Решение вступило в законную силу 01.10.2010



Дело № 2-1122/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010 года г.Саранск

Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия

В составе: председательствующего судьи Елиной Т.А.,

При секретаре Лазареве Д.В.,

С участием представителя заявителя Буянкина Э.С. - Чапайкиной Е.В., действующей на основании доверенности от 09 сентября 2010 года,

Представителя заинтересованного лица Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Республике Мордовия» Малинина Э.В., действующего на основании доверенности № 1075 от 09 сентября 2010 года,

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Буянкина Эдуарда Семёновича об оспаривании решения № от 24 августа 2010 года Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия об отказе в осуществлении кадастрового учёта и взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

Буянкин Э.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения № от 24 августа 2010 года Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по РМ» об отказе в осуществлении кадастрового учёта двух земельных участков, выделенных ему в счёт долей в праве общей долевой собственности, и возложении обязанности по осуществлению кадастрового учёта данных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

В обоснование заявленных требований указывает следующее.

Он является собственником 20/143 долей земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: *** Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства.

01 июня 2010 года общим собранием участников долевой собственности на земельный участок было принято решение о выделении пяти земельных участков в счёт долей с определением их местоположения. На основании данного решения в счёт принадлежащих ему долей были выделены два земельных участка площадью по 10000 кв.м. каждый.

30 июля 2010 года он обратился в орган, осуществляющий кадастровый учёт - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РМ с заявлением о постановке на кадастровый учёт выделенных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Все необходимые для постановки на кадастровый учёт документы были им приложены.

24 августа 2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РМ было вынесено решение № об отказе в осуществлении кадастрового учёта земельных участков со ссылкой на пункт 2 части 3 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (не соответствуют требованиям, предъявляемым законом к минимальным размерам земельных участков).

Считает данное решение незаконным, поскольку указанные требования о минимальных размерах земельных участков не распространяются на случаи выдела земельного участка в счёт доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является производство сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов РФ.

Полагает, что если гражданин изъявил желание осуществить выдел земельного участка в натуре, в счёт доли в праве общей долевой собственности для осуществления непредпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции (ведения личного подсобного хозяйства) на него не распространяются ограничения, связанные с минимальными размерами земельных участков.

10 сентября 2010 года представитель заявителя Чапайкина Е.В. уточнила заявленные требования, просит признать незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия № от 24 августа 2010 года в части отказа Буянкину Э.С. в осуществлении кадастрового учёта двух земельных участков, выделенных в счёт 20/143 долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок. В остальной части требования оставлены без изменения.

Заявитель Буянкин Э.С. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя Чапайкина Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно, сославшись на часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, пояснила, что основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Для земель сельскохозяйственного назначения разрешённый вид использования выбирается с учётом видов использования, разрешённых в целом для категории земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьёй 78 Земельного кодекса РФ, к которым также относится и личное подсобное хозяйство.

Представитель заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РМ Малинин Э.В., возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснил следующее.

Основанием для отказа в постановке на кадастровый учёт земельных участков, принадлежащих Буянкину Э.С., явилось их несоответствие минимальным размерам, установленным законом субъекта РФ для земельных участков. Статьёй 4 и частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» допускается выдел земельного участка в счёт доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства. При этом требования части 1 статьи 4 указанного закона на данный случай не распространяются.

В то же время, указанным законом предусмотрены и другие виды разрешённого использования земельного участка (для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов РФ). Статья 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» предусматривает различный правовой режим земельных участков, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе с правом и без права возведения на нём зданий и строений. При этом должны быть соблюдены градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а частью 7 данной статьи установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Изменение разрешённого вида использования земельного участка в данном случае возможно исключительно на основании акта органа местного самоуправления. Такой документ заявителем не приложен.

Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены и другие виды разрешённого использования земельного участка, в частности, разрешённый вид использования земельного участка, принадлежащего Буянкину Э.С. - сельскохозяйственное производство. Данный вид разрешённого использования усматривается из представленных им документов. Сведений о намерении Буянкина Э.С. изменить разрешённый вид использования на вид использования для ведения личного подсобного хозяйства из документов, в частности, из представленных Буянкиным Э.С. межевого дела и заявления о постановке земельного участка на кадастровый учёт, не усматривается.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании свидетельства о государственной регистрации права № года Буянкину Э.С. принадлежит 20/143 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, имеющий кадастровый номер №, расположенный по адресу: *** Категория земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства. Иными участниками в праве общей долевой собственности на данный земельный участок являются А., Б. и В.

Протоколом общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:15:01 07 001:0258, расположенный по адресу: ***, от 01 июня 2010 года, принято решение о выделении земельных участков в счёт долей с определением их местоположения в пределах границ всего указанного земельного участка. К протоколу приложены схема и ситуационный план выделяемых земельных участков, из которых видно, что Буянкину Э.С. выделяются два земельных участка площадью 10000 кв.м. каждый, имеющих условное обозначение ЗУ3 и ЗУ4.

Согласно межевому плану было проведено межевание земельного участка с определением площади и местоположения земельных участков, принадлежащих каждому из участников общей долевой собственности.

Как видно из заявления № Буянкин Э.С. обратился с заявлением в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РМ о постановке земельного участка на кадастровый учёт 30 июня 2010 года. Вид разрешённого использования земельного участка, который просит определить заявитель, в заявлении не указал.

Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия от 24 августа 2010 года № на основании заявления № от 30 июля 2010 года и приложенных к нему документов отказано в осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимости в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости» ввиду несоответствия размера образуемого земельного участка установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с абзацами 1 и 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Закона Республики Мордовия от 07 июля 2003 года № 32-З «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия» минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 5 гектаров.

Правовой режим земельных участков, как указано в части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, определяется градостроительным регламентом

Часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ гласит, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

В силу части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 Закона.

Между тем, Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (статья 4) и Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (статья 11) предусмотрено использование для целей создания личного подсобного хозяйства либо крестьянского (фермерского) хозяйства земельных участков, имеющих различный правовой режим (земельных участков с правом возведения на них объектов капитального строительства и земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, образуемого в результате выдела в счет земельной доли, не может быть определен лицом, по инициативе которого осуществляется такой выдел. Возможные виды использования земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, определены части 1 статьи 13, а также частью 1 статьи 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ. Однако, учитывая положения части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вид разрешенного использования образуемого в счет земельной доли земельного участка должен определяться уполномоченным органом.

В пункте 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. N42, сказано, что в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.

Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку Буянкину Э.С. правомерно отказано в осуществлении кадастрового учёта на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Заявитель не только не представил решения органа местного самоуправления об изменении разрешённого вида использования земельного участка, но и не выразил своё волеизъявление на данное действие. Доводы представителя заявителя о том, что волеизъявление на изменение разрешённого вида использования земельного участка возможно определить на основании протокола общего собрания участников общей долевой собственности, не могут быть приняты во внимание, так как протокол общего собрания не входит в состав необходимых для кадастрового учёта документов, определённых статьёй 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В представленном заявителем для постановки земельного участка на кадастровый учёт в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РМ межевом плане на листах 18 и 23 указан вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства. Протокол общего собрания участников общей долевой собственности, где указан вид разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства, является лишь приложением к представленным документам.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Буянкину Эдуарду Семёновичу в удовлетворении заявления о признании незаконным решения № от 24 августа 2010 года Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Мордовия в части отказа в осуществлении кадастрового учёта двух земельных участков площадью 10000 кв.м. каждый с кадастровым номером 13:15:01 07 001:0258, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, село Берсеневка, СПК «Пригородный», и взыскании судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок, с момента вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г.Саранска.

Председательствующий: подпись

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2010 года

Копия верна: судья

Пролетарского районного

Суда г.Саранска Т.А.Елина

Секретарь суда Н.В.Савчук

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-1122/10 в Пролетарском районном суде г.Саранска

СПРАВКА: решение суда вступило в законную силу 01 октября 2010 года

Судья Пролетарского

райсуда г.Саранска Т.А. Елина