Дело № 2-145/2011
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прокопьевский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего Жуленко Н.Л.,
при секретаре Романовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске
ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по иску Новокузнецкого транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об обязании разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия,
У С Т А Н О В И Л:
Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием обязать ответчика ООО «<данные изъяты>» разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия. Требования мотивированы тем, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в ООО «<данные изъяты>». Проверкой установлено, что в ООО «<данные изъяты>» имеется экологический паспорт, согласованный с территориальным отделом Комитета по охране окружающей среды, в паспорте установлен размер санитарно-защитной зоны – 2000 м. Однако в нарушение ряда норм экологического законодательства проект санитарно-защитной зоны на авиапредприятии не разработан. По вопросу согласования проекта санитарно-защитной зоны предприятие до настоящего времени в территориальный отдел Территориального Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке не обращалось. Определение границы санитарно-защитной зоны является важнейшей мерой профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье населения, окружающую природную среду. Таким образом, деятельность ООО «<данные изъяты>» без проекта организации санитарно-защитной зоны противоречит требованиям федерального законодательства об охране окружающей природной среды. Истец обращается с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, пользующихся услугами авиапредприятия, арендующих территорию аэропорта, иные объекты, базирующиеся на территории аэропорта, а также населения, проживающего в зоне расположения аэропорта. Просит обязать ООО «<данные изъяты>» разработать проект санитарно-защитной зоны, в
котором должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. Установить ответчику срок для разработки проекта санитарно-защитной зоны и предоставления его в территориальный отдел Территориального Управления Роспотребнадзора по КО в г. Новокузнецке для согласования.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные исковые требования, просит обязать ООО «<данные изъяты>» разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия, в котором должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования, и установить санитарно-защитную зону в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок – один год. Мотивирует тем, что в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования. Требования к проектированию и установлению санитарно-защитной зоны изложены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно сведениям об охране атмосферного воздуха, представленным ООО «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ год в территориальный отдел Росстата, предприятие имеет 11 источников загрязнения атмосферы, выбрасывает в атмосферный воздух более 20 наименований загрязняющих веществ: керосин, железа оксид, азота оксид, фтористые газообразные соединения, марганец и его соединения, ацетон, углерод (сажа) и другие опасные загрязняющие окружающую среду вещества. Вместе с тем границы санитарно-защитной зоны, определенные для ЗАО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют требованиям действующей санитарной классификации. Авиапредприятие не имеет утвержденного в установленном порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является грубым нарушением действующего законодательства. Бездействие ответчика по разработке проекта санитарно-защитной зоны и ее установлению в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями способствует неконтролируемому воздействию загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, на организм человека и среду его обитания, а также среду обитания растений, животных и других организмов в зоне действия промышленного предприятия, создает постоянную угрозу для здоровья жителей <адрес>, работников предприятия и других граждан за пределами предприятия, чем нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции РФ.
В судебном заседании представитель истца – помощник Новокузнецкого транспортного прокурора Шумная М.Ю. поддержала уточненные исковые требования, просит обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны и установить ее в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок один год, привела доводы, изложенные в первоначальном и уточненном исковых заявлениях.
Представители ответчика ООО «<данные изъяты>» - Сергеева И.А., действующая по доверенности №ххх от ДД.ММ.ГГГГ, Коган Л.Г., действующая по доверенности №ххх от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные исковые требования полностью не признали, мотивировав тем, что основными законодательными актами в области охраны окружающей среды являются Федеральный закон от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Пункт 2 статьи 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает создание защитных и охранных зон, в том числе санитарно-защитных зон, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений. Пункт 3 статьи 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» также предусматривает в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения установление санитарно-защитных зон организаций. Указанные положения предопределяют основные условия для установления санитарно-защитных зон — нахождение предприятия-источника загрязнения в местах проживания населения. ООО «<данные изъяты>» представляет собой аэропортовый комплекс, расположенный на земельном участке Прокопьевского района с целевым назначением - земли промышленности, транспорта, связи. Территория аэропорта «<данные изъяты>» (<адрес>) имеет общую площадь в границах периметрового ограждения около 300 га. Местонахождения аэропорта - вне населенных пунктов <адрес>. Для определения местоположения предприятия в целях кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество (земельные участки, здания, сооружения) используются ориентиры. Например, в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок склада горюче-смазочных материалов, местоположением указано: «<адрес>, <адрес>, 4,5 км на северо-запад от <адрес>». Порядок разработки санитарно-защитных зон регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В данный нормативный акт ДД.ММ.ГГГГ были внесены принципиальные изменения, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ Из абзаца 1 пункта 1.2. исключены слова «и действующих промышленных объектов», что существенно ограничивает круг субъектов хозяйственной деятельности, на которых распространяется действие указанного СанПиНа. Требования санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта. После вступления в действие указанных изменений Роспотребнадзор РФ издал письмо №ххх от ДД.ММ.ГГГГ «О разъяснении изменений №ххх в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». В данном письме четко сформулированы случаи, когда не устанавливаются размеры и границы санитарно-защитной зоны для действующих промышленных объектов, в том числе, для которых уже была установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов. В ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» был оформлен экологический паспорт, где определена санитарно-защитная зона размером 2000 м. Также не устанавливается санитарно-защитная зона для объектов, которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух. По данным ежегодных отчетов ООО «<данные изъяты>» в органы Ростехнадзора РФ за последние пять лет прослеживается тенденция к снижению количественных и объемных показателей загрязнения атмосферного воздуха. В числе факторов, повлекших количественное снижение источников загрязнения, главную роль играет снижение объема авиаперевозок из <данные изъяты>», объемные показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу резко сократились. Причиной тому является переход на эксплуатацию воздушных судов иностранного производства, имеющих более высокие экологические стандарты безопасности. Жалоб и обращений населения на работу аэропорта в течение последних 10 лет также не поступало. Кроме того, пункт 3.12 СанПиН предусматривает расчет размеров санитарно-защитных зон по методикам, которые разрабатываются для каждого типа промышленных объектов отдельно. Методики расчета санитарно-защитных зон для аэропортов в настоящее время не существует, до настоящего времени такие нормативно-методические документы не изданы. Методика санитарно-гигиенической оценки состояния окружающей среды на предприятиях гражданской авиации, утвержденная МСУ МГА СССР ДД.ММ.ГГГГ, предназначена для СЭО ГА и рабочих групп авиапредприятий по охране природы при проведении санитарно-гигиенического контроля за уровнем загрязненности воздуха в аэропортах и оценки полученного результата. Это означает, что данная методика применяется для внутреннего контроля специальными службами предприятия, и ограничена в применении – исключительно для проведения контроля за уровнем загрязненности воздуха в аэропортах. Никаких положений относительно расчетов санитарно-защитной зоны данная методика не содержит, соответственно применяться для разработки проекта СЗЗ органами Роспотребнадзора РФ не может. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Реализация указанного конституционного принципа нашла свое отражение в федеральных законах.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. Согласно пункту 2 статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны (СЗЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ установлена обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
Частью 3 статьи 20 Закона №52-ФЗ предусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В силу требований части 1 статьи 24 Закона №52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда.
Статьей 39 Закона №52-ФЗ предусмотрено действие на территории Российской Федерации федеральных санитарных правил. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что ООО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, что подтверждается копиями свидетельств налогового органа (л.д. №ххх), а также копией Устава общества (л.д. №ххх).
В соответствии с п. 2.1. Устава ООО «<данные изъяты>» основной целью деятельности Общества является производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей, извлечения прибыли. Деятельность Общества осуществляется в интересах пассажиров и других клиентов, а также субъектов авиатранспортного рынка, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки либо способствующие их осуществлению.
Таким образом, ООО «<данные изъяты>» является действующим авиапредприятием, на территории которого действуют стационарные и передвижные объекты и сооружения – спецавтотранспорт, воздушные суда, котельная и т.д., являющиеся источниками воздействия на окружающую среду. В процессе своей деятельности ООО «<данные изъяты>» производит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается сведениям об охране атмосферного воздуха за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №ххх), разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д. №ххх), при этом авиапредприятие не имеет утвержденного в установленном порядке проекта организации СЗЗ.
Требования к размеру СЗЗ, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74.
В соответствии с п. 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека.
В связи с вводом в действие изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122, вступивших в силу с 12.11.2010 года, в пункте 1.2. абзаца первого СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 исключены слова «и действующих» промышленных объектов и производств.
Доводы представителя ответчика о том, что в связи с внесением изменений в санитарные правила, их действие не распространяется на ООО «<данные изъяты>», как на действующее предприятие, на котором ранее уже был определен размер СЗЗ, а также из-за отсутствия в настоящее время разработанной методики расчета СЗЗ для аэропортов, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 22.11.2010 N 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" не требуется устанавливать размеры и границы СЗЗ для действующих промышленных объектов и производств:
- для которых уже была установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов;
- если расстояния от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его;
- для объектов, которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух;
- для объектов, расположенных на удалении от нормируемых территорий на расстояние 10 и более км, при условии, что в радиусе 1000 м от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья коренных малочисленных народов, другие нормируемые территории, перспективная жилая застройка, в соответствии с генеральным планом развития городского или сельского поселения, не будет приближаться к границе ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия.
В обоснование своих доводов ответчиком был представлен экологический паспорт, который определяет размер СЗЗ – 2000 м. Однако данный экологический паспорт был выдан ЗАО «<данные изъяты>» (а не ООО «<данные изъяты>») в ДД.ММ.ГГГГ и согласован с территориальным отделом Комитета по охране окружающей среды, который не является органом, уполномоченным давать санитарно-эпидемиологические заключения. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ в ДД.ММ.ГГГГ году, их действие распространялось на действующие предприятия. В ДД.ММ.ГГГГ году Главным государственным санитарным врачом РФ (который в силу п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона № 52-ФЗ уполномочен давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона) издано официальное Письмо № 01/15180-8-32 от 17.12.2008 «О санитарно-эпидемиологической обстановке в зонах расположения аэропортов РФ», из которого следует, что критерием правомерности строительства вокруг аэропортов являются обоснованные и четко обозначенные границы СЗЗ, соблюдение которых будет важнейшей мерой профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье населения.
В этом письме также отмечено, что в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 аэропорты относятся к внекатегорийным объектам, для которых СЗЗ определяется в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача РФ.
Письмом предложено: потребовать от владельцев аэропортов разработку проектов организации и благоустройства СЗЗ с целью установления (уточнения) границ СЗЗ, перечень мероприятий по их организации и благоустройству, снижению уровней шума и других физических факторов.
ООО «<данные изъяты>» данные требования не выполнены. Указанный в экологическом паспорте размер СЗЗ не освобождает общество от обязанности разработки проекта расчетной санитарно-защитной зоны и получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанного проекта требованиям санитарного законодательства.
Таким образом, ответчиком не была установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов.
Кроме того, в соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 22.11.2010 N 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", размещение жилой и другой нормируемой застройки в границах ориентировочных санитарно-защитных зон действующих предприятий, производств, сооружений и иных объектов не допускается. Ориентировочный размер СЗЗ для ООО <данные изъяты>» не установлен. Однако, как видно из сообщения начальника Прокопьевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №ххх, земельный участок, отведенный для аэропорта, находится вне границ населенных пунктов, на расстоянии 200 м на юг от <адрес>, 800 м на запад от <адрес>, 400 м на северо-восток от <адрес>, 3 км на юго-восток от <адрес>. Указанные расстояния также противоречат данным о размере СЗЗ, указанным в экологическом паспорте, представленном ответчиком.
В силу п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила предназначены для юридических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Из изложенного следует, что названные санитарные правила обязательны для исполнения ООО «<данные изъяты> в полном объеме.
В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования – СЗЗ, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, разрабатывается проект ориентировочного размера СЗЗ. Ориентировочный размер СЗЗ должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В силу п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Согласно п. 2.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, а также коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В силу п. 2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Согласно п. 2.9. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер СЗЗ для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии с п. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Пункт 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 гласит, что размеры СЗЗ устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам.
Как верно указал представитель ответчика, в настоящее время не разработаны современные нормативно-методические документы, касающиеся проектирования санитарно-защитных зон аэропортов и объектов их инфраструктуры. Однако, как следует из Письма Роспотребнадзора от 03.08.2007 № 0100/7782-07-32, был составлен "Перечень основных действующих нормативных и методических документов по гигиене и эпидемиологии на транспорте". Указанная в Перечне «Методика санитарно-гигиенической оценки состояния окружающей среды на предприятиях гражданской авиации» от 05.12.84 МСУ МГА СССР является действующим нормативным и методическим документом по гигиене и эпидемиологии на транспорте и действует до принятия новых нормативных правовых актов взамен существующих.
Таким образом, СЗЗ устанавливается для объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Из анализа указанных норм санитарного законодательства следует, что проект СЗЗ для ООО «<данные изъяты>» должен быть разработан юридическим лицом с обоснованием размеров санитарно-защитной зоны, обязательно подтвержденными соответствующими расчетами, натурными исследованиями и измерениями в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта, с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом.
Отсутствие санитарно-защитной зоны вокруг ООО «<данные изъяты>» создает потенциальную угрозу причинения вреда человеку и среде его обитания, так как по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме; предназначена для уменьшения воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами; критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух; в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (пункт 3.10 СанПиН).
На основании изложенного, отсутствие у ответчика проекта СЗЗ является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившимся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Предложенный истцом срок – 1 год, для разработки проекта СЗЗ и ее установления, является обоснованным и разумным, учитывая время, необходимое для разработки проекта, проведения исследований, а также учитывая требования законодательства о сроках исполнения решений судов. В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 4000 руб. подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект санитарно-защитной зоны, в котором должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования, и установить санитарно-защитную зону в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в доход бюджета государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.Л. Жуленко
.