о взыскании премии и материальной помощи



Дело № 2-1354/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Полубояровой Л.А.

при секретаре Кузьминой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

в г. Саранске

14 декабря 2011 года

гражданское дело по иску Игнатьевой Оксаны Дмитриевны к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района» о взыскании премии и материальной помощи,

у с т а н о в и л:

Игнатьева О.Д. обратилась в суд с иском к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района о взыскании премии и материальной помощи. В обоснование требований указывает на то, что она работала в Муниципальном предприятии городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района» в должности инженера 2 категории производственно-технического отдела. За период с июня по июль 2011 года ей не была выплачена премия в размере 15 861 рубль и материальная помощь в размере 20 742 рубля 95 копеек, а всего сумма недоплаты составила 36 603 рубля 95 копеек, которую она и просит взыскать с ответчика.

Заявлением от 14 декабря 2011 года Игнатьева О.Д. уточнив исковые требования, просит взыскать с ответчика:

невыплаченную премию за июль 2011 г. в размере 7930 рублей 50 копеек;

материальную помощь за период с 01 января по 07 июля 2011 г. в размере 18 355 рублей 27 копеек.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме с учётом уточнений от 14 декабря 2011 года.

Представитель ответчика - Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района» Панюшкина С.В., действующая на основании доверенности № 01/434 от 06.09.2011 года, иск не признала, просит в удовлетворении исковых требований Игнатьевой О.Д. отказать. Истица не пропустила трехмесячный срок обращения с иском в суд. Однако, основанием служит то, что выплата премий носит стимулирующий характер и является правом, а не обязанностью работодателя. Учитывая, что предприятие убыточно, работает без прибыли, соответственно, выплата премий не производилась. Основанием для выплаты материальной помощи является заявление работника и приказ директора предприятия, которого не было. Вопрос о выплате материальной помощи будет рассмотрен в конце года, когда будет полная информацию по финансовому положению предприятия. Представленный истицей расчет суммы невыплаченной премии, материальной помощи не оспаривает. Просит отказать Игнатьевой О.Д. в удовлетворении исковых требований.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности с позиции статьи 67 ГПК Российской Федерации, суд считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

По трудовому контракту № 87 от 08 ноября 2010 г. Игнатьева О.Д. была принята инженером 2 категории производственно-технического отдела в Муниципальном предприятии городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района»» с 08 ноября 2010 г. (л.д.28), что также подтверждается копией приказа о приеме работника на работу за №21-к от 08 ноября 2011г. ( л.д.29).

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, определяет заработную плату (оплата труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

В соответствии с 1.3, 4.1 Положения об оплате и премировании труда работников Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района» (л.д.4-5) заработная плата работников предприятия производится на основании повременно-премиальной системы и состоит:

-из должностного оклада;

-ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных;

-доплат за совмещение профессий и исполнение обязанностей временного отсутствующего работника, увеличение объемов работ;

-премии по результатам работы за месяц;

-премии по результатам работы за год.

Премирование работников предприятия производится ежемесячно в размере 75% от должностного оклада (за исключением надбавки за условия, отклоняющихся от нормальных) при условии выполнения показателей: объем реализованных услуг -10%; выполнение должностных обязанностей работника -30%; соблюдения правил трудового распорядка -30%; своевременное рассмотрение жалоб, заявлений и претензий граждан -5%. Начисление премии производится в процентах от должностного оклада с учетом всех видов доплат за фактически отработанное время.

Из содержания трудового контракта №87 следует, что за выполнение установленных трудовых обязанностей, Игнатьевой О.Д. выплачивается:

- должностной оклад в размере 10 574 рубля в месяц;

- персональная надбавка ;

- премия в размере согласно Положению о премировании в процентах от должностного оклада.

Таким образом, из анализа вышеуказанного следует, что премия является составной частью заработной платы истицы, и она имеет право на ее ежемесячное получение независимо от финансового положения предприятия. Следовательно, в данном случае премирование является не правом работодателя, а его обязанностью, в связи, с чем невыплата премий является незаконной.

Игнатьева О.Д. уволена с предприятия 03 августа 2011г. по статье 77 пункт 1 (соглашение сторон), что следует из копии приказа №!8-к от 03 августа 2011г. ( л.д.30).

Между тем, материалами дела и судом установлено, что ежемесячная премия за июль 2011 г. Игнатьевой О.Д. не выплачена в размере 7930 рублей 50 копеек, что не оспаривается представителем ответчика и подтверждается доказательствами на л.д.32.

Поэтому, суд приходит к выводу о том, что требования Игнатьевой О.Д. о взыскании невыплаченной премии обоснованны и подлежат удовлетворению исходя из следующего расчета:

-фактически отработанное время в июле 2011 г. – 21 день, соответственно сумма должностного оклада составила 10 574 рубля и соответственно премия за июль 2011 г. – 7930 рублей 50 копеек (10574 руб. руб.х75%).

Доводы представителя ответчика о том, что премия за июль 2011 г.не назначалась Игнатьевой О.Д. в связи с тем, что предприятие убыточно, являются несостоятельными, поскольку «основанием для назначения премии являются данные бухгалтерской отчетности и данные оперативного учета предприятия» п. 4.4 вышеуказанного Положения. Таким образом, в данном Положении не указано конкретно, влияет ли наличие отрицательного баланса предприятия на выплату премии работникам. При этом, необходимо отметить, что суду представлены отчеты о прибылях и убытках предприятия за предыдущие годы (2007-2010) (л.д.100-111), а также за январь-сентябрь 2011 года (л.д.52-64), в которых отражены убытки за указанный период (кроме 2008г.), однако премии сотрудникам предприятия выплачивались, что не отрицал в судебном заседании представитель ответчика.

В ходе судебного заседания установлено, что зачисление на счета «зарплатных» карт за июль 2011 г. было произведено, соответственно, 16 августа,19 августа, т.е. именно с этого момента Игнатьева О.Д. узнала о нарушении своих прав по невыплате премии за июль 2011 г. и реализовала свое право на обращение в суд в соответствии с требованиями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в трехмесячный срок, иск ею был предъявлен в Пролетарский суд г.Саранска 09 ноября 2011 года (л.д.1,88,89).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5.1. Положения об оплате и премировании труда работников Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района» (л.д.19-21) работникам предприятия ежегодно выплачивается материальная помощь в размере двух плановых месячных фондов оплаты труда (должностной оклад, надбавка за условия, отклоняющихся от нормальных условий труда и премия в размере 75%, без учета доплат) и выплачивается пропорционально отработанному периоду. Основанием для принятия решения об оказании материальной помощи работникам предприятия является их письменное заявление и приказ директора предприятия (п.5.2.).

Заявления о выплате материальной помощи Игнатьевой О.Д. было подано 06 июля 2011г., что подтверждается его ксерокопией на л.д.66. Однако, как пояснил представитель ответчика, приказ о выплате материальной помощи либо об отказе в выплате, не издавался, считая, что данный вопрос можно решить лишь по окончании года, при наличии прибыли.

Данный довод отклоняется как необоснованный, поскольку выплата материальной помощи предусмотрена локальным нормативным актом - Положением об оплате и премировании труда работников Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района», в указанном документе данная выплата не ставится в зависимость от прибыли предприятия.

Кроме того, Игнатьева О.Д. уволилась с предприятия 03 августа 2011г., в связи, с чем в силу положений статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации, в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательной расчёт.

Соответственно, требования истицы о взыскании материальной помощи за период с 01 января по 07 июля 2011г. подлежат удовлетворению в полном объеме. Расчет производится следующим образом: 10 574 рубля (должностной оклад)+ 7930 рублей 50 копеек (месячная премия 10574 руб.х75%)=18 504 руб.50 коп. х 2 : 248 дней (количество рабочих дней в году) х 123(количество фактически отработанных Игнатьевой О.Д. дней за период с 01 января по 07 июля 2011г. согласно табелям учёта рабочего времени на л.д.90-99)= 18 355 рублей 27 копеек.

В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет городского округа Саранск в сумме 988 рублей 57 копеек согласно следующему расчету:

800+(7930,50+18355,27) -20 000 руб.)х3%.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Игнатьевой Оксаны Дмитриевны к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района» о взыскании премии, материальной помощи удовлетворить.

Взыскать с Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района» в пользу Игнатьевой Оксаны Дмитриевны невыплаченную премию за июль 2011 г. в размере 7930 (семь тысяч девятьсот тридцать) рублей 50 копеек, материальную помощь за период с 01 января по 07 июля 2011 года включительно в сумме 18 355(восемнадцать тысяч триста пятьдесят пять) рублей 27 копеек, а всего 26 285( двадцать шесть тысяч двести восемьдесят пять) рублей 77 копеек.

Взыскать с Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района» государственную пошлину в бюджет городского округа Саранск в сумме 988 (девятьсот восемьдесят восемь) рублей 57 копейки.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Республики Мордовия с подачей кассационной жалобы через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Председательствующий: подпись

Копия верна -судья

Пролетарского суда г. Саранска                 Л.А. Полубоярова

Секретарь суда                             Т.В. Русланова

Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2011 года.

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-1354/2011г. в Пролетарском суде г. Саранска Республики Мордовия

СПРАВКА: Решение вступило в законную силу 27 декабря 2011 года.

Судья Пролетарского

районного суда г.Саранска Л.А.Полубоярова