Дело № 2-1421/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2011 года г.Саранск
Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия
В составе: председательствующего судьи Елиной Т.А.,
При секретаре Нуянзиной Ю.А.,
С участием заявителя Тихонюка А.И.,
Представителя заинтересованного лица бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Мордовия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Суркова М.В., действующего по доверенности от 01 августа 2011 года,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихонюка Алексея Ивановича о признании незаконным решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Мордовия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № от 08 ноября 2011 года об отказе в учёте изменений объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л :
Тихонюк А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Мордовия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее по тексту – ФБУ «Кадастровая палата» по РМ) № от 08 ноября 2011 года об отказе в учёте изменений объекта недвижимости, при этом указывает следующее.
На основании договора аренды №33 от 29 февраля 2008 года он является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, местоположение земельного участка: расположен в пределах ориентира, с почтовым адресом ориентира: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Саловка, ул.Покровская, участок № 91а. Срок аренды земельного участка с 29 февраля 2008 года по 29 февраля 2057 года.
В связи с наличием ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границы земельного участка он обратился к кадастровому инженеру с заявлением о повторном проведении кадастровых работ. Кадастровым инженером был составлен межевой план, который сдан им в ФБУ «Кадастровая палата» по РМ.
08 ноября 2011 года им получено от ФБУ «Кадастровая палата» по РМ решение № об отказе в государственном учёте изменений объекта недвижимости в соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Основанием для отказа послужило отсутствие в составе межевого плана раздела «Заключение кадастрового инженера», обсуловливающего повторное проведение кадастровых работ.
Считает данное решение незаконным, поскольку проведение кадастровых работ связано с уточнением описания местоположения границ земельного участка ввиду допущенной кадастровой ошибки. Кадастровая ошибка заключается в том, что вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером №, переданный ему в аренду, и земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ему на праве собственности, указаны в кадастровом плане территории не смежными, как фактически, а на существенном удалении друг от друга. Сведения, указанные в кадастровом плане, не соответствуют данным горизонтальной геодезической съёмки и проекту границ земельного участка, утверждённому постановлением Главы Администрации Лямбирского муниципального района РМ № 862 от 22 октября 2007 года, на основании которого осуществлялась постановка земельного участка на кадастровый учёт. Такое несооветствие сведений государственного кадастра недвижимости является неправомерным и служит достаточным основанием для проведения работ по уточнению местоположения границ земельного участка.
Включение в межевой план раздела «Заключение кадастрового инженера» противоречит нормам статей 12 и 70 Требований к подготовке межевого плана, утверждённых Приказом Министерства экономического развития РФ № 412 от 24 ноября 2008 года «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Указанные нормы говорят о том, что раздел «Заключение кадастрового инженера» должен использоваться для дополнительного обоснования результатов кадастровых работ, обоснование проведения дополнительных кадастровых работ содержится в основных разделах плана и приложениях к нему.
Просит признать незаконным решение ФБУ «Кадастровая палата» по № от 08 ноября 2011 года об отказе в учёте изменений объекта недвижимости и обязать ФБУ «Кадастровая палата» по РМ и обязать ответчика провести государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером №, местоположение земельного участка: расположен в пределах ориентира, с почтовым адресом ориентира: <адрес>, участок № 91а.
В судебном заседании заявитель Тихонюк А.И. заявление поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по РМ Сурков М.В. заявление Тихонюка А.И. не признал, пояснил следующее.
При подаче в орган кадастрового учёта заявления об осуществлении государственного кадастрового учёта Тихонюком А.И. приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения работ по уточнению местоположения границы земельного участка. Однако описание границ земельного участка с кадастровым номером №, внесённое в государственный кадастр недвижимости, полностью соответствует требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, установленным Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Заявителем не выполнено условие, предусмотренное частью 3 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», позволяющее уточнить сведения о местоположении границ земельного участка. Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учёте в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка орган кадастрового учёта принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
В случае, если первоначально при осуществлении кадастрового учёта неправильно определено местоположение границ земельного участка, то сведения о границах земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, могут быть изменены в порядке исправления кадастровой ошибки в соответствии со статьёй 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». При этом в состав межевого плана должно быть включено заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы данного земельного участка. Представленный межевой план не содержит заключения кадастрового инженера, в связи с чем принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта, которые считает правомерным.
Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Указанный земельный участок площадью 470 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером №
Постановлением Главы администрации Лямбирского муниципального района РМ № 135 от 29 февраля 2008 года земельный участок площадью 470 кв.м. с кадастровым номером № местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, участок № 91а, предоставлен Тихонюку Алексею Ивановичу в аренду сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно проекту границ земельного участка по вышеуказанному адресу, утверждённому постановлением Главы Администрации Лямбирского района Республики Мордовия от 22 октября 2007 года № данный земельный участок по своему местоположению является смежным по отношению к земельному участку, принадлежащему Тихонюку А.И.
12 октября 2011 года Тихонюк А.И. обратился с заявлением в ФБУ «Кадастровая палата» по РМ об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений земельного участка с кадастровым номером № в связи с уточнением местоположения границы, изменением площади. К заявлению приложен межевой план.
Как видно из межевого плана, заказчиком кадастровых работ по данному земельному участку является Тихонюк Алексей Иванович, кадастровым инженером – гр.А.. Титульный лист межевого плана содержит запись о том, что межевой план изготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади участка с кадастровым номером № местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> Межевой план подготовлен, в том числе, на основании проекта границ земельного участка б/н от 05 октября 2007г., утверждённого постановлением Главы Администрации Лямбирского муниципального района № 862 от 22 октября 2007 года (лист 3 плана, подпункт 8 пункта 1).
Решением ФБУ «Кадастровая палата» по № от 08 ноября 2011 года об отказе в учёте изменений объекта недвижимости отказано в государственном учёте изменений земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Основанием для отказа послужило отсутствие в составе межевого плана раздела «Заключение кадастрового инженера», содержащего достаточно оснований (о допущенной ранее кадастровой ошибке) для повторного уточнения границ земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В силу части 4 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что вышеуказанный земельный участок прошёл процедуру государственной регистрации и постановки на государственный кадастровый учёт с внесением в государственный кадастр недвижимости уточненных сведений о местоположении границ и площади данного земельного участка в соответствии с постановлением Главы Администрации Лямбирского муниципального района РМ № 862 от 22 октября 2007 года и Описанием земельных участков, подготовленным ООО «Рубин» от 15 ноября 2007 года. При осуществлении государственного кадастрового учёта органом государственного учёта допущена техническая ошибка, выразившаяся в несоответствии сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, действительным сведениям о местоположении границ земельных участков, содержащимся в постановлении Главы Администрации Лямбирского муниципального района РМ № 862 от 22 октября 2007 года.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости является, в том числе, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в результате кадастровых работ заказчику передаётся межевой план.
В соответствии с частями 1 и 12 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктами 12 и 70 приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" предусмотрено, что в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ранее допущенные кадастровые ошибки, в межевой план должен быть включен раздел «Заключение кадастрового инженера».
Кроме того, необходимость включения в межевой план раздела «Заключение кадастрового инженера» в случае выявления ранее допущенной кадастровой ошибка, разъяснена в письме Министерства экономического развития РФ от 17 октября 2011 г. № "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ" и в письме Министерства экономического развития РФ от 26 октября 2010 г. N Д23-4375 "О порядке устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельных участков". Разъяснения, содержащиеся в данных документах, обязательны для исполнения ФБУ «Кадастровая палата» по РМ.
Таким образом, в состав межевого плана должен быть включен раздел «Заключение кадастрового инженера», содержащий обоснование для повторного проведения кадастровых работ в связи с допущенной ранее кадастровой ошибкой.
В представленном межевом плане такой раздел отсутствует. Обоснований повторного проведения кадастровых работ в других разделах межевого плана, как на то указывает допрошенный в качестве специалиста кадастровый инженер гр.Б., не содержится.
При таких обстоятельствах решение ФБУ «Кадастровая палата» по № от 08 ноября 2011 года об отказе в учёте изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером №, местоположение земельного участка: расположенного в пределах ориентира, с почтовым адресом ориентира: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Тихонюку Алексею Ивановичу в признании незаконным решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Мордовия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № от 08 ноября 2011 года об отказе в учёте изменений объекта недвижимости и возложении обязанности проведении государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с момента вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г.Саранска.
Председательствующий: подпись
Решение в окончательной форме принято 09 декабря 2011 года.
Копия верна: судья
Пролетарского районного
Суда г.Саранска Т.А.Елина
Секретарь суда О.Н.Пестова
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-1421/11 в Пролетарском районном суде г.Саранска