Решение по иску Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «ХХХ Прокопьевского района» о прекращении деятельности



Дело № 2-288/2011

Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прокопьевский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего Жуленко Н.Л.,

при секретаре Верлан О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске

ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по иску Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «<данные изъяты> Прокопьевского района» о прекращении деятельности по транспортировке опасных отходов, осуществляемой в отсутствие лицензии,

У С Т А Н О В И Л:

Новокузнецкая межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному учреждению «<данные изъяты> Прокопьевского района» (далее МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района») о прекращении деятельности по транспортировке опасных отходов, осуществляемой в отсутствие лицензии. Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности Муниципального учреждения «<данные изъяты> <данные изъяты>» (далее - МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района»). В ходе проведенной проверки уста­новлено, что МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района», являясь юридическим лицом, действуя на основании договоров №ххх от ДД.ММ.ГГГГ, №ххх от ДД.ММ.ГГГГ, №ххх от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно в ДД.ММ.ГГГГ и 1 квартале ДД.ММ.ГГГГ осуществляло незаконное обращение с опасными отходами - транспортировку твердых бытовых отходов, образуемых в результате жизнедеятельности граждан и членов их семей, проживающих на территории Прокопьевского района Кемеровской области, которая в нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О ли­цензировании отдельных видов деятельности», ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезврежива­нию, транспортированию и размещению опасных отходов производства и потребления. Проверкой установлено, что МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» осуществляло транспортировку твердых бытовых отходов мусоровозами <данные изъяты> на шасси <данные изъяты> с государственными регистрационными номерами: <данные изъяты> <данные изъяты>. Исходя из требований законодательства, МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» как субъект хозяйственной деятельности, не имеет права на осуществление деятельности по транспортировке отходов в отсутствии лицензии. В данном случае, это обязательное наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению указанных отходов, как разрешительного документа со стороны государства, позволяющего МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» осуществлять обращение с отходами. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются интересы Российской Федерации, конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции Российской Федерации) на благоприятную окружающую среду, право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности с целью исключения негативного воздействия при обращении с опасными отходами на среду жизнедеятельности и здоровье населения. Согласно ст. ст. 34, 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда. Кроме того, в ст. 29 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена возможность направления в суд исковых требований о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Просит прекратить деятельность МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» по транспортировке отходов, осуществляемую в отсутствии лицензии на право осуществления данного вида деятельности, до получения лицензии.

В судебном заседании представитель истца – прокурор Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Григорьев Д.В., поддержал заявленные требования, привел доводы, изложенные в иске, просит прекратить деятельность МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» по транспортировке отходов до получения лицензии на осуществление данного вида деятельности.

Представитель ответчика МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» Холин С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не признал исковые требования, пояснил, что положения ч. 1, ч. 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ не подлежат применению в данном случае, в связи со следующим. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Пунктом 10 части 1 статьи 2 Закона Кемеровской области от 17.07.2007 N 106-ОЗ (ред. от 07.06.2008) "О порядке решения вопросов местного значения муниципальными образованиями в переходный период" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 06.07.2007) к вопросам местного значения поселения, решаемым муниципальными районами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Соглашения о передаче полномочий между Прокопьевским муниципальным районом и местными поселениями, в частности: <данные изъяты> сельскими поселениями заключены не были. При таких обстоятельствах неисполнение МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Положение усугубляется отсутствием на территории Прокопьевского района и соседних муниципальных образований юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности и имеющих техническую возможность для вывоза твердых бытовых отходов из населенных пунктов Прокопьевского района. Полигоны ТБО (твердых бытовых отходов) расположены в <адрес> (владельцы - ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>»), иных юридических лиц, имеющих лицензию на деятельность, связанную с обращением опасных отходов, не имеется. Указанные юридические лица не имеют технической возможности вывоза ТБО своим транспортом с территории Прокопьевского района, что подтверждается соответствующими ответами, полученными МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района». Получение лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности длительный процесс, поскольку необходимо до лицензирования получить паспорта на опасные отходы, и подготовить иные документы, необходимые для получения лицензии. В настоящее время МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» ведет подготовку к лицензированию: заключены договоры на проведение химического анализа отходов, и подготовку информации для оформления паспортов опасных отходов, направлены на обучение (на право работы с отходами) работники. Просит в удовлетворении исковых требований отказать полностью.

Суд, заслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положения ч. 1, ч. 3 ст. 49 ГК РФ предусматривают, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Юридические лица могут осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» - деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, подлежит обязательному лицензированию.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»), Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», к опасным отходам относят отходы 1-4 класса опасности (1 класс - чрезвычайно опасные, 2 класс – высокоопасные, 3 класс – умерено опасные, 4 класс – малоопасные), которые могут оказать опасное вредное воздействие на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 года № 786, отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) и мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) относятся к 4 классу опасности (код 91100100 01 00 4 и 91200400 01 00 4).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативам и иными нормативами в области охраны окружающей среды.

Судом установлено, что ответчик МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» является юридическим лицом, что подтверждается копией свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, копией Устава (л.д. №ххх)

Согласно договорам возмездного оказания услуг №ххх от ДД.ММ.ГГГГ, №ххх от ДД.ММ.ГГГГ, №ххх от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «<данные изъяты>» и МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района», ответчик в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ осуществляет незаконное обращение с опасными отходами - транспортировку твердых бытовых отходов, образуемых в результате жизнедеятельности граждан и членов их семей, проживающих на территории Прокопьевского района Кемеровской области, которая в нарушение требований законодательства осуществляется в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезврежива­нию, транспортированию и размещению опасных отходов производства и потребления (л.д№ххх).

Согласно справке МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» с территории Прокопьевского района машинами ответчика было вывезено от населения твердых бытовых отходов в количестве: ДД.ММ.ГГГГ – 25281 м3, ДД.ММ.ГГГГ – 35943 м3, ДД.ММ.ГГГГ – 8264 м3 (л.д. №ххх).

МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» осуществляло транспортировку твердых бытовых отходов мусоровозами <данные изъяты> на шасси <данные изъяты> с государственными регистрационными номерами: <данные изъяты>, что подтверждается сведениями, представленными ответчиком (л.д. №ххх). С помощью указанных транспортных средств МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» на основании вышеуказанных договоров возмездного оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов осуществляет и транспортировку твердых бытовых отходов от жилищного фонда ООО «<данные изъяты>».

Суд считает, что требования прокурора о прекращении деятельности МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» по вывозу твердых бытовых отходов в отсутствие лицензии на данный вид деятельности обоснованны, так как факт нарушения требований законодательства об охране окружающей среды подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств. При этом судом принято во внимание, что отсутствие у МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» лицензии на право осуществления транспортировки отходов нарушает конституционные граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. По смыслу названного Закона получение лицензии необходимо при осуществлении конкретных видов деятельности, независимо от того, является ли данная деятельность основной либо вспомогательной, выполняемой с целью обеспечения производства или оказания услуг в рамках основного вида деятельности юридического лица. Суть лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, как одной из форм государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности заключается в создании гарантий безопасного квалифицированного выполнения указанных видов работ, оказания услуг, производства продукции. Предоставление лицензии следует рассматривать как подтверждение со стороны государства наличия у субъекта, осуществляющего ту или иную деятельность, соответствующих технических, ресурсных, организационных, образовательных, финансовых и других необходимых возможностей, выполнение им государственных стандартов, правил, нормативов и требований по ее безопасному осуществлению, в частности по безопасному обращению, размещению, захоронению опасных отходов. Лицензирование в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности граждан является неотъемлемой частью и одной из важнейших функций государственного управления в сфере создания и обращения с опасными отходами.

Доводы представителя ответчика о том, что неисполнение МУ «<данные изъяты> Прокопьевского района» своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд находит необоснованными. Суд не может признать законной деятельность ответчика по осуществлению деятельности, подлежащей лицензированию, в отсутствие лицензии. Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов отнесена законодательством к ведению органов местного самоуправления, и данные вопросы должны решаться указанными органами с соблюдением прав граждан на благоприятную природную среду.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 4000 руб. подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Прекратить деятельность Муниципального учреждения «<данные изъяты> Прокопьевского района» по транспортировке твердых бытовых отходов до получения лицензии на право осуществления данного вида деятельности.

Взыскать с Муниципального учреждения «<данные изъяты> Прокопьевского района» государственную пошлину в доход бюджета в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: Н.Л. Жуленко