Решение по иску Роспотребнадзора о понуждении установить очистные сооружения на скважины питьевого водоснабжения, разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники



Дело № 2-525/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Прокопьевский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего Герасимчук Т.А.,

при секретаре Усольцеве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске

ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе к администрации Прокопьевского муниципального района Кемеровской области, Комитету по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о понуждении установить очистные сооружения на скважины питьевого водоснабжения, разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения мероприятий по надзору за соблюдением санитарного законодательства было установлено, что в нарушение Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2022 года № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПин 2.1.4.1110-02», СанПин 2.1.4.1110-02 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», ст. 18 ФЗ от 03.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на водоисточники отсутствуют проекты зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологические заключения.

Согласно СанПин 2.1.4.1110-02 определены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуется на всех водопроводах, так и из подземных источников. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводимых сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Кроме того, при проверке был произведен отбор проб воды из скважин, которые подают для населения воду питьевого и хозяйственно-бытового назначения на бактериологические и химические показатели.

Однако, на основании результатов анализов, выданных филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», питьевая вода не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Так, в соответствии с протоколами лабораторных испытаний: в скважине, расположенной в <адрес>, превышение по жесткости в 1,22 раза, по марганцу – в 1,5 раза; в скважине, расположенной в <адрес>, превышение по жесткости в 1,05 раза, ОКБ – 4,7 КОЕ при норме – отсутствие.

Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствует о том, что дальнейшая эксплуатация указанных скважин не может гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность питьевой воды, подаваемой населению, что создает реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, поскольку употребление воды для питья из данных скважин может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с массовыми инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями (отравлениями) людей. Следовательно, использование указанных скважин без установки на них очистных сооружений имеет санитарно-гигиенические показания, в том числе и в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с массовыми отравлениями людей.

В настоящее время данные скважины переданы в пользование (обслуживание) ООО «<данные изъяты>» на основании договора аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ. Установка очистных сооружений на указанные скважины должна быть произведена за счет средств местного бюджета. Органы местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. На основании Решения Прокопьевского района Совета народных депутатов от 30.01.2009 года № 76 «Об утверждении соглашений «О передаче администрациями сельских поселений Прокопьевского района осуществления части своих полномочий администрации Прокопьевского района» полномочия администраций сельских поселений Прокопьевского района в решении вопросов местного значения, касающихся организации обеспечения населения водоснабжением, переданы администрации Прокопьевского муниципального района.

Установка очистных сооружений на скважины питьевой воды будет способствовать предупреждению чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 14 ч.1 п.8, ст. 15 ч.1 п. 7 Федерального закона № 131 –ФЗ на местное самоуправление возложено решение вопросов местного значения, связанных с предупреждением последствий чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, переданное ООО «<данные изъяты>» для оказания коммунальных услуг населению муниципальное имущество (скважины) не в состоянии обеспечить поставку населению качественной воды питьевого назначения. Следовательно, органы местного самоуправления, в преддверии передачи указанных скважин в аренду эксплуатирующей организации, не организовали мероприятия, направленные на устранение препятствий для эксплуатации этих скважин в целях питьевого использования населением. В связи с этим населению поставляется недоброкачественная вода. В связи с этим органами местного самоуправления должным образом не решен вопрос местного значения, связанный с организацией водоснабжения. Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района является арендодателем по договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ г. и денежные средства по указанному договору должны поступать на расчетный счет Комитета. Интересы неопределенного круга лиц в установке очистных сооружений на скважины питьевого водоснабжения заключаются в том, что тем самым будет устранен фактор риска негативного воздействия недоброкачественной воды на здоровье населения. В связи с чем просят обязать ООО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники: скважина <адрес>; скважина <адрес>. Установить очистные сооружения на скважины питьевого водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>. Возложить на администрацию Прокопьевского муниципального района, Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района обязанность своевременно профинансировать указанные мероприятия.

В судебном заседании представитель истца – Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе – Денисова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала заявленные требования, суду пояснила, что при проверке ООО «<данные изъяты>» установлено, что на водоисточники отсутствуют проекты зон санитарной охраны, санитарно- эпидемиологические заключения, не установлены очистные сооружения. Ввиду чего ООО «<данные изъяты>» не в состоянии обеспечить поставку населению качественной воды питьевого назначения. Просит обязать ООО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники: скважина <адрес>; скважина <адрес>, и установить очистные сооружения на указанные скважины. Не возражает против установления более позднего срока для разработки проекта зон санитарной охраны и получения санитарно-эпидемиологического заключения. Возложить на администрацию Прокопьевского муниципального района, Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района солидарно обязанность своевременно профинансировать указанные мероприятия.

Представитель ответчика – ООО «<данные изъяты>» – Морозова Е.И., действующая на основании решения ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ установят очистные сооружения на скважины, но подготовить техническую документацию не успеют к указанному сроку, так как сроки подготовки данных документов от них не зависят.

Представитель ответчика – администрации Прокопьевского муниципального района Кемеровской области -Холин С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признал, просит предоставить возможность разработки проектов зон санитарной охраны и получения санитарно- эпидемиологического заключения на водоисточники в более поздний срок, чем указано в исковом заявлении. Финансирование будет осуществляться должным образом.

Представитель ответчика – Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, в суд не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

На основании ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Согласно Постановлению Министерства Здравоохранения РФ от 26.09.2001 года № 24, утвержденного Главным Санитарным врачом РФ введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПин 2.1.4.1074-01», санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

Согласно СанПин 2.1.4.1110-02 определены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Организация ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводимых сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 8 ст. 14, п. 7 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на местное самоуправление возложено решение вопросов местного значения, связанных с предупреждением последствий чрезвычайных ситуаций.

На основании ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Согласно п. «г» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.

В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно ч. 2 ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества.

Судом установлено, что ответчик ООО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, что подтверждается копией устава ООО «<данные изъяты>», копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д. ).

Согласно п. 2.1. устава, целью деятельности Общества является извлечение прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности и удовлетворения общественных потребностей в предоставляемых Обществом товарах и услугах.

В силу п. 2.2 устава, Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Одним из предметов деятельности Общества является: оказание коммунальных услуг, а именно – теплоснабжения; водоснабжения, водоотведения.

Из копии договора аренды муниципального имущества -ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что КУМС Прокопьевского муниципального района Кемеровской области, выступающий в качестве арендодателя, с одной стороны, передает ООО «<данные изъяты>», выступающее в качестве арендатора, имущественный комплекс объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории Прокопьевского района, а именно скважины и буровые скважины (л.д. ). Указанный имущественный комплекс объектов жилищно-коммунального хозяйства был передан ООО «<данные изъяты>» в аренду на основании акта приема-передачи имущества (л.д. ).

На основании результатов анализов, выданных филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» установлено, что питьевая вода не соответствует требованиям 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», что подтверждается копиями протоколов лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что в скважине, расположенной в <адрес> установлено превышение по жесткости в 1,22 раза, по марганцу в 1,5 раза (л.д. ), в скважине, расположенной в <адрес> установлено превышение по жесткости в 1,05 раза, ОКБ-4,7 КОЕ при норме- отсутствие (л.д. ).

Суд считает, что требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе об обязании ООО «<данные изъяты>» разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники: скважина <адрес>; скважина <адрес>, установить очистные сооружения на скважины питьевого водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, возложить на администрацию Прокопьевского муниципального района Кемеровской области обязанность своевременно профинансировать указанные мероприятия, обоснованны, так как факт нарушения требований санитарного законодательства в области охраны и качества питьевой воды подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе объяснениями представителей ответчиков, который исковые требования признали в полном объеме.

Сроки разработки проектов зон санитарной охраны, необходимо установить, учитывая время, необходимое для разработки указанных проектов и получения заключения.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что в силу пп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 4000 рублей подлежит взысканию с ответчиков солидарно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники: скважины питьевого водоснабжения, имеющие месторасположение: <адрес>; и <адрес>.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить очистные сооружения на скважины питьевого водоснабжения, имеющие месторасположение: <адрес>; и <адрес>.

Возложить на администрацию Прокопьевского муниципального района Кемеровской области, Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района обязанность солидарно своевременно профинансировать указанные мероприятия.

Взыскать солидарно с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», администрации Прокопьевского муниципального района Кемеровской области, Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района Кемеровской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: Т.А. Герасимчук