Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Прокопьевский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего Конкиной И.В.,
с участием помощника прокурора Прокопьевского района Данченко Е.А.,
при секретаре Верлан О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске
ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по иску прокурора Прокопьевского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Прокопьевского района обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «<данные изъяты> о понуждении к совершению действий – получить лицензию на право пользования недрами путем добычи подземных вод с помощью скважин, расположенных на территории <адрес>. Требования мотивированны тем, что прокуратурой Прокопьевского района проведена проверка по исполнению требований природоохранного законодательства в части обязанности лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод в отношении ООО <данные изъяты>». В ходе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты> при осуществлении основной деятельности, предусмотренной Уставом предприятия, осуществляет недропользование путем использования (забора подземных вод) из водозаборных и артезианских скважин, принятых у Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района в соответствии с договором аренды, без специального разрешения (лицензии) на право пользования недрами для целей добычи подземных вод. Согласно перечню скважин, расположенных на территории <адрес> и переданных в аренду ООО «<данные изъяты>», количество переданных и фактически используемых скважин составляет 13 штук. Согласно сведениям об использовании воды за № год по форме №-тп (водхоз) ООО «<данные изъяты>» осуществляет незаконное недропользование в отсутствие разрешительных документов на данный вид деятельности. Согласно объяснениям директора ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ оформление лицензии на право пользования недрами путем добычи подземных вод с помощью скважин затруднено в связи с отсутствием технических паспортов на водозаборные скважины, оформлением которых в настоящее время занимается КУМС Прокопьевского района. Правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательствам о недрах. В силу ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Незаконная добыча подземных вод ООО «Коммунальщик» нарушает права Российской Федерации, как собственника указанного вида природного ресурса, и конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит обязать ООО «<данные изъяты> получить лицензию на право пользования недрами путем добычи подземных вод с помощью скважин, расположенных на территории <адрес>. В порядке ст. 206 ГПК РФ установить разумный срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Прокопьевского района Данченко Е.А. поддержала заявленные исковые требования, дала пояснения аналогичные тексту искового заявления. Просит обязать ООО «<данные изъяты> получить лицензию на право пользования недрами путем добычи подземных вод с помощью скважин, расположенных на территории <адрес>, и в соответствии с ст.206 ГПК РФ, установить ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» – Батманов В.С., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора признал в полном объеме, находит их обоснованными. Просит установить им срок для получения лицензий до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором поддержаны требования истца (№
Представитель Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 5 Водного Кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико – географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты, подземные водные объекты.
В силу ч. 3 ст. 9 Водного Кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В силу с. 1.2 Закона РФ№ 2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые части, включая лицензионное соглашение о разделе продукции, содержит в том числе условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами и правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ, которые в соответствии с требованиями ст. 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить, включая соблюдение условий охраны земель, лесов, вод от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
На основании ст. 3.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 года № 3314-1, в лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты.
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» и Приказом Министерства Природных Ресурсов РФ от 29.11.2004 года № 710 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности».
В соответствии с. п. 4 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, возникает на основании разрешения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
Согласно п. 14. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденного Приказом Министерства Природных Ресурсов РФ от 29.1.2004 года № 710, принятое решение «О предоставлении права пользования участком недр о предоставлении права пользования участком недр» направляется Комиссией в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы для подготовки условий пользования недрами, оформления и выдачи лицензии в порядке, установленном законодательством РФ.
В силу п. 8.1 Постановления «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 года № 3314-1, лицензия должна содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию; данные о целевом назначении работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр; указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр; срок действия лицензии и срок начала работ; условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении; соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; условия выполнения установленных законодательством Российской Федерации, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; условия продления срока действия лицензии; объемы и виды сбрасываемых в недра отходов производства и промышленных сточных вод.
В соответствии с. п. 14.2 Постановления «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 года № 3314-1 дополнительными требованиями к проекту пользования недрами в таких случаях являются:
регламентирование максимально возможных величин водоотбора и сброса сточных вод, объемов захоронения и концентраций вредных веществ, отходов и сточных вод с учетом возможности активизации неблагоприятных геологических процессов;
компенсация негативного воздействия в зоне влияния эксплуатации проектируемых сооружений на условия водопользования, экологические условия и эксплуатацию инженерных сооружений;
регламентирование возможного уменьшения поверхностных водных ресурсов и снижения уровня грунтовых вод в результате действия проектируемого водозабора;
организация зон санитарной охраны водозаборов при добыче питьевых и минеральных вод;
создание и ведение мониторинга подземных вод в пределах горного отвода и на прилегающей к нему территории.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
Судом установлено, что ответчик ООО «<данные изъяты> является юридическим лицом, что подтверждается копией Устава ООО «<данные изъяты>» и свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д.№). Согласно копии договора аренды №.55.К-ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района в лице Арендодателя передал в аренду имущество: водозаборные и артезианские скважины Арендатору ООО «<данные изъяты>» (л.д.№ Согласно акту приема-передачи имущества, расположенного на территории Прокопьевского района и переданных в аренду ООО «<данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» передано в аренду 13 скважин (л.д. №
Из сведений об использовании воды за №. по форме №–тп (водхоз) ООО «<данные изъяты>» следует, что ответчик осуществляет незаконное пользование в отсутствие разрешительных документов на данный вид деятельности. Водопотребление за ДД.ММ.ГГГГ составило – 21, 8 тыс. куб. м. Вода из подземных водоисточников (водозаборных скважин) добывается для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для производственных нужд ООО «<данные изъяты> (л.д.№
Из объяснений директора ООО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оформление лицензии на право пользования недрами путем добычи подземных вод с помощью скважин затруднено в связи с отсутствием технических паспортов на водозаборные скважины, оформлением которых в настоящее время занимается КУМС Прокопьевского района (л.д№
Суд считает, что требования прокурора об обязании ООО «<данные изъяты>» получить лицензию на право пользования недрами путем добычи подземных вод с помощью скважин, расположенных на территории Прокопьевского района, обоснованны, так как факт нарушения требований законодательства о недропользовании подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе объяснениями представителя ответчика, который исковые требования признал в полном объеме. При этом судом принято во внимание, что отсутствие у ООО <данные изъяты>» лицензии на право пользования недрами нарушает конституционные граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере № рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме № руб. подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» получить лицензию на право пользования недрами путем добычи подземных вод с помощью скважин в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере № рублей (<данные изъяты> рублей).
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в д10-дневный срок со дня принятия судьей решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.В. Конкина