Дело № 2-573/2010
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прокопьевский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Жуленко Н.Л.,
с участием заместителя прокурора Прокопьевского района Неронова А.Ю.,
при секретаре Романовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске
ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по иску прокурора Прокопьевского района к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Карагайлинский детский сад» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Прокопьевского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – несовершеннолетних воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения «Карагайлинский детский сад» с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению (далее МДОУ) «Карагайлинский детский сад» о понуждении к совершению действий – получить свидетельство о государственной аккредитации. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки наличия свидетельств о государственной аккредитации муниципальных дошкольных образовательных учреждений было установлено, что МДОУ «Карагайлинский детский сад», в нарушение требований действующего законодательства, осуществляет свою деятельность, не имея свидетельства о государственной аккредитации. Таким образом, в нарушение норм ч. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 государственный статус МДОУ «Карагайлинский детский сад» до настоящего времени не установлен, не подтвержден уровень реализуемых образовательных программ и их направленность. В пункте 1.8 Устава МДОУ «Карагайлинский детский сад» предусмотрено, что учреждение проходит лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в соответствии с Законом РФ «Об образовании», в п. 5.4 – при приеме ребенка в МДОУ родители должны быть ознакомлены с Уставом МДОУ, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими образовательный процесс. В связи с этим просит обязать МДОУ «Карагайлинский детский сад» получить свидетельство о государственной аккредитации и установить срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Прокопьевского района Неронов А.Ю. поддержал заявленные исковые требования, суду пояснил, что в соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области была проведена проверка наличия свидетельств о государственной аккредитации муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В ходе проверки было установлено, что МДОУ «Карагайлинский детский сад», в нарушение требований действующего законодательства, осуществляет свою деятельность, не имея свидетельства о государственной аккредитации. Просит обязать МДОУ «Карагайлинский детский сад» получить свидетельство о государственной аккредитации и установить срок для совершения вышеуказанных действий – до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МДОУ «Карагайлинский детский суд» – Тарханова Л.И., действующая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора признала в полном объеме, находит их обоснованными, однако просит установить срок получения свидетельства о государственной аккредитации – ДД.ММ.ГГГГ года.
Представители третьего лица – Управления образования администрации Прокопьевского района Кемеровской области – Шелестова Е.В., действующая на основании доверенности №ххх от ДД.ММ.ГГГГ, и Медведева О.Е., действующая на основании доверенности №ххх от ДД.ММ.ГГГГ, пояснили, что согласно графику лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, составленному Кузбассобрнадзором, государственная аккредитация МДОУ «Карагайлинский детский сад» запланирована на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, в связи с чем пройти аккредитацию до мая 2011 года, т.е. в рамках ДД.ММ.ГГГГ учебного года, не представляется возможным.
Суд, заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, отсутствие свидетельства о государственной аккредитации нарушает право воспитанников дошкольного учреждения на получение образования в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 12 ч. 4 п.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 к образовательным учреждениям относятся дошкольные, на основании п. 6 указанного Закона государственный статус образовательного учреждения (вид, тип и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 указанного Закона образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности, к основным общеобразовательным программам относятся программы дошкольного образования, п. 6.2 к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации федеральным органом исполнительной власти, устанавливаются федеральные государственные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 522 утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, указанное положение устанавливает порядок государственной аккредитации, в том числе образовательных учреждений, реализующих в соответствии с законодательством РФ основные образовательные программы дошкольного образования, на основании п. 3 указанного Положения целью государственной аккредитации образовательного учреждения является установление его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, п. 6 – государственная аккредитация образовательных учреждений проводится по всем реализуемым ими основным и (или) дополнительным образовательным программам.
В соответствии со ст. 38 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 государственный контроль качества образования проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Судом установлено, что ответчик МДОУ «Карагайлинский детский сад» является юридическим лицом, что подтверждается копией Устава МДОУ (л.д. №ххх).
Пунктом 1.8 Устава МДОУ предусмотрено, что учреждение проходит лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
В силу п. 5.4 Устава МДОУ при приеме ребенка в МДОУ родители должны быть ознакомлены с Уставом МДОУ, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими образовательный процесс.
Из справки Управления образования администрации Прокопьевского района следует, что МДОУ «Карагайлинский детский сад» не проходил государственную аккредитацию по программам дошкольного образования, то есть не имеет свидетельства о государственной аккредитации (л.д. №ххх).
Таким образом, суд считает, что требования прокурора Прокопьевского района об обязании МДОУ «Карагайлинский детский сад» получить свидетельство о государственной аккредитации обоснованны, так как факт нарушения требований законодательства в области образования подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе объяснениями представителей ответчика и третьего лица, которые исковые требования признали в полном объеме. При этом судом принято во внимание, что отсутствие у МДОУ «Карагайлинский детский сад» свидетельства о государственной аккредитации нарушает конституционные права несовершеннолетних воспитанников, гарантирующих право на образование.
Суд полагает необходимым установить срок для исполнения ответчиком решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку как видно из представленных документов, график лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений на ДД.ММ.ГГГГ учебный год уже утвержден Кузбассобрнадзором, изменения в график внесены быть не могут. Поскольку государственная аккредитация ответчика предусмотрена в ДД.ММ.ГГГГ учебном году, суд полагает обоснованным и разумным установить срок – до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36. НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 4000 руб. подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Карагайлинский детский сад» получить свидетельство о государственной аккредитации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Карагайлинский детский сад» государственную пошлину в доход бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Н.Л. Жуленко