Дело № 2-1389/2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
В составе председательствующего Юркиной С.И.
При секретаре Петровой А.И.
С участием представителя истца Ситкиной Е.Ю. - Казакова Р.А., представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия Кистенева К.И.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Саранске
05 декабря 2011 года
гражданское дело по иску Ситкиной Елены Юрьевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, о возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,
установил:
Ситкина Е.Ю. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, о возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование иска Ситкина Е.Ю. указала, что является собственником здания нейтрализации, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в порядке, установленном законом. Данное здание расположено на земельном участке кадастровый номер <адрес>, который находится в Федеральной собственности.
14.10.2011 года она обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату для размещения производственного здания.
Решением руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия И.Е. Ерохина ей отказано в удовлетворении заявления по тем основаниям, что на данном земельном участке находятся самовольно возведенные объекты капитального строительства.
Считает данный отказ незаконным, принятым в нарушение статей 2, 18, 35 Конституции Российской Федерации, статей 15, 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Оснований, препятствующих отчуждению земельных участков в частную собственность, предусмотренных пунктами 2,3 статьи 15, пунктами 2,4,5 статьи 27, пунктом 4 статьи 28 и пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не имеется.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.6 Положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 г. № 374, а также пунктами 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 года № 63, Территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
На основании вышеизложенного и статей 2, 18, 35 Конституции Российской Федерации, статей 15, 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации просит:
1. Признать незаконным решение руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия И.Е. Ерохина об отказе ей в предоставлении в собственность за плату земельного участка под кадастровым номером №, площадью 461 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, изложенное в письме от .._.._.. № 155.
2. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в её собственность земельного участка под кадастровым номером №, площадью 461 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в её адрес для подписания.
В судебное заседание истица Ситкина Е.Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно, просила дело рассмотреть в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истицы Казаков Р.А. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> Кистенев К.И. иск не признал по тем основаниям, что отказ Ситкиной Е.Ю. в предоставлении земельного участка в собственность за плату является законным.
Суд, исследовав доказательства, считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Истице Ситкиной Е.Ю. принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества – здание нейтрализации; инвентарный номер: №, литер:М, назначение: нежилое, площадью 194.20 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, д. № 1. Право собственности на указанное строение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним .._.._.., запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.
Из материалов дела следует, что предметом спора является земельный участок, зарегистрированный в государственном кадастре недвижимости .._.._.., кадастровый номер №, его площадь 461+/-8 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения производственных зданий, расположенный по адресу ориентира: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации. Из пояснений лиц, участвующих в деле, письменных материалов следует, что на данном земельном участке расположено вышеуказанное нежилое здание нейтрализации, принадлежащее на праве собственности истице. Кроме того, к зданию строительного цеха пристроен самовольно Ситкиной Е.Ю. объект капитального строительства, сведения на который отсутствуют, данное обстоятельство признано представителем ответчика в порядке части второй статьи 68 ГПК Российской Федерации.
Согласно пункту первому статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату.
Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта пятого статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В соответствии с пунктом шестым статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Поскольку спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, то в силу положений статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 ноября 2008 г. N 374 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом", пунктов 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 года № 63, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия осуществляет полномочия собственника в отношении этого земельного участка и заключает в установленном порядке договор его купли-продажи, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Из материалов дела усматривается, что истица 14.10.2011 года обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия с письменным заявлением о предоставлении ей в собственность за плату спорного земельного участка. Суд считает, что истица, имеющая в собственности нежилое здание на спорном земельном участке, обратилась с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка в уполномоченный орган в порядке, установленном вышеперечисленными нормами закона.
В письме от 26 октября 2011 года № 155 руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия И.Е. Ерохин отказал истице в предоставлении в собственность за плату земельного участка под кадастровым номером 13:23:1005080:61, площадью 461 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что на земельном участке имеется объект капитального строительства, самовольно пристроенный Ситкиной Е.Ю. к зданию нейтрализации, сведения на который отсутствуют.
Суд, считает данный отказ истице в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка незаконным.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 г. N 475, пунктом вторым которого установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктами 4 и 4.1. Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, предусмотрены при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке:
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения.
Поскольку в соответствии с пунктом вторым Приказа Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 г. N 475 предоставление документов, перечисленных в указанных пунктах 4 и 4.1 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, является правом заявителя, а не его обязанностью, то доводы представителя ответчика о том, что причиной для отказа истице в предоставлении в собственность земельного участка является непредставление ей документов о правах на самовольно возведенное строение, находящееся на спорном земельном участке, суд признает необоснованными.
Согласно пункту второму статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пункт четвертый статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом восьмым статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Из вышеперечисленных норм законов следует, что не предусмотрен отказ в предоставлении в собственность лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, земельных участков, на которых расположены указанные объекты, в случае нахождения на этом же земельном участке самовольного строения.
Ответчиком не представлено доказательств тому, что имеются перечисленные выше в нормах закона основания для отказа в предоставлении истице в собственность за плату спорного участка. О том, что данные основания отсутствуют, свидетельствует то обстоятельство, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия с целью передачи спорного земельного участка в собственность лица, имеющего на нем строение, произвел выдел этого земельного участка из земельного участка кадастровый номер №, определив его площадь. Это подтверждается пояснениями представителя ответчика и письменными материалами дела, в том числе выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 10.11.2011 года №. Доводы представителя ответчика о том, что без учета самовольных построек площадь земельного участка под строение, принадлежащее истице, должна быть меньше, являются голословными, отсутствуют доказательства, подтверждающие их.
Таким образом, ответчик отказал истице в предоставлении в собственность земельного участка за плату на основании, не предусмотренном действующим законом. Истица вправе приобрести в собственность за плату находящийся в её правомерном фактическом пользовании земельный участок в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а иное ущемляет её право иметь имущество в собственности, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, что недопустимо. Поэтому исковые требования истицы о признании отказа в предоставлении ей в собственность за плату земельного участка незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом первым статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту четвертому статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Поскольку в силу закона истица имеет право на приобретение спорного земельного участка в собственность за плату, а ответчик полномочен произвести отчуждение данного земельного участка путем заключения договора купли-продажи, то исковые требования истицы о возложении на ответчика обязанности принять решение о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка, подготовить проект договора его купли- продажи и направить проект в её адрес для подписания подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК Российской Федерации, положениями пункта шестого статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок – двухнедельный со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчику следует произвести действия: принять решение о предоставлении истице в собственность за плату спорного земельного участка; подготовить проект договора его купли- продажи и направить проект в адрес истицы.
В соответствии с частью первой статьи 98 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истицы следует взыскать 400 рублей – расходы по оплате государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК Российской Федерации, суд
Решил:
Удовлетворить исковые требования Ситкиной Елены Юрьевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, о возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
Признать незаконным решение руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия И.Е. Ерохина об отказе Ситкиной Елене Юрьевне в предоставлении в собственность за плату земельного участка кадастровый номер №, площадью 461 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, изложенное в письме от .._.._.. № 155.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность Ситкиной Елены Юрьевны земельного участка кадастровый номер №, площадью 461 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, подготовить проект договора купли- продажи указанного земельного участка и направить его в адрес Ситкиной Елены Юрьевны для подписания
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия в пользу Ситкиной Елены Юрьевны 400 рублей (четыреста рублей) – расходы по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г. Саранска.
Председательствующий - подпись
Справка: мотивированное решение суда составлено 12 декабря 2011 года.
Судья Пролетарского
Районного суда г. Саранска С.И.Юркина - подпись
Копия верна – судья Пролетарского
Районного суда г. Саранска С.И.Юркина
Секретарь суда Т.В.Русланова
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-1390/2011г. в Пролетарском районном суде г. Саранска.