о понуждении выполнить обустройство тротуара в соответствии со строительными нормами и правилами



Дело № 2-810/2011 год                            

Решение

Именем Российской Федерации

Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,

в составе председательствующего судьи Полубояровой Л.А.,

при секретаре Кузьминой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в г.Саранске

20 июля 2011 года

гражданское дело по иску Учайкиной Ольги Ивановны к Администрации Пролетарского района городского округа Саранск, Администрации городского округа Саранск, о понуждении совместно выполнить устройство тротуара от корпуса <адрес> до пересечения с парковочной автостоянкой со стороны художественной школы по направлению к республиканской клинической больнице по <адрес> в соответствии СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений» для маломобильных групп населения» и в соответствии с пунктом 4.43 Свода правил 35-105-2002 «Реконструкция застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп,

установил:

Истица Учайкина О.И. обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации Пролетарского района городского округа Саранск, Администрации городского округа Саранск о понуждении совместно выполнить устройство тротуара от корпуса <адрес> до пересечения с проезжей частью в сторону поликлиники республиканской клинической больницы по ул.Победы г.Саранска в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений» для маломобильных групп населения» принятыми постановлением Госстроя от 16 июля 2001 года № 73.

Исковые требования обосновывает тем, что она является инвалидом 2 группы с детства и имеет в собственности <адрес> корпус по <адрес> Мордовия. Ей затруднен доступ от места её жительства до пересечения с проезжей частью в сторону поликлиники республиканской клинической больницы по <адрес>, поскольку отсутствует тротуар, и она по состоянию здоровья не может беспрепятственно к ней пройти.

Нарушение её прав заключается в том, что нарушено предписание пункта 4.43 Свода правил 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» введённых в действие Постановлением Госстроя РФ от 19 июля 2002 года     № 89.

20 июля 2011 года от истицы поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором она просит обязать Администрацию Пролетарского района городского округа Саранск и Администрацию городского округа Саранск совместно выполнить устройство тротуара от корпуса <адрес> до пересечения с парковочной автостоянкой со стороны художественной школы по <адрес> по направлению к республиканской клинической больнице по <адрес> в соответствии СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений» для маломобильных групп населения» принятого Постановлением Госстроя от 16 июля 2001 года и пунктом 4.43 Свода правил 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» введённых в действие Постановлением Госстроя РФ от 19 июля 2002 года № 89.

В судебное заседание истица Учайкина О.И. не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, о чём написала заявление от 11 июля 2011 года, приобщённое к материалам гражданского дела.

Представитель истицы Соломатин А.А. действующий по доверенности от 08 декабря 2008 года, исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям с учётом уточнений, дополнительно пояснил, что в ходе рассмотрения дела и выяснения обстоятельств по нему он считает, что выполнить устройство тротуара обязана Администрации Пролетарского района городского округа Саранск, поскольку ею составлен проект благоустройства района и исполнителем указана Администрация Пролетарского района городского округа Саранск.

Представитель Администрации Пролетарского района городского округа Саранск Шичкин М.И., действующий на основании доверенности №02 от 11 января 2011г., исковые требования не признал, суду пояснил Администрация Пролетарского района подготовила план благоустройства внутриквартальных и дворовых территорий Пролетарского района городского округа Саранск на 2010-2012 годы и данный проект направила 09.02.2010 года за № 124 в МУ «Дирекцию коммунального хозяйства и благоустройства» для исполнения. Кроме того, пояснил, что решением Совета депутатов городского округа Саранска от 01 июня 2010 года № 553 утверждена городская целевая программа «Комплексное благоустройство дворовых территорий в городском округе Саранск на 2010-2012 годы». В данной программе предусмотрено благоустройство, в том числе квартала, где проживает истица и на это благоустройство выделено финансирование.

Представитель Администрации городского округа Саранск Березина Ю.Н., действующая на основании доверенности №8-д от 18 января 2011г. исковые требования не признала.

Суд, допросив представителей сторон, свидетелей, исследовав письменные доказательства, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Учайкина О.И. является инвалидом второй группы с детства, инвалидность установлена бессрочно.

Из свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от 14 июля 2009 года видно, что она является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> корпус <адрес>.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планирование и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

В статье 9 приложения 1 «Конвенции о правах инвалидов» принятой и утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года № 61/106 указано, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими доступа к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности должны распространяться, в частности:

а) на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, рабочие места и т.п.;

б) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Согласно пункту 4.43 Свода правил 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения», введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 19 июля 2002 года № 89 предусмотрено, что реконструкцию пешеходных путей микрорайонов и жилых районов необходимо вести с учётом обеспечения для ежедневной прогулки инвалидов и маломобильных групп населения, с возможностью посещения ближайшего магазина, аптеки, учреждений здравоохранения и т.д.

Свод правил содержит обязательные правила и разработан с учётом отечественного и зарубежного опыта создания безбарьерной и удобной для инвалидов среды в городе при реконструкции существующей застройки, зданий и сооружений, кроме того, содержит изменения и дополнения в блоке нормативных документов в строительстве, направленные на обеспечение условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Как следует из объяснений представителя истицы, она лишена возможности попасть в близлежащую к её месту жительства поликлинику клинической республиканской больницы, расположенной по <адрес>, поскольку уличное покрытие - тротуар к данному объекту не оборудован и к нему невозможно пройти и проехать на кресле-коляске. Как следует из устного ответа Администрации городского округа Саранск на обращение истицы по поводу устройства вышеуказанного тротуара, администрация ей указала, что обозначенные вопросы решаются по рабочим проектам благоустройства дворовых территорий, заказчиками которых выступают Администрации районов.

В статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» приведено понятие автомобильной дороги.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Тротуары также являются элементами обустройства автомобильных дорог, следовательно, тротуар является элементом автомобильной дороги.

В выездном судебном заседании установлено, что уличное покрытие, ведущее в республиканскую клиническую больницу, расположенную в корпусе <адрес>, не соответствует СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», так как покрытие дорожек и тротуара неровное, местами отсутствует вообще, не выдержаны размеры продольного и поперечного уклонов, отсутствует съезд с тротуара, что препятствует передвижению маломобильных групп населения на креслах-колясках или с костылями, что подтвердил допрошенный в ходе выездного заседания специалист Инспекции Госстройнадзора Республики Мордовия гр.В.

В соответствии с пунктами 3.3; 3.4; 3.7 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учётом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов, как правило, не должен превышать 5%. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2%. Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров не допускается применения насыпных или крупноструктурных материалов, препятствующих передвижению маломобильных групп населения на креслах- колясках или с костылями. Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами не более 0,015 м.

Пунктом 3 и 6 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года предусмотрено, что одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.

Органы местного самоуправления несут ответственность за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Пунктами 1.4.2; 9,1; 9.2 «Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск» утверждённых Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 193, предусмотрен, в том числе, беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам жилой, социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в соответствии с требованиями нормативов.

При проектировании и реконструкции жилых общественных и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности равные с остальными категориями населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, ВСН 62-91*, РДС 35-201-99.

В нормативах также регламентировано, что к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, относятся, в том числе: жилые и административные здания и сооружения, объекты здравоохранения, тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей.

Из кадастровой выписки о земельном участке за от .._.._.. следует, что границы земельного участка по почтовому адресу ориентира: <адрес> от корпуса до пересечения с парковочной автостоянкой со стороны художественной школы, расположенной по <адрес> клинической больницы по <адрес> не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, данный земельный участок относится к государственной собственности.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (с изменениями и дополнения) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

П.п. 25 пункта 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2006 года № 306 (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе организация благоустройства.

Из содержания муниципальной адресной целевой программы «Комплексное благоустройство дворовых территорий в городском округе Саранск на 2011-2013 годы», являющуюся Приложением к решению Совета депутатов городского округа Саранск от 03 февраля 2011 года №696 следует, что заказчиком и разработчиком программы является Администрация городского округа Саранск, цель программы, в том числе восстановление, ремонт твердого асфальто-бетонного покрытия подъездных путей и тротуаров. Основным исполнителем программы указаны - администрации районов городского округа Саранск.

В статье 36 Устава Администрации городского округа Саранск указано, что Администрация района является структурным подразделением Администрации (территориальный орган Администрации) и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением об администрации района, утвержденным решением Совета народных депутатов.

Пунктом 2 Положения об Администрации Пролетарского района городского округа Саранск (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что задачами Администрации района является обеспечение выполнения отдельных поручений Администрации городского округа Саранск на территории района с целью создания условий для жизнедеятельности населения.

Функции представляют круг её полномочий (прав и обязанностей), направленных на достижение поставленных перед ней задач, выполнению планов и программ развития района.

Указанные обстоятельства подтверждаются: сообщением Администрации Пролетарского района от 11 июля 2011г., что комплексное благоустройство придомовой территории многоквартирного <адрес> на 2012 год. В настоящее время финансовая и проектная документация по комплексному благоустройству придомовой территории составлена лишь на многоквартирные дома, вошедшие в указанный План на 2011 год; квартал, где проживает истица, в план 2011г. не вошел;

письмами от 06.05.2011г. и 11.06.2011г. адресованным КУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», Главе Администрации городского округа Саранск, из которых следует, что основным исполнителем по устройству тротуаров является Администрация Пролетарского района, которой обозначен срок исполнения обустройства тротуара по <адрес> в срок до 13 мая 2011г.;

служебной запиской Финансового управления Администрации городского округа Саранск №фу-443 от 20.07.2011г., из которой следует, что в бюджете городского округа Саранск ассигнования КУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» на финансирование мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий в 2011 году не предусмотрены;

показаниями свидетелей гр.Б. и гр.А., работающих соответственно, главным бухгалтером и начальником юридической службы КУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства».

Из вышеперечисленных доказательств следует, что бремя содержания уличного покрытия - тротуара к поликлинике Республиканской клинической больницы, расположенной по адресу: <адрес> корпус возложено на Администрацию Пролетарского района городского округа Саранск.

Пунктом 30 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24 апреля 2003 года № 304 предусмотрено, что дороги и тротуары должны содержаться в надлежащем состоянии.

Представителем Администрации Пролетарского района городского округа Саранск представлен план благоустройства внутриквартальных и дворовых территорий Пролетарского района городского округа Саранск на 2010-2012 года и представлены доказательства, что данный план направлен 09.02.2010 года за № 124 в МУ «Дирекцию коммунального хозяйства и благоустройства» для исполнения.

Также представлено Решение Совета депутатов городского округа Саранска от 01 июня 2010 года № 553, которым утверждена городская целевая программа «Комплексное благоустройство дворовых территорий в городском округе Саранск на 2010-2012 годы».

В данных документах предусмотрено благоустройство, в том числе квартала, где проживает истица и на это благоустройство выделено финансирование.

Однако, решением Совета депутатов городского округа Саранск за 696 от 03 февраля 2011г. «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Саранск от 01 июля 2010г. №553 «Об утверждении городской целевой программы «Комплексное благоустройство дворовых территорий в городском округе Саранск на 2010-2012 годы», внесены изменения в решение Совета депутатов городского округа Саранск от 01 июля 2010 года №553 и программу благоустройства дворовых территорий, где основным исполнителем указаны администрации районов городского округа Саранск.

Поэтому доводы представителя ответчика Администрации Пролетарского района о том, что они не могут отремонтировать тротуар, поскольку для осуществления ремонтных работ необходимы соотвествующее финансирование и разработка проекта благоустройства данного квартала являются неубедительными. Более того, из пояснений представителя Администрации Пролетарского района следует, что финансирование мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий района на 2011 год произведено, но не на тротуар, являющийся предметом спора.

Судом установлено, что границы спорного земельного участка не установлены, данный земельный участок относится к государственной собственности.

Доводы представителя ответчика Администрации Пролетарского района о том, что спорный тротуар должен быть обустроен КУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» или жильцами многоквартирного дома и товариществом собственников жилья также являются неубедительными. Поскольку придомовой территорией является земельный участок, расположенный вблизи жилого дома, то в соответствии с действующим законодательством, земельный участок должен быть разграничен. В настоящее время определить, где начинается придомовая территория корпуса <адрес>, корпуса <адрес>, невозможно. Суду не представлено доказательств, что в данных многоквартирных домах созданы товарищества собственников жилья.

Исковые требования, предъявленные к Администрации городского округа Саранск, не подлежат удовлетворению, поскольку свои обязательства по разработке Муниципальной адресной целевой программы «Комплексное благоустройство дворовых территорий в городском округе Саранск на 2011-2013 годы» Администрация выполнила и данную программу направила в администрации районов городского округа Саранск для исполнения, что не оспаривается представителем ответчика Администрации Пролетарского района.

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учётом представленных доказательств суд считает, что исковые требования истицы, заявленные к Администрации Пролетарского района городского округа Саранск подлежат, удовлетворению, исковые требования, заявленные к Администрации городского округа Саранск, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Учайкиной Ольги Ивановны удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Пролетарского района городского округа Саранск выполнить устройство тротуара от корпуса <адрес> до пересечения с парковочной автостоянкой со стороны художественной школы, находящейся <адрес> по направлению к Республиканской клинической больнице, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» принятыми постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года №73 и в соответствии с пунктом 4.43 Свода правил 35-105-2002 «Реконструкция застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп» введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 19 июля 2002 года № 89.

В исковых требованиях к Администрации городского округа Саранск отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок, с момента вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г. Саранска.

Судья-подпись

Копия верна: Судья Пролетарского

райсуда г.Саранска                                                                                        Л.А. Полубоярова

Секретарь суда                                                                                                      О.Н. Пестова

Подлинник решения находится в гражданском деле №2-810/2011г. в Пролетарском районном суде г.Саранска Республики Мордовия.

Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2011 года.