Дело № 2-359/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена хх.хх.хххх года
Мотивированное решение изготовлено хх.хх.хххх года
Прокопьевский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего Герасимчук Т.А.,
при секретаре Мишкиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске
хх.хх.хххх года
гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе к обществу с ограниченной ответственностью «ххх» о понуждении разработать рабочую программу производственного контроля за качеством питьевой воды,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения мероприятий по надзору за соблюдением санитарного законодательства было установлено, что ООО «ххх» не разрабатывает и не утверждает рабочую программу контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года № 24 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПин 2.1.4.1074-01»(Изменения внесены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 07.04.09 г № 20 СанПин 2.1.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»). Настоящие Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. В силу этих юридических документов, индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые осуществляют эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны разработать рабочую программу производственного контроля качества воды. С целью оказания коммунальных услуг ООО «ххх» арендует у Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района на основании договора аренды ххх от хх.хх.хххх года скважины и разводящие сети. ООО «Коммунальщик» снабжает водой население с. ..., п. ..., п.ст. ..., п. ..., п. ..., п. ..., с. .... хх.хх.хххх года в адрес ООО «ххх» Территориальным отделом Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе было направлено требование ххх от хх.хх.хххх года о предоставлении протоколов лабораторных испытаний воды из скважин, эксплуатируемых ООО «ххх» и разводящей сети за хх.хх.хххх год и за ххх квартал хх.хх.хххх года. Директор ООО «ххх» сообщил истцу об их отсутствии. Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о том, что дальнейшая эксплуатация указанных скважин и разводящих сетей без надлежащего контроля качества воды не может гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность питьевой воды, подаваемой населению, что создает реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, поскольку употребление воды для питья из скважины может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с массовыми инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями (отравлениями) людей. Учитывая, что ООО «ххх» указанную программу не разрабатывало и не утверждало в установленном порядке, кроме того, юридическим лицом не проводились и не проводятся исследования в области безопасности питьевой воды. Просят обязать общество с ограниченной ответственностью «ххх» разработать и утвердить рабочую программу контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями законодательства в срок до хх.хх.хххх года, возложить на ООО «ххх» обязанность обеспечить выполнение рабочей программы контроля качества питьевой воды.
В судебном заседании представитель истца – Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе – Д.., действующая на основании доверенности ххх от хх.хх.хххх года, уточнила заявленные требования, суду пояснила, что при проведении мероприятий по надзору за соблюдением санитарного законодательства в отношении ООО «ххх» выявлены следующие нарушения. ООО «ххх», согласно Уставу, оказывает коммунальные услуги населению, а именно - теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение. ООО «ххх» снабжает водой население с. ..., п. ..., п.ст. ..., п. ..., п. ..., п. ..., с. .... В адрес ООО «ххх» хх.хх.хххх года было направлено требование предоставить протоколы лабораторных испытаний воды из скважин, эксплуатируемых ООО «ххх» и разводящей сети за хх.хх.хххх год и за ххх квартал хх.хх.хххх года. Однако ООО «ххх» был дан ответ об отсутствии запрашиваемых документов. В настоящее время ООО «ххх» указанную программу не разработало и не утвердило в установленном порядке. Кроме того, ООО «ххх» не проводились и не проводятся исследования в области безопасности питьевой воды. В связи с чем, просит обязать ООО «ххх» разработать и утвердить рабочую программу контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями законодательства в срок до хх.хх.хххх года, возложить обязанность на ООО «ххх» обеспечить выполнение рабочей программы контроля качества питьевой воды.
Представитель ответчика ООО «ххх» Б.., действующий на основании решения единственного учредителя о создании ООО «ххх» от хх.хх.хххх г., исковые требования признал в полном объеме, находит их обоснованными, пояснил, что рабочую программу контроля за качеством питьевой воды разработают и направят на утверждение до хх.хх.хххх года.
Суд, заслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, наделены следующими полномочиями: рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства; предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства; давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона; давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о вызове в органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства; проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона; при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению: разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции.
Согласно Постановлению Министерства Здравоохранения РФ от 26.09.2001 года № 24, утвержденного Главным Санитарным врачом РФ введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПин 2.1.4.1074-01», санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
В силу 1.3 Постановления Министерства Здравоохранения РФ от 26.09.2001 года № 24, санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем и водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 2.4. Постановления Министерства Здравоохранения РФ от 26.09.2001 года № 24, на основании требований Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в Приложении 1.
В силу п. 3.1 Постановления Министерства Здравоохранения РФ от 26.09.2001 года № 24, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
На основании п. 4.2 Постановления Министерства Здравоохранения РФ от 26.09.2001 года № 24, производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения. в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах забора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Исходя из положений СанПиН 2.1.4.1074-01, принятых во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554, на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения, возложена обязанность по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды с ее согласованием с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе. Данным нормативно-правовым актом установлены гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды, согласно которым питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, а также соответствовать нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Судом установлено, что ответчик ООО «ххх» является юридическим лицом, что подтверждается копией Устава ООО, копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц л.д. ххх
Согласно п. 2.1. Устава, целями Общества являются удовлетворение общественных потребностей в предоставляемых Обществом товарах и услугах, а также извлечение прибыли.
В силу п. 2.2 Устава, Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества является: оказание коммунальных услуг, а именно – теплоснабжения, водоснабжения, воотведения и т.д.
Из копии требования от хх.хх.хххх года № ххх следует, что Территориальный отдел Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе направлял в адрес ООО «ххх» требование о предоставлении протоколов лабораторных испытаний воды из скважин, эксплуатируемых ООО «ххх» и разводящей сети за хх.хх.хххх год и за ххх квартал хх.хх.хххх года л.д. ххх
Согласно ответу директора ООО «ххх» от хх.хх.хххх года ххх, Общество не может предоставить протоколы лабораторных испытаний по микробиологическим, санитарно – химическим, радиологическим показателям воды из скважин, так как у Общества отсутствуют денежные средства для проведения лабораторных испытаний, контролирующих качество питьевой воды л.д. ххх
Суд считает, что требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе об обязании ООО «ххх» разработать и утвердить рабочую программу контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями действующего законодательства, обоснованны, так как факт нарушения требований санитарного законодательства в области охраны и качества питьевой воды подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе объяснениями представителя ответчика, который исковые требования признал в полном объеме.
Сроки разработки и утверждения рабочей программы контроля качества питьевой воды, установленные истцом, являются разумными, учитывая время, необходимое для разработки этой программы и ее утверждение в указанные сроки. Представитель ответчика в судебном заседании подтвердил, что срок до хх.хх.хххх года является обоснованным и разумным. В связи с чем, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что в силу пп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 4000 руб. подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ххх» разработать и утвердить рабочую программу контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями законодательства и представить ее для согласования в Территориальный отдел Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе в срок до хх.хх.хххх г.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ххх» обеспечить выполнение рабочей программы контроля качества питьевой воды.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ххх» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Т.А. Герасимчук