Дело № 2-445/2011 Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Жуленко Н.Л., при секретаре Романовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прокопьевского муниципального района, Комитету по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», а затем, уточнив заявленные требования, к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>») о понуждении к совершению действий – разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники: скважина <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес> в логу, скважина <адрес>, скважина <адрес>; а также установить очистные сооружения на скважины питьевого водоснабжения, имеющие следующее месторасположение: <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес> в логу, скважина <адрес>. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что на указанные водоисточники отсутствуют проекты зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологические заключения. Кроме того, при проверке был произведен отбор проб воды из скважин, которые подают для населения воду питьевого и хозяйственно-бытового назначения, на бактериологические и химические показатели. На основании результатов анализов, выданных филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», питьевая вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о том, что дальнейшая эксплуатация указанных скважин не может гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность питьевой воды, подаваемой населению, что создает реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, поскольку употребление воды для питья из данных скважин может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с массовыми инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями (отравлениями) людей. Следовательно, использование указанных скважин без установки на них очистных сооружений, гарантирующих безопасность воды, прошедшей технологически обусловленную очистку, недопустимо. Таким образом, установка очистных сооружений имеет санитарно-гигиенические показания, в том числе и в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с массовыми отравлениями людей. В настоящее время по информации Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ данные скважины переданы в пользование (обслуживание) ООО «<данные изъяты> на основании договора аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, переданное ООО <данные изъяты>» для оказания коммунальных услуг населению муниципальное имущество (в частности, скважины) не в состоянии обеспечить поставку населению качественной воды питьевого назначения. Следовательно, органы местного самоуправления, при передаче указанных скважин в аренду эксплуатирующей организации, не организовали мероприятия, направленные на устранение препятствий для эксплуатации этих скважин в целях питьевого использования населением. В связи с этим обстоятельством населению поставляется недоброкачественная вода, следовательно, нельзя признать, что органами местного самоуправления должным образом решен вопрос местного значения, связанный с организацией водоснабжения. Поскольку на администрацию Прокопьевского муниципального района нормативно-правовыми актами возложена обязанность решать вопросы обеспечения населениями водоснабжением, просит возложить на данного ответчика обязанность по установке на вышеуказанные скважины очистных сооружений. Учитывая, что Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района является арендодателем по договору аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ и денежные средства по указанному договору согласно п. 3.3 должны поступать на расчетный счет комитета, таким образом, Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района так же должен выступать на стороне ответчика. В судебном заседании представитель истца – Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе – Денисова А.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала заявленные требования, привела доводы, изложенные в иске. Просит обязать ООО <данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники: <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес> в логу, скважина <адрес>, скважина <адрес> общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить очистные сооружения на скважины питьевого водоснабжения, имеющие следующее месторасположение: <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес> в логу, скважина <адрес>. Возложить на администрацию Прокопьевского муниципального района, Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района обязанность по своевременному финансированию указанных мероприятий. Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель ответчика – Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района – Корнеев Д.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что на ДД.ММ.ГГГГ год будет заложено финансирование расходов на получение проектов зон санитарной охраны и получение санитарно-эпидемиологических заключений, а также на установку очистных сооружений. В настоящее время арендатором скважин является ООО «<данные изъяты>». Представитель ответчика – администрации Прокопьевского муниципального района – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Судом установлено, что в реестре муниципальной собственности Прокопьевского муниципального района значатся следующие скважины: скважина, расположенная по адресу: <адрес>; скважина, расположенная по адресу: <адрес>; скважина, расположенная по адресу: <адрес>, в логу; скважина, расположенная по адресу: <адрес>; скважина, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. №). Согласно договору аренды муниципального имущества №. от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района и ООО «<данные изъяты> указанные скважины переданы в аренду, т.е. в пользование (обслуживание), ответчику ООО «<данные изъяты>» (л.д. №). При проведении истцом проверки установлено, что в нарушение Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002), ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на водоисточники отсутствуют проекты зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологические заключения. Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 определены санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Кроме того, истцом при проверке был произведен отбор проб воды из скважин, которые подают для населения воду питьевого и хозяйственно-бытового назначения на бактериологические и химические показатели. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Однако на основании результатов анализов, выданных филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», питьевая вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Так, в соответствии с протоколами лабораторных испытаний (л.д.№): - скважина <адрес> – превышение по жесткости в 1,72 раза, по железу в 2,4 раза, по марганцу в 4,5 раза, по магнию в 1,75 раза (протокол лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №); - после очистных сооружений от скважины <адрес> – превышение по ОМЧ в 4,4 раза, по жесткости в 1,46 раза, по марганцу в 2 раза, по магнию в 1,53 раза (протокол лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №); -скважина <адрес> – превышение по ОМЧ в 4.2 раза, по жесткости в 2,5 раза, по нитратам в 4,73 раза, по марганцу в 4,5 раза, по магнию в 1,78 раза (протокол лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №); - скважина <адрес> – превышение по цветности в 1,47 раза, по мутности в 1,35 раза, по железу в 6, 23 раза, по аммиаку в 1,42 раза, по марганцу в 1,3 раза, по магнию в 1,19 раза (протокол лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №) - скважина <адрес>, в логу – превышение по мутности в 1.3 раза, по жесткости в 1,73 раза, по марганцу в 2,5 раза, по магнию в 1,75 раза (протокол лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ№). Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о том, что дальнейшая эксплуатация указанных скважин без установки на них очистных сооружений, обеспечивающих безопасность воды, не может гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность питьевой воды, подаваемой населению, что создает реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Таким образом, суд находит исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе об обязании ООО «<данные изъяты>» разработать проекты зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологические заключения и установить очистные сооружения на скважины, расположенные на территории Прокопьевского района, обоснованными, так как факт нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств. Бездействие ООО «<данные изъяты>» нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Предложенные истцом сроки исполнения указанных обязанностей ООО <данные изъяты>» – до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, суд находит разумными и обоснованными. В соответствии со ст. 611 п. 1 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества. Вместе с тем, переданное ООО «<данные изъяты>» для оказания коммунальных услуг населению муниципальное имущество (в частности, скважины) не в состоянии обеспечить поставку населению качественной воды питьевого назначения. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В силу ст. 14 ч. 1 п. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения является вопросом местного значения. Установка очистных сооружений на скважины питьевой воды будет способствовать предупреждению чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 14 ч. 1 п. 8, ст. 15 ч. 1 п. 7 Федерального закона № 131-ФЗ на местное самоуправление возложено решение вопросов местного значения, связанных с предупреждением последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций проводятся заблаговременно. Статьей 11 ч. 2 п. «г» указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Статьей 24 данного закона также установлено, что финансовое обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования. Таким образом, организация водоснабжения и участие в предупреждении последствий чрезвычайных ситуаций являются вопросами местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления. Статьей 18 ч. 2 Федерального закона № 131-ФЗ также закрепляется, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Кроме того, указанное положение закреплено в ст. 15 ч. 2 Бюджетного Кодекса РФ – бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии со ст. 37 ч. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 41 Устава Прокопьевского района администрация Прокопьевского района участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Прокопьевского муниципального района. Кроме того, Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района является арендодателем по договору аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ и денежные средства по указанному договору согласно п. 3.3 должны поступать на расчетный счет комитета. Таким образом, на администрацию Прокопьевского муниципального района и Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района также должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологических заключений и установке очистных сооружений на скважины, осуществляющие водоснабжение населения Прокопьевского района. Согласно ст. 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет. Учитывая, что истец в силу пп.13 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в размере 4000 рублей подлежит взысканию с ответчиков в равных долях. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники: <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес> в логу, скважина <адрес>, скважины <адрес>. Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить очистные сооружения на скважины питьевого водоснабжения, имеющие следующее месторасположение: <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес>, скважина <адрес> в логу, скважина <адрес>. Возложить на администрацию Прокопьевского муниципального района, Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района обязанность по своевременному финансированию указанных мероприятий. Взыскать с администрации Прокопьевского муниципального района, Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход бюджета в размере 1333 рубля 33 копейки (одна тысяча триста тридцать три рубля тридцать три копейки) с каждого. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий: Н.Л. Жуленко