иск о признании права собственности на жилой дом



Дело № 2-335/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена хх.хх.хххх года

Мотивированное решение изготовлено хх.хх.хххх года

Прокопьевский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего Байдаевой Л.В.

при секретаре Мишкиной Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске хх.хх.хххх года

гражданское дело по иску Черкашиной А.А. к Администрации Прокопьевского района о признании права собственности на жилой дом за умершим, включении в наследственную массу,

У С Т А Н О В И Л:

Черкашина А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Прокопьевского района о признании права собственности на жилой дом за своим отцом П., умершим хх.хх.хххх года, и включении его в наследственную массу. Требования мотивированы тем, что после смерти отца П. открылось наследственное имущество в виде земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: ..., ..., ..., .... Жилой дом отец приобрел в хх.хх.хххх году. Земельный участок принадлежал П. на основании свидетельства на право собственности на землю. Она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако, жилой дом не может быть включен в состав наследственного имущества, так как отсутствуют правоустанавливающие документы. Просит признать право собственности на жилой дом, расположенный по ..., ... района ..., общей площадью 31,50 кв.м., за ее отцом П., умершим хх.хх.хххх года, включив в наследственную массу.

В судебном заседании истица Черкашина А.А. поддержала заявленные исковые требования, суду пояснила, что хх.хх.хххх года умер ее отец П. В хх.хх.хххх году отец приобрел дом по адресу: ..., в ... района, но документы на дом не оформил. В течение жизни отец перестроил дом, возвел надворные постройки, баню, стайки. Отец считал себя собственником дома. Земельный участок принадлежит П. на основании свидетельства на право собственности на землю. Она является единственной наследницей, никто другой на дом не претендует. Просит признать за ее отцом П., умершим хх.хх.хххх года, право собственности на жилой дом, общей площадью 31,50 кв.м., расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., и включить его в наследственную массу.

Представитель ответчика – Администрации Прокопьевского района и представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Прокопьевский отдел, – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав истицу, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по ..., ... района ..., был приобретен отцом истицы П., впоследствии дом был перестроен, возведены надворные постройки без оформления документов в установленном законом порядке, дом не был введен в эксплуатацию, право собственности на жилой дом не было зарегистрировано. Земельный участок площадью 0,15 га по указанному адресу был передан на праве собственности бессрочного (постоянного) пользования землей П. на основании решения администрации Терентьевского сельского Совета от хх.хх.хххх года, что подтверждается копией свидетельства на право собственности на землю л.д. 12), а также копией выписки из похозяйственной книги о наличии у П. права собственности на земельный участок по адресу: ..., ..., ..., ... л.д. ххх

П. проживал в данном доме, перестраивал его, производил необходимый ремонт, пользовался земельным участком, считал себя собственником жилого дома.

хх.хх.хххх года П. умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти от хх.хх.хххх года л.д. ххх

Истица Черкашина А.А. является дочерью умершего П., что подтверждается копиями свидетельств о рождении и заключении брака л.д. ххх Мать истицы М. умерла хх.хх.хххх года л.д. ххх Истица обратилась в суд с требованием о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., за своим отцом П., так как в настоящее время не представляется возможным оформить наследственные права на жилой дом в установленном законом порядке в связи с тем, что право собственности наследодателя не было надлежащим образом зарегистрировано.

Доводы истицы, изложенные в исковом заявлении и поддержанные ею в судебном заседании, подтверждаются представленными доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.

Так, свидетель В. показала суду, что родители истицы в хх.хх.хххх-х годах купили дом по адресу: ..., ..., ..., который впоследствии перестроили, возвели надворные постройки. Земля принадлежит отцу истицы на основании свидетельства на право собственности на землю. Мать истицы умерла в хх.хх.хххх году, отец - в хх.хх.хххх году. Истица является единственной наследницей после смерти отца. Никто другой на дом не претендует.

Из показаний свидетеля Б. следует, что в хх.хх.хххх-х годах родители истицы купили дом по адресу: ..., ..., .... Этот дом был старый, родители истицы обновляли его, достраивали, возводили надворные постройки, пользовались земельным участком. Мать истицы умерла в хх.хх.хххх году, а отец – в хх.хх.хххх году. Отец истицы жил в данном доме до дня своей смерти, все считали его собственником дома. Истица является единственной наследницей после смерти отца, никто другой на дом не претендует.

У суда нет оснований ставить под сомнение показания свидетелей, так как не установлено какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела, их показания не противоречат и согласуются с письменными материалами дела.

Так, по данным БТИ г. Прокопьевска, жилой дом, расположенный по ..., ... района, зарегистрирован на имя П. л.д. 19). Представлены копии поэтажного плана жилого дома л.д. ххх и кадастрового паспорта земельного участка л.д. ххх

Согласно уведомлению Прокопьевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, права на жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., не зарегистрированы л.д. 20).

В соответствии с заключением Отдела архитектуры и строительства администрации Прокопьевского района следует, что жилой дом расположен на огражденном земельном участке по адресу: ..., ..., ..., в зоне существующей индивидуальной жилой застройки, представляет собой одноэтажное бревенчатое здание. Жилой дом и хозяйственные постройки были выстроены без оформления документов в установленном порядке. Земельный участок принадлежит на праве собственности П. Размещение объекта соответствует градостроительным требованиям СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», соблюдены требования противопожарных, санитарных, экологических правил и нормативов. Не нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, отсутствует угроза жизни и здоровью граждан л.д. ххх

Таким образом, судом установлено, что жилой дом, расположенный по ..., ... района ..., является самовольной постройкой, так как был выстроен без оформления надлежащих документов. Учитывая, что земельный участок, на котором осуществлена постройка, был передан отцу истицы П. на праве собственности, жилой дом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, признать право собственности на данный жилой дом за П., умершим хх.хх.ххххг.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 1112 ГК РФ).

Следовательно, исковые требования в части включения данного жилого дома в наследственную массу после смерти П. также обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь п.п. 1,3 ст. 222, абз. 2 п.2 ст. 218, абз. 1 ст. 1112 ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать право собственности на жилой дом, общей площадью 31,50 кв.м., жилой площадью 26,40 кв.м., расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., за П., хх.хх.хххх года рождения, умершим хх.хх.хххх года.

Включить жилой дом, общей площадью 31,50 кв.м., жилой площадью 26,40 кв.м., расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., в наследственную массу после смерти П., хх.хх.хххх года рождения, умершего хх.хх.хххх года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение десяти дней.

Председательствующий /подпись/ Л.В. Байдаева

Копия верна.

Судья: Л.В. Байдаева