм Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Вместо этого в качестве основания возбуждения дела об административном правонарушении прокурором указан ряд недействующих или носящих рекомендательный характер актов: 1. Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)»; 2. «НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» (утв. ГУГПС МВД РФ, введены Приказом ГУГПС МВД РФ от 24.07.1997 N 46); 3. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» ; 4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»; 5. «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний. НПБ 151-2000» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 27.12.2000 N 79); 6. Знаки безопасности ГОСТ 12.4.026-76; 7. Свод правил по проектированию и строительству «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» СП 31-110-2003; 8. Постановление Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 «О принятии государственных строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНИП 21-01-97). ПО № 1: Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" Нормы пожарной безопасности были утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 и официально опубликованы в «Российской газете» 4 июля 2003 года (РГ N 129 от 4 июля 2003 г.). Хотя в пункте 1 указанного приказа и установлено, что принятые Нормы вводятся в действие с 30 июня 2003 года, указанный пункт не подлежит применению как противоречащий принципу запрета действия норм с обратной силой. Поскольку нормативный приказ Министра, устанавливающий правила, нарушение которых влечет юридическую ответственность, не был официально опубликован на указанную дату, в силу ст.15 Конституции Российской Федерации он не мог вступить в силу и применяться ранее, нежели он не будет официально опубликован. Прямой запрет применять акты федеральных органов исполнительной власти до их официальной публикации содержится в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу Указов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Таким образом, до официальной публикации приказ Министра вступить в силу и применяться не мог. Следовательно самой ближайшей датой вступления в силу приказа Министра могла быть только дата официальной публикации - 4 июля 2003 года. Однако 30 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ «О техническом регулировании» (опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», N 52 (часть 1) от 30 декабря 2002 года), который согласно ст.48 данного Закона вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования. Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона «О техническом регулировании» федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Поэтому, поскольку приказ Министра не успел вступить в силу ввиду неопубликования на день вступления в силу вышеназванного Закона (30.06.2003 г.), он не может применяться в качестве нормативного правового акта и может рассматриваться только как акт рекомендательного характера. Свою волю, направленную на лишение федерального органа исполнительной власти нормотворческой компетенции в сфере технического регулирования пожарной безопасности, законодатель подтвердил в абз. 4 статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности», установив, что техническое регулирование в сфере пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, поскольку Нормы пожарной безопасности 01-03 носят рекомендательный характер, принуждать к их исполнению, равно как и наказывать за их несобmoдение недопустимо. Иное приводило бы к возложению обязанностей, не вытекающих из федеральных законов и нормативных правовых актов. ПО №2: «НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» (утв. ГУГПС МВД РФ, введены Приказом ГУГПС МВД РФ от 24.07.1997 N 46) Вопреки положениям п. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу Указов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» вышеуказанный приказ государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ не прошел, в установленном порядке не опубликован. Поэтому согласно п. 1 О Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 НПБ 160-97 не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, на указанный акт нельзя ссылаться при разрешении споров. С принятием ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в силу прямого указания ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» носить обязательный характер не может в принципе. ПО №3: Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.
В любом случае, даже если и предположить, что рассматриваемый акт можно было считать нормативным и применять хотя бы в части соответствующей целям технического регулирования, то с принятием ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» он в силу прямого указания ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» нормативной силы не имеет. ПО № 4: Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» Ст.2 ФЗ «О техническом регулировании» под понятием «стандарт» определяет - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. В соответствии с положениями 12 того же закона среди основных принципов стандартизации указывается на добровольное применение документов в области стандартизации. Поэтому никаких обязанностей в сфере пожарной безопасности рассматриваемый стандарт на 000 «Ростдонавтовокзал» также не возлагает. Приказом Ростехрегулирвоания от 23.07.2009 г. N2 260-ст «Об утверждении национального стандарта» национальный стандарт утвержден для добровольного применения. ПО № 5: «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний. НПБ 151-2000» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 27.12.2000 N 79) Вопреки положениям п. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу Указов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» вышеуказанный приказ государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ не прошел, в установленном порядке не опубликован. Поэтому согласно п. 1 О Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 НПБ 151-2000 не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, на указанный акт нельзя ссылаться при разрешении споров. С принятием ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в силу прямо го указания ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» носить обязательный характер не может в принципе. ПО № 6: Знаки безопасности ГОСТ 12.4.026-76 С принятием ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в силу прямого указания ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» носить обязательный характер в части пожарной безопасности акт не может в принципе, так как наличие знаков в ином исполнении не содержит в себе явной и наличной опасности жизни, здоровью людей, какому-либо имуществу. ПО № 7: Свод правил по проектированию и строительству «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» СП 31-110-2003 Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. С принятием ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в силу прямого указания ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» носить обязательный характер в части обеспечения пожарной безопасности свод правил не может в принципе. Одновременно в соответствии с «Введением» предусмотрено, что в своде правил сформулированы основополагающие правила проектирования и монтажа электроустановок вновь строящихся и реконструируемых жилых и общественных зданий. Аналогичные положения предусмотрены в пункте 1, определяющем область применения свода правил, где так же в абз. 3 делается оговорка о том, что правила не распространяются на проектирование электропривода и электрооборудования специальных электротехнических установок: лифты, подъемники, кинотехнологическое оборудование, вычислительные центры и т. П., а также на проектирование устройств автоматизации санитарно-технических, противопожарных и других технологических установок. 000 «Ростдонавтовокзал» не является организацией, строящей здание вокзала, мероприятий по реконструкции здания также не проводит, а потому никаких обязанностей вышеуказанный свод правил, за нарушение которых предусмотрена ответственность, на общество не возлагает. ПО № 8: Постановление Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 «О принятии государственных строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНИП 21-01-97) Вопреки положениям п. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу Указов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» вышеуказанное постановление государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ не прошло, в установленном порядке не опубликовано. Поэтому согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N2 763 постановление и утвержденные им СНИП не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, на указанный акт нельзя ссылатъся при разрешении споров. С принятием ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в силу прямого указания ч. 1 СТ. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» носить обязательный характер в части пожарной безопасности акт не может в принципе. Кроме того, указанные СНИП предназначены для проектирования вновь возводимых объектов недвижимости и не могут применяться в отношении уже построенных объектов. Ранее 000 «Ростдонавтовокзал» к административной ответственности за несоблюдение норм пожарной безопасности не привлекалось. В настояший момент общество в добровольном порядке предпринимает все необходимые и посильные меры к обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, имущества: - с сотрудниками организации лицом, ответственным за пожарную безопасность, проведен противопожарный инструктаж, о чем занесены сведения в новый журнал учета противопожарного инструктажа на рабочем месте, по форме рекомендуемой пожарной службой (копия прилагается); - прохождение проверки знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно технического минимума согласно должностным обязанностям директора общества, подтверждается квалификационным: удостоверением N225 от 25.06.2009 г., действительного до 27.06.2012 г. (копия прилагается); - обществом заключен договор поставки N 1 О от 22.02.2011 г. знаков безопасности по форме, рекомендуемой противопожарной службой. Отдельные знаки уже оплачены и закуплены обществом, отельные знаки отсутствуют в наличии, однако будут оставлены в ближайшее время (копии договора, счета, товарной накладной, кассового чека, сертификата соответствия продукции прилагаются); - обществом заключен договор выполнения работ N2 31 от 18.02.2011 г. на изготовления обновленных планов эвакуации с целью замены ранее существовавших (копия прилагается); - обществом заключен договор выполнения работ N 16 от 21.02.2011 г. по очередной огнезащитной обработке чердачных помещений здания, однако в соответствии с п. 3.1.2. договора выполнение указанных работ возможно при условии плюсовой температуры окружающей среды (копия прилагается); - про изведено остекление окна чердака с восточной стороны здания, окно закрыто (копия акта прилагается).
В судебное заседание явилась помощник прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону Катрич И.В., представила отзыв на возражения ООО «Ростдонавтовокзал», согласно которым, в силу абзаца 7 ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке». По «установленном порядком» следует понимать порядок, изложенный в Нормах пожарной безопасности НПБ 01-93 и Правилах разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных приказом МВД РФ от 23.11.1998 года №769. Заявитель отождествляет понятия «нормативные документы по пожарной безопасности» и «нормативные правовые документы». Согласно п.15 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста РФ от 04.05.2007 года №88 «Не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты, ГОСТы, СНиПы, справочники и т.д.». СНиП 21-01-97 был опубликован в печатном издании Минстроя РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ООО «Ростдонавтовокзал» Сармина Н.А., помощника прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону Катрич И.В., специалиста ФИО3, судья полагает, что действия ООО «Ростовдонавтовокзал» правильно квалифицированы по ч.1 20.4 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.20.4 КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
Факт совершения ООО «Ростовдонавтовокзал» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.02.2011 года;
- объяснениями генерального директора ООО «Ростовдонавтовокзал» ФИО4 от 14.02.2011 года, в которых ФИО4 признал факт наличия выявленных нарушений ППБ РФ и обязался их устранить;
- письмом начальника Пролетарского ОНД отдела НД по г.Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по РО от 09.02.2011 года.
Из указанных в постановлении прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.02.2011 года подлежат исключению нарушения, указанные в п.1, 6, 7, 9, 10, так как прокурор указывая данные нарушения, сослался на НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», НПБ 151-2000, НПБ 160-97, ГОСТ 12.4.026, СП 31-110-2003, СНиП 21-01-97*.
Однако в судебном заседании не были представлены доказательства официального опубликования и регистрации в Министерстве юстиции РФ данных актов в установленном порядке.
Согласно п.8, 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 года №763 «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, должны пройти государственную регистрацию в МЮ РФ и быть официально опубликованы в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Не зарегистрированные и не опубликованные не влекут правовых последствий как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам и организациям».
Доводы представителя ООО «Донавтовокзал» о том, что ППБ 01-03 не подлежит применению, необоснованны, по следующим основаниям.
В силу ст.20 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» «Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного центра "Сколково", включая особенности утверждения и применения требований пожарной безопасности (в том числе требований технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"».
ФЗ РФ «О пожарной безопасности» в редакции от 29.12.2010 года не содержит п.7, на который ссылается представитель ООО «Ростдонавтовокзал».
В соответствии о ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» «1. Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. 2. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. 3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). 4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона».
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" были утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, зарегистрированы и официально опубликованы в «Российской газете» 4 июля 2003 года (РГ N 129 от 4 июля 2003 г.
В силу ст.4 ФЗ РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.20 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ППБ 01-03 обязательны для исполнения. Указанные федеральные законы являются специализированными законами в области пожарной безопасности, следовательно ссылка представителя ООО «Ростдонавтовокзал» на ФЗ «О техническом регулировании» в данном случае не применима.
Рассматривая вопрос о мере наказания, судья учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, реальную угрозу жизни людей в случае возникновения пожара, как находящимся лицам, так и работающему персоналу, а также социальную значимость ООО «Ростдонавтовокзал» для жителей г.Ростова-на-Дону и приезжающих, а также совершение правонарушения впервые.. ООО «Ростдонавтовокзал» является одним из основных предприятий, обеспечивающих бесперебойное транспортное сообщение в пригородном, междугороднем и международном сообщении. Приостановление деятельности предприятия может привести к срыву пассажирских перевозок.
При таких обстоятельствах, учитывая также исправление части выявленных нарушений на настоящий момент, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.1 - 29.10 КРФ об АП, -
П О С Т А Н О В И Л :
Признать виновным ООО «Ростовдонавтовокзал» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Административный штраф подлежит оплате на р\с 40101810400000010002, Банк ГРКЦ ГУ Банка России по РО г.Ростова-на-Дону, БИК 046015001, ИНН 6164046076, КПП 616401001, Получатель -УФК по РО, КБК 18811627000010000140, ОКАТО 60401000000.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток.
СУДЬЯ: