Решение по иску Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интерсах РФ



Дело № 2-403/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена хх.хх.хххх года

Мотивированное решение изготовлено хх.хх.хххх года

Прокопьевский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего Герасимчук Т.А.,

при секретаре Романовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске

хх.хх.хххх года

гражданское дело по иску Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ясная Поляна» о понуждении к исполнению обязанностей водопользователя,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ясная Поляна» (далее ООО «Ясная Поляна») о понуждении к совершению действий: получить решение о предоставлении водного объекта – реки Шарап и реки Тогул в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения, и получить разрешение на сброс смешанных сточных вод в водные объекты: реку Тогул и реку Шарап через арендуемые очистные сооружения. Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по исполнению требований законодательства о водопользовании. В ходе проверки установлено, что ООО «Ясная Поляна» при осуществлении основной деятельности, предусмотренной Уставом предприятия, использует поверхностные водные объекты – реку Тогул и реку Шарап, путем сброса смешанных сточных вод через очистные сооружения, принятые у Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района в соответствии с договором аренды. ООО «Ясная Поляна» осуществляет сброс сточных вод от населения п. Ясная Поляна и с. Шарап Прокопьевского района Кемеровской области через очистные сооружения в водные объекты: реку Тогул и реку Шарап в отсутствие разрешительных документов – решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект через очистные сооружения, а также нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в реку Тогул и реку Шарап для очистных сооружений. Пользование поверхностными водными объектами для сброса смешанных сточных вод через очистные сооружения в отсутствие решения органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод является грубым нарушением ст.ст. 8, 9, 11, 21, 22, 23, 26, п.4 ст.44 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г., ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 39, п. 3 ст.34 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми пользование водным объектом без решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод запрещено. Согласно данным сведениям об использовании воды за хх.хх.хххх год по форме статистической отчетности № ххх (водхоз) – Бланк 1 ООО «Ясная Поляна» произвело сброс сточных вод в водный объект – реку Тогул в объеме 28,5 тыс. куб.м. Согласно данным сведениям об использовании воды за хх.хх.хххх год по форме статистической отчетности № ххх (водхоз) – Бланк 2 ООО «Ясная Поляна» произвело сброс сточных вод в водный объект – реку Шарап в объеме 10,6 тыс. куб.м., а также произвело сброс сточных вод на рельеф местности в объеме 10,38 тыс. куб.м. ООО «Ясная Поляна» в хх.хх.хххх году производило незаконное водопользование путем сброса смешанных сточных вод в реки Тогул и Шарап в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и в настоящее время продолжает осуществлять незаконное водопользование, не имея решения о предоставлении водного объекта в пользование, нормативов допустимого сброса, а также разрешения на осуществление сброса сточных вод, что свидетельствует о нарушении ООО «Ясная Поляна» требований природоохранного законодательства. Просит обязать ООО «Ясная Поляна» получить решение о предоставлении водного объекта: реки Тогул и реки Шарап в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: п. ..., с. ..., ... район, ... область, в порядке, установленном водным законодательством, в срок до хх.хх.хххх года, обязать общество с ограниченной ответственностью ООО «Ясная Поляна» получить разрешение на сброс смешанных сточных вод в водные объекты: реку Тогул и реку Шарап через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: п. ..., с. ..., ... район, ... области, в порядке, установленном водным законодательством, в срок до хх.хх.хххх года.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокуратура Кемеровской области Курочкина А.В., поддержала заявленные требования, суду пояснила, что в соответствии с заданием прокуратуры Новокузнецкой природоохранной прокуратуры была проведена проверка исполнения требований законодательства о водопользовании. В ходе проверки было установлено, что ООО «Ясная Поляна» в нарушение требований действующего законодательства осуществляет незаконное использование поверхностных водных объектов: реки Тогул и реки Шарап путем сброса смешанных сточных вод через очистные сооружения, арендуемые у Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района. Просит обязать ООО «Ясная Поляна» получить решение о предоставлении водных объектов: реки Тогул и реки Шарап в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: ..., ..., ... район, ... область, в порядке, установленном водным законодательством, в срок до хх.хх.хххх года. Обязать общество с ограниченной ответственностью ООО «Ясная Поляна» получить разрешение на сброс смешанных сточных вод в водные объекты: реку Тогул и реку Шарап через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: ..., ..., ... район, ... область, в порядке, установленном водным законодательством, в срок до хх.хх.хххх года.

Представитель ответчика ООО «Ясная Поляна» Дубровский С.И., действующий на основании решения № ххх единого участника ООО «Ясная Поляна» от хх.хх.хххх г., исковые требования прокурора признал, находит их обоснованными, пояснил, что в настоящее время проводятся мероприятия, направленные на выполнение требований прокурора. Так с Роспотребнадзором заключены договора на отбор воды для определения качества воды.

Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствие со ст. 1 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» с 01 января 2007 г. введен в действие Водный кодекс РФ.

Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах:

- значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека;

- приоритета охраны водных объектов перед их использованием;

- использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 5 Водного Кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико – географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты, подземные водные объекты.

В силу п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.

Согласно пп. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные техно­логии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридиче­ские и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на ос­нове применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного разме­щения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загряз­няющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпи­демиологическом благополучии населения» водные объекты, исполь­зуемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источни­ками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на чело­века. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанав­ливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с ор­ганами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нор­мативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы пре­дельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом МПР РФ от 31.10.2008 № 288 разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ответчик ООО «Ясная Поляна» является юридическим лицом, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица л.д. ххх, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц л.д. ххх, свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации л.д. ххх, копией Устава ООО Ясная Поляна л.д. ххх.

Из копии перечня имущества, находящегося в аренде ООО «Ясная Поляна» следует, что ответчик арендует скважины, водопроводы, канализационные сети, очистные сооружения, расположенные на территории ... и ... л.д. ххх.

Согласно данным сведениям об использовании воды за хх.хх.хххх год по форме статистической отчетности № ххх (водхоз) – Бланк 1 ООО «Ясная Поляна» произвело сброс сточных вод в водный объект – реку Тогул в объеме 28,5 тыс. куб.м. л.д. ххх.

Согласно данным сведениям об использовании воды за хх.хх.хххх год по форме статистической отчетности № ххх (водхоз) – Бланк 2 ООО «Ясная Поляна» произвело сброс сточных вод в водный объект – реку Шарап в объеме 10,6 тыс. куб.м. л.д. ххх.

Из сведений об использовании воды за хх.хх.хххх год по форме отчетности № ххх (водхоз) – Бланк 3 ООО «Ясная Поляна» следует, что ООО «Ясная Поляна» произвело сброс сточных вод на рельеф местности в объеме 10,38 тыс. куб.м. л.д. ххх.

Суд считает, что требования прокурора об обязании ООО «Ясная Поляна» получить решение о предоставлении водного объекта: реки Тогул и реки Шарап в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: ... область, ... район, ... и ..., об обязании получить разрешение на сброс смешанных сточных вод в водные объекты: реку Тогул и реку Шарап через арендуемые очистные сооружения обоснованны, так как факт нарушения требований законодательства о водопользовании подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе объяснениями представителя ответчика, который исковые требования признал в полном объеме. При этом судом принято во внимание, что отсутствие у ООО «Ясная Поляна» решения о предоставлении водных объектов – реки Тогул и реки Шарап в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения, отсутствие разрешения на сброс смешанных сточных вод в водные объекты: реку Тогул и реку Шарап через арендуемые очистные сооружения нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что в силу пп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 4000 руб. подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ясная Поляна» в срок до хх.хх.хххх года получить решение о предоставлении водного объекта: реки Тогул и реки Шарап в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: ... область, ... район, ... и ..., в порядке, установленном водным законодательством.

Обязать общество с ограниченной ответственностью ООО «Ясная Поляна» в срок до хх.хх.хххх года получить разрешение на сброс смешанных сточных вод в водные объекты: реку Тогул и реку Шарап через арендуемые очистные сооружения, расположенные по адресу: ... область, ... район, ... и ..., в порядке, установленном водным законодательством.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ясная Поляна» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 рублей (четырех тысяч рублей).

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: Т.А. Герасимчук