иск Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО `Разрез им. В.И.Черемнова` о понуждении к совершению действий



Дело № 2- 40/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Прокопьевский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего Конкиной И.В.,

при секретаре Романовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске

ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по иску Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее ООО «<данные изъяты>») о понуждении к совершению действий. Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей <адрес>. В ходе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» при осуществлении своей основной деятельности, предусмотренной уставом, производятся выбросы вредных веществ в атмосферу без специального разрешения, что является нарушением ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». ООО «<данные изъяты>» осуществляет выбросы вредных (загрязненных) веществ в атмосферу, что является источником негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, проживающего в районе деятельности предприятия. Так, проверкой установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании Разрешения на выброс вредных веществ в службе по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Кемеровской области, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Деятельность ответчика по осуществлению выбросов вредных выбросов в атмосферу, а именно перечня и количества загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу для ООО «<данные изъяты>» в отношении используемых им источников загрязнения, продолжается по настоящее время, то есть самовольно. При невыполнении требований закона нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, право на жизнь, так как существует потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ООО «<данные изъяты>» требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к их хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупностью, установленные законами, иными нормативами в области осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу на среду жизнедеятельности и здоровья населения. В связи с изложенным, истец просит обязать ООО «<данные изъяты>» получить разрешение на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном законодательством об охране атмосферы воздуха, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Приостановить деятельность ООО «<данные изъяты>» по выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие действующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокуратура Курочкина А.В., поддержала заявленные исковые требования, пояснила, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки по обращению жителей <адрес> о нарушениях требований природоохранного законодательства, установлено, что ООО «<данные изъяты>» при осуществлении своей основной деятельности, предусмотренной уставом, производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без специального разрешения, что является нарушением требований, предусмотренных ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №ххх ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В ходе своей деятельности ООО «<данные изъяты>» осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без специального разрешения, что является источником негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, проживающего в районе деятельности предприятия.

В соответствии со ст.12.ФЗ от 04.05.1999 года №96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов как предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области окружающей среды, в порядке, определенном правительством РФ. Разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Кроме того, ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Проверкой установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» осуществляло выбросы вредных веществ в атмосферу на основании Разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух №9/атмПркр, выданного Управлением Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзора) по КО, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>»осуществляет выбросы вредных веществ в атмосферу в отсутствие разрешения на выбросы в атмосферу. Согласно данным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду с ДД.ММ.ГГГГ предприятие осуществляет деятельность по выбросам в атмосферу вредных веществ. Деятельность ответчика по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферу в отсутствие специального разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферу, а именно перечня и количества загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу для ООО «<данные изъяты>» в отношении используемых им источников загрязнения, продолжается по настоящее время, то есть самовольно. Просит суд обязать ООО «<данные изъяты>» получить разрешение на осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном законодательством об охране атмосферного воздуха в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Приостановить деятельность ООО «<данные изъяты>» по выбросам вредных веществ в атмосферный воздух с ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие действующего разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Представитель ответчика – ООО «<данные изъяты>» - Завьялова О.В., действующая доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ не возражает против заявленных исковых требований, просит суд увеличить срок для получения разрешительной документации до ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор не возражал против увеличения срока до ДД.ММ.ГГГГ

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В силу ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

Согласно ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются – предъявляемые к хозяйственной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность зап нарушение данного законодательства.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

На основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Судом установлено, что ответчик ООО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, что подтверждается копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридического лица (л.д. №ххх), копией свидетельства о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения на территории РФ (л.д. №ххх), копией Устава ООО «<данные изъяты>» (л.д. №ххх).

До ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании Разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух № 9атм/Пркр, выданного Управлением Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ххх).

Из расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «<данные изъяты>» следует, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения на выбросы в атмосферу, а именно без разрешения на выброс веществ в атмосферный воздух (л.д.№ххх).

Таким образом, суд считает, что требования прокурора об обязании ООО «<данные изъяты>» получить разрешение на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном законодательством об охране атмосферного воздуха, обоснованны, так как факт нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе объяснениями представителя ответчика, который исковые требования признал в полном объеме. При этом судом принято во внимание, что отсутствие у ООО «<данные изъяты>» разрешения на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, право на жизнь.

Сроки для получения разрешения на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленные истцом, являются разумными, учитывая время, необходимое для проведения указанного разрешения. Однако представитель ответчика в судебном заседании ходатайствовала об увеличении срока для получения разрешения, в связи с тем, что в указанный истцом срок получить разрешения не представляется возможным из-за длительной процедуры получения указанного разрешения. В связи с чем, суд считает возможным предоставить ответчику срок для получения разрешения на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 4000 руб. подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» получить разрешение на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном законодательством об охране атмосферы воздуха, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Приостановить деятельность ООО «<данные изъяты>» по выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие действующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: И.В. Конкина