Дело № 2-996/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия
в составе: председательствующего Полубояровой Л.А.,
при секретаре Кузьминой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании
в г.Саранске
23 августа 2010 года
гражданское дело по иску Ягина Александра Сергеевича к Открытому акционерному обществу «Лисма» о компенсации морального вреда,
установил:
Ягин А.С. обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Мордовия «Лисма» о взыскании компенсации морального вреда, при этом, указывая, что до 21.06.2010г. он работал в *** ГУП РМ «Лисма», куда был принят в порядке перевода 10.09.2007г. с ОАО «Лисма». В период работы он получил профессиональные заболевания. 28.07.2010г. года медико-социальной экспертизой ему была определена 10% степень утраты профессиональной трудоспособности, в связи с профессиональным заболеванием от 12.11.2007г. С профессиональным заболеванием от 09.07.2008г. ему с 28.07.2010г. установлена 30% степень утраты профессиональной трудоспособности.
Причинив вред его здоровью, работодатель причинил ему моральный вред. Сумму компенсации морального вреда за получение им профессиональных заболеваний он оценивает в 2 000 000 рублей, которые просит взыскать с ГУП РМ «Лисма». Также просит взыскать расходы по составлению искового заявления в сумме 1500 рублей.
Определением Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 23 августа 2010 года, на основании письменного заявления истца Ягина А.С., была произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Лисма» на надлежащего - открытое акционерное общество «Лисма».
В судебном заседании истец Ягин А.С. исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и дополнительно пояснил, что он 32 года отработал в *** ОАО «Лисма», где получил профессиональные заболевания, в связи с чем вынужден ежемесячно обращаться за медицинской помощью в лечебные учреждения к различным врачам, поскольку у него немеют руки и ноги, выпадают зубы, он страдает бессонницей, его мучают бесконечные головные боли. Он испытывает трудности в связи с тугоухостью, поскольку снижен слух. При приёме на работу ему никто не разъяснял, что производство является вредным, однако, ему было известно, что он работает с вредными условиями труда.
Представитель ответчика ОАО «Лисма» А., действующая на основании доверенности №кп от 09.06.2010г., возражает против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что истцу при поступлении на работу было известно о вредном характере производства. Добровольное исполнение им своих трудовых обязанностей без какого-либо принуждения со стороны работодателя свидетельствует об отсутствии вины ОАО «Лисма» в возникновении у него профзаболеваний. С учётом этого, а также принимая во внимание требования разумности и справедливости, считает сумму компенсации морального вреда неоправданно завышенной.
Кроме того, по результатам финансово-хозяйственной деятельности на 1 августа 2010 года, ОАО «Лисма» находится в тяжёлом финансовом положении. Учитывая тяжёлое имущественное положение ответчика, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Ягина А.С. подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Ягин А.С. работал на ОАО «Лисма» с 10.02.1972г. по 30.09.1988г. и с 14.07.1992 года по 09.09.2007г. ***, что подтверждается ксерокопией трудовой книжки от 11.11.1969г. на имя Ягина А.С., выпиской из приказа ГУП Республики Мордовия «Лисма» за № от 10.09.2010г. л.д.3-16, 40), пояснениями истца.
Согласно акту о случае профессионального заболевания от 12 ноября 2007 года Ягин А.С., работавший *** ОАО «Лисма», заболел в результате воздействия паров ртути, и ему установлен диагноз - хроническая профртутная интоксикация легкой степени (астено-вегетативный синдром), дата поступления извещения о профессиональном заболевании 12.11.2007 года;
согласно акту от 09 июля 2008 года Ягин А.С., работавший *** ОАО «Лисма» заболел в результате длительного многократного воздействия производственного шума, уровни которого составляли 82-87 дБА при ПДУ=80дБА и ему установлен диагноз - хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость Ш степени, хронический двусторонний кохлеоневрит, дата начала расследования 07.07.2008г.
Ответственность за возникновение данных случаев несёт открытое акционерное общество «Лисма», что подтверждается выпиской из истории болезни на имя Ягина А.С., выданной Республиканским профпаталогическим центром МУЗ МСЧ «Резинотехника» от 24.10.2007., от 09.06.2008г., из содержания которых, соответственно, следует, что повышенное выделение ртути из биосубстратов на фоне антидототерапии и диагноз профессионального заболевания - хроническая профртутная интоксикация легкой степени (астено-вегетативный синдром) отмечается с 2003 года, снижение слуха отмечается в течение 5 лет л.д.47,48), исследованным в судебном заседании делом №, открытого 12.09.2008г. Государственным учреждением - Региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия на имя Ягина А.С., ***, где страхователь - ОАО «Лисма», показаниями свидетеля Д. - главного врача медсанчасти ГУП РМ «Лисма», которая показала суду, что вред здоровью Ягина А.С. причинен работодателем ОАО «Лисма», поскольку ртуть дебанируется в поренхиматозных органах в течение 7-10 лет, а на момент составления актов о случаях профессионального заболевания Ягин А.С. в ГУП РМ «Лисма» работал менее года.
Аналогичные пояснении дали свидетели Г., работающий техническим директором ОАО «Лисма», Б., работающая до *** ОАО «Лисма».
Согласно ксерокопии справки Филиала-бюро №7 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» Серия МСЭ-2006 № от 28 июля 2010 года Ягину А.С. установлена 10-процентная степень утраты профессиональной трудоспособности в связи с профзаболеванием, на основании акта о случае профессионального заболевания от 12.11.2007г. л.д.19).
Согласно ксерокопии справки Филиала-бюро №7 ФГУ«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» Серия МСЭ-2006 № от 28 июля 2010г. Ягину А.С. установлена 30-процентная степень утраты профессиональной трудоспособности в связи с заболеванием на основании акта о случае профессионального заболевания от 09.07.2008г. л.д.18).
Из ксерокопии приказов Государственного учреждения -региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия от 16.09.2008г. № и № следует, что Ягину А.С. в связи с профессиональными заболеваниями, полученными в период работы в ОАО «Лисма» и в связи с установлением 10% и 30% утраты профессиональной трудоспособности, вследствие профессиональных заболеваний, назначены ежемесячные страховые выплаты л.д.60,61).
Из пояснений свидетеля В., работающей заведующей Филиалом-Бюро №7 ФГУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия», следует, что Ягину А.С. профпатологическим центром выставлено два профессиональных заболевания: одно из них связано с работой в условиях воздействия вредных веществ - с парами ртути, другое в условиях воздействия производственного шума. Поэтому Ягину А.С. установлена утрата профессиональной трудоспособности в каждом конкретном случае, исходя из профессионального заболевания.
Данными доказательствами подтверждается, что истец с 10.02.1972г. по 09.09.2007г. состоял в трудовых отношениях с ответчиком и приобрел профессиональные заболевания.
В результате полученных профессиональных заболеваний причинён вред здоровью истца Ягина А.С.
В соответствии со статьёй 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, здоровье личности - нематериальное благо, принадлежащее гражданину от рождения, которое защищается в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В силу части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку законом обязанность возмещения морального вреда вследствие профзаболевания возложена на работодателя, суд считает требования Ягина А.С. обоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 151 и частью 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда, причинённого Ягину А.С., суд учитывает следующие обстоятельства:
-вину ответчика, выразившуюся в отсутствии на производстве безопасных условий работы;
-обстоятельства, при которых вред был причинён - в результате работы истца во вредных условиях, о чём ему было известно;
-степень утраты профессиональной трудоспособности: 10-процентная и 30- процентная;
-степень физических и нравственных страданий истца, выразившихся в физической боли, необходимости лечения;
-отсутствие положительной динамики лечения, что подтверждается выписками из истории болезни Республиканского профпатологического центра МУЗ МСЧ «Резинотехника» на имя Ягина А.С. нал.д.44-53, исследованной в судебном заседании амбулаторной медицинской карточки на имя Ягина А.С.;
-материальное положение ответчика ОАО «Лисма».
Вред здоровью истца причинён при исполнении им трудовых обязанностей, то есть в результате длящихся правоотношений, 10-процентная и 30-процентная степени утраты профессиональной трудоспособности установлены в результате причинения вреда здоровью.
Оценив в совокупности изложенные обстоятельства, с учётом требований разумности и справедливости суд считает, что в счёт возмещения морального вреда истца следует взыскать с ответчика соответственно денежную компенсацию в размере 15 000 рублей и 35 000 рублей, а всего 50 000 рублей, в остальной части исковых требований - отказать.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В ходатайстве, изложенном в исковом заявлении от 02 08.2010 года истец Ягин А.С. просит взыскать с ответчика за услуги по составлению искового заявления в размере 1500 рублей, представив квитанцию за № от 30.07.2010г.(л.д.17).
Суд считает, что с ответчика следует взыскать в пользу истца за составление искового заявления 1500 рублей, признав данную сумму разумной.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ следует взыскать с ответчика в федеральный бюджет госпошлину в сумме 200 рублей, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ягина Александра Сергеевича удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Лисма» в пользу Ягина Александра Сергеевича компенсацию морального вреда в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, расходы по оплате составления искового заявления 1500(одна тысяча пятьсот) рублей, а всего 51 500 (пятьдесят одна тысяча пятьсот) рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Лисма» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г.Саранска Республика Мордовия.
Председательствующий: подпись
Копия верна: Судья Пролетарского районного
суда г.Саранска Л.А. Полубоярова
Секретарь суда О.Н.Пестова
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2010 года.
Подлинник решения находится в гражданском деле №2-996/2010г. в Пролетарском районном суде г.Саранска Республики Мордовия.