Дело ххх
Резолютивная часть решения объявлена хх.хх.хххх года
Мотивированное решение изготовлено хх.хх.хххх года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прокопьевский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего Жуленко Н.Л.,
при секретаре Верлан О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске
хх.хх.хххх года
гражданское дело по иску Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ххх» о понуждении к исполнению обязанностей водопользователя,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ххх» (далее ООО «ххх») о понуждении к совершению действий – получить решение о предоставлении водного объекта – реки Тайба в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: ..., ..., в порядке, установленном водным законодательством, в срок до хх.хх.хххх года, а также обязать получить разрешение на сброс смешанных сточных вод в водный объект – реку Тайба через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: ..., ..., в порядке, установленном водным законодательством, в срок до хх.хх.хххх года. Требования мотивированны тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по исполнению требований законодательства о водопользовании. В ходе проверки установлено, что ООО «ххх» при осуществлении основной деятельности, предусмотренной Уставом предприятия, использует поверхностный водный объект – река Тайба, путем сброса смешанных сточных вод через очистные сооружения, принятые у Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района в соответствии с договором аренды № ххх от хх.хх.хххх года и договора аренды ххх.78 от хх.хх.хххх года. ООО «ххх» осуществляет сброс сточных вод от населения ... Прокопьевского района Кемеровской области через очистные сооружения в водный объект – реку Тайба в отсутствие разрешительных документов – решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект через очистные сооружения, а также нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в реку Тайба для очистных сооружений. Пользование поверхностным водным объектом для сброса смешанных сточных вод через очистные сооружения в отсутствие решения органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод является грубым нарушением ст.ст. 8, 9, 11, 21, 22, 23, 26, п. 4 ст. 44 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г., ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 39, п. 3 ст. 34 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми пользование водным объектом без решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод запрещено. Согласно данных сведений об использовании воды за хх.хх.хххх год по форме статистической отчетности № ххх-ТП (водхоз) – Бланк 1 ООО «ххх» произвело сброс сточных вод в водный объект – реку Тайба в объеме 34,2 тыс. куб.м. ООО «ххх» в ххх году производило незаконное водопользование путем сброса смешанных сточных вод в реку Тайба в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и в настоящее время продолжает осуществлять незаконное водопользование, не имея решения о предоставлении водного объекта в пользование, нормативов допустимого сброса, а также разрешения на осуществление сброса сточных вод, что свидетельствует о нарушении ООО «ххх» требований природоохранного законодательства. Просит обязать ООО «ххх» получить решение о предоставлении водного объекта – реки Тайба в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: ..., ... ... ..., в порядке, установленном водным законодательством, в срок до хх.хх.хххх года, обязать общество с ограниченной ответственностью ООО «ххх» получить разрешение на сброс смешанных сточных вод в водный объект – реку Тайба через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: ..., ... Прокопьевского района Кемеровской области, в порядке, установленном водным законодательством, в срок до хх.хх.хххх года.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры – Курочкина А.В., поддержала заявленные требования, суду пояснила, что в ходе проверки было установлено, что ООО «ххх» в нарушение требований действующего законодательства осуществляет незаконное использование поверхностного водного объекта – реки Тайба путем сброса смешанных сточных вод через очистные сооружения, арендуемые у Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района. Просит обязать ООО «ххх» получить решение о предоставлении водного объекта – реки Тайба в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: ..., ... Прокопьевского района Кемеровской области, в порядке, установленном водным законодательством, в срок до хх.хх.хххх года. Обязать общество с ограниченной ответственностью ООО «ххх» получить разрешение на сброс смешанных сточных вод в водный объект – реку Тайба через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: ..., ... Прокопьевского района Кемеровской области, в порядке, установленном водным законодательством, в срок до хх.хх.хххх года.
Представитель ответчика ООО «ххх» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении судебной повестки.
Представитель третьего лица – Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района – С. действующая на основании доверенности от хх.хх.хххх года в судебном заседании пояснила, что поддерживает заявленные прокуратурой требования, полагает, что срок исполнения заявленных требований, является достаточным.
Представитель третьего лица – Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствие со ст. 1 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» с 01 января 2007 г. введен в действие Водный кодекс РФ.
Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (ст. 3 Водного кодекса РФ). Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах:
- значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека;
- приоритета охраны водных объектов перед их использованием;
- использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 5 Водного Кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико – географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты, подземные водные объекты.
В силу п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.
Согласно пп. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом МПР РФ от 31.10.2008г. № 288 разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ответчик ООО «ххх» является юридическим лицом, что подтверждается копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, копией свидетельства о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения на территории РФ, копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копией Устава ООО.
Согласно копии договора аренды ххх.69 от хх.хх.хххх года Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района в лице Арендодателя передало в аренду имущество, указанное в акте приема – передачи имущественного комплекса Арендатору ООО «ххх» л.д. ххх В акте указаны очистные сооружения, объем 160 м3 ... л.д. ххх
Согласно копии договора аренды № ххх от хх.хх.хххх года Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района в лице Арендодателя передало в аренду имущество по акту приема – передачи: очистные сооружения в ...? скважины, водопроводы Арендатору ООО «ххх» л.д. ххх
Согласно объяснений директора ООО «ххх» от хх.хх.хххх года следует, что сброс сточных вод от населения ... Прокопьевского района Кемеровской области в реку Тайба ведется ответчиком в отсутствие разрешительных документов на осуществление данного вида деятельности. Однако получение разрешения на право пользования рекой Тайба для сброса сточных вод сопряжено для ответчика с трудностями из-за отсутствия технической документации на водозаборные скважины и очистные сооружения л.д. ххх
Согласно сведений об использовании воды за хх.хх.хххх год по форме статистической отчетности № хх.хх.хххх-ТП (водхоз) – Бланк 1 ООО «ххх» произвело сброс сточных вод в водный объект – реку Тайба в объеме 34,2 тыс. м3 л.д. ххх
Суд считает, что требования прокурора об обязании ООО «ххх» получить решение о предоставлении водного объекта – реки Тайба в пользование для осуществления сброса и разрешение на сброс смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, ..., обоснованны, так как факт нарушения требований законодательства о водопользовании подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств. При этом судом принято во внимание, что отсутствие у ООО «ххх» решения о предоставлении водного объекта – реки Тайба в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения и отсутствие разрешения на сброс нарушает конституционные граждан на благоприятную окружающую среду.
Предложенный прокурором срок исполнения указанных обязанностей ООО «ххх» – до хх.хх.хххх года, суд находит разумным.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что в силу пп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 4000 руб. подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ххх» в срок до хх.хх.хххх года получить решение о предоставлении водного объекта – реки Тайба в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, ..., в порядке, установленном водным законодательством.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ххх» в срок до хх.хх.хххх года получить разрешение на сброс смешанных сточных вод в водный объект – реку Тайба через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, ..., в порядке, установленном водным законодательством.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ххх» государственную пошлину в доход бюджета в размере 4000 рублей (четыре тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Н.Л. Жуленко