Дело № 2-494/2011 Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Жуленко Н.Л., при секретаре Ивакиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о понуждении к освобождению самовольно занятых земельных участков, У С Т А Н О В И Л: Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием к ответчику ЗАО «<данные изъяты> о понуждении к освобождению самовольно занятых земельных участков. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки по жалобе жителей <адрес> о нарушениях требований природоохранного законодательства ЗАО «<данные изъяты>» установлено следующее. ЗАО «<данные изъяты> осуществляя производственную деятельность, предусмотренную уставом предприятия, с ДД.ММ.ГГГГ незаконно использует земельный участок площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория в западной части кадастрового квартала №, для размещения асфальтобетонного завода по производству асфальтовой смеси. Срок действия договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «<данные изъяты>» и КУМС Прокопьевского района, истек ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, на основании распоряжения администрации Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О предварительном согласовании места размещения земельного участка» был утвержден акт выбора дополнительного земельного участка для ЗАО «<данные изъяты>» - под расширение площадки под строительство асфальтобетонного завода ориентировочной площадью <данные изъяты> га (земли сельскохозяйственного назначения) к ранее предоставленной площади <данные изъяты> га. В настоящее время установлено, что на территории данного земельного участка ЗАО <данные изъяты>» незаконно расположило дробильный комплекс, эксплуатацию которого в настоящее время также осуществляет в отсутствие разрешительной документации. В ходе проверки установлено, что вышеуказанные земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га расположены в границах фонда перераспределения земель СХПК «<данные изъяты>» <адрес>. Кроме того, указанные земельные участки в соответствии с ответом КУГИ Кемеровской области, входят в границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью № га, расположенного в Прокопьевском районе в границах СХПК «<данные изъяты>», и находятся в собственности Кемеровской области. В настоящее время Распоряжением администрации Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № № распоряжение администрации Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № №р отменено. Правоустанавливающие документы на фактически используемые ответчиком земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га в настоящее время отсутствуют, по сведениям КУГИ Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляющего распоряжение землями фонда перераспределения, данные земельные участки ответчику в установленном порядке не переданы. По обращению Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Управлением Росреестра по Кемеровской области проведена проверка соблюдения ответчиком требований земельного законодательства. В соответствии с постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Управлением Росреестра по Кемеровской области, ЗАО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в связи с использованием земельного участка площадью 1 га без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Учитывая изложенное, просит обязать ответчика освободить незаконно занимаемые земельные участки, расположенные в границах фонда перераспределения земель СХПК «<данные изъяты>» в границах земельного участка с кадастровым номером №, а именно: земельный участок площадью <данные изъяты> га кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория в западной части кадастрового квартала №, занятый под размещением асфальтобетонного завода по производству асфальтовой смеси; земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория, занятый под размещением дробильного комплекса в составе склада щебня и дробильной установки. Также просит обязать ответчика собственными силами и средствами привести самовольно занятые земельные участки в их первоначальное положение. В ходе судебного заседания старший помощник Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Кемеровской области Курочкина А.В., поддержала исковые требования. Изложила доводы, указанные в исковом заявлении. Просит обязать ответчика освободить незаконно занимаемые земельные участки, расположенные в границах фонда перераспределения земель СХПК «<данные изъяты>» в границах земельного участка с кадастровым номером №, а именно: земельный участок площадью <данные изъяты> га кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория в западной части кадастрового квартала №, занятый под размещением асфальтобетонного завода по производству асфальтовой смеси; земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория, занятый под размещением дробильного комплекса в составе склада щебня и дробильной установки. Также уточнила второй пункт требований, просит обязать ответчика собственными силами и средствами привести самовольно занятые земельные участки <данные изъяты> га и <данные изъяты> га в положение, соответствующее их назначению. Представитель ответчика – ЗАО «<данные изъяты>» – Копытовская Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, что земельный участок площадью <данные изъяты> га был выделен в аренду КУМС Прокопьевского района. На основании письменного заявления ЗАО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение «О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, утвержден акт выбора земельного участка, издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ №-р и заключен договор аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение коллегии администрации Кемеровской области № № «О переводе земельного участка из одной категории в другую» на основании которого земельный участок, переданный в аренду под размещение АБУ переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения. С их стороны условия договора исполнялись в полном объеме, арендная плата выплачивалась своевременно. Данный договор неоднократно продлевался на основании письменных заявлений. В связи с уточнением площади земельного участка проектными решениями по монтажу асфальтобетонной установки, они обратились в КУМС Прокопьевского района с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ о выделении дополнительного земельного участка площадью <данные изъяты> га. Администрацией Прокопьевского муниципального района было издано распоряжение «О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, утвержден акт выбора земельного участка. Согласно договору арендатор имеет право заключить договор аренды на новый срок по письменному заявлению. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>» направило очередное заявление о продлении срока договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> га, однако договор аренды заключен не был, но и требование освободить земельный участок от КУМС Прокопьевского района к ним не поступало. Кроме того, КУГИ Кемеровской области отказало в оформлении прав на земельный участок ориентировочной площадью <данные изъяты> га. Жалобы населения ничем не обоснованны, деятельность асфальтобетонного завода по решению суда прекращена. О том, что данные земельные участки входят в границы земельного участка, расположенного в Прокопьевском районе в границах СХПК «<данные изъяты>», и находятся в собственности Кемеровской области, им известно не было, выяснилось данное обстоятельство лишь в ходе прокурорской проверки. По вновь выявленным обстоятельствам в рамках предварительного соглашения о заключении с КУГИ Кемеровской области договора аренды земельного участка сторонами были приняты следующие действия: КУГИ был произведен расчет за весь период пользования земельным участком <данные изъяты> га, они произвели оплату по данному расчету, представлены для согласования межевой план на земельный участок <данные изъяты> га, межевой план на земельный участок площадью <данные изъяты> га, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная председателем КУМС <адрес>. Просит дать им время для окончательного оформления своих прав на два земельных участка. Представитель третьего лица – Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области – Затейщикова М.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что на земельный участок, расположенный в границах СХПК «<данные изъяты>» <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> га, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности <адрес>. При этом земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> га был образован в результате раздела областного земельного участка с кадастровым номером №, следовательно, КУМС Прокопьевского района, заключив договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> га, превысил свои полномочия, поскольку в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» полномочия по распоряжению данными земельными участками переданы комитету. Относительно земельного участка, расположенного в границах СХПК «<данные изъяты>» <адрес>, площадью <данные изъяты> га, в адрес комитета ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от ответчика о предоставлении земельного участка площадью 1,0 га под размещение асфальтобетонного завода в районе <адрес>. В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка. Процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе, обязанность органов местного самоуправления или сельских поседений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ комитетом было направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Прокопьевского муниципального района об обеспечении выбора земельного участка ЗАО «<данные изъяты>» для размещения вышеуказанного объекта. В ответ на это обращение комитетом был получен отказ администрации Прокопьевского муниципального района в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. При таких обстоятельствах комитет вынужден был отказать ответчику в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта. Таким образом, правоустанавливающие документы на фактически используемые ответчиком земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га до настоящего времени отсутствуют, поскольку комитетом как органом, осуществляющим распоряжение землями, находящимися в собственности Кемеровской области, данные земельные участки ЗАО «<данные изъяты>» не предоставлялись. Вместе с тем, после проведения предварительного судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в комитет с заявлением о добровольной оплате сумм за фактическое использование земельного участка площадью <данные изъяты> га, на основании которого комитетом был заказан и получен в установленном порядке отчет № об оценке рыночной стоимости размера арендной платы земельного участка. Согласно данному отчету ответчик в добровольном порядке самостоятельно рассчитал и оплатил в бюджет Кемеровской области сумму фактического пользования земельным участком площадью <данные изъяты> га за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Требования прокурора считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Ответчик пользуется земельными участками, не имея законных оснований. Для оформления земельных участков в аренду либо в собственность ответчику необходим срок от 1,5 до 2-х месяцев. Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ч. 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 Земельного кодекса РФ. Согласно ч. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-1ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно ч. 1, 4 ст. 10 данного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Исходя из требований ч. 1 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Согласно ч. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частями 2 и 2 ст. 76 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В судебном заседании установлено, что основаниям для проведения проверки Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой послужила письменная жалоба жителей <адрес> о нарушениях требований природоохранного законодательства (л.д. № В ходе проверки установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» незаконно занимает земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га, не имея фактически правоустанавливающих документов на них, кроме того на указанных земельных участках незаконно расположен дробильный комплекс в отсутствии разрешительной документации. Ответчик ЗАО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д. №), свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. № свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д. №), копией Устава ЗАО (л.д. №). Распоряжением администрации Прокопьевского района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении земельного участка в аренду» ЗАО «<данные изъяты>» в аренду был предоставлен земельный участок, общей площадью <данные изъяты> га, для размещения асфальтобетонной установки по производству асфальтовой смеси по адресу: <адрес> (л.д. №). Распоряжением коллегии администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О переводе земельного участка из одной категории в другую» земельный участок, площадью <данные изъяты> га, с кадастровым номером № переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (л.д. №). Согласно копии договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и КУМС Прокопьевского района был заключен договор аренды земельного участка, площадью № га, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территории в западной части кадастрового квартала №, сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). На ДД.ММ.ГГГГ год договор аренды между сторонами в отношении указанного земельного участка не заключался, оснований считать договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ бессрочным не имеется. На основании распоряжения администрации Прокопьевского муниципального района Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предварительном согласовании места размещения и утверждения акта выбора земельного участка для строительства» был утвержден акт выбора дополнительного земельного участка для ЗАО «<данные изъяты>» для расширения площадки под строительство асфальтобетонного завода ориентировочной площадью <данные изъяты> га с учетом подъездной дороги в районе <адрес> муниципального района <адрес> (л.д. № В деле имеется копия акта выбора земельного участка под расширение площадки под строительство асфальтобетонного завода по производству асфальтной смеси от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Согласно сообщению Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №, земельные участки площадью <данные изъяты> га и площадью <данные изъяты> га расположены в границах фонда перераспределения земель СХПК <данные изъяты>» <адрес>, входят в границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, находятся в собственности Кемеровской области (л.д. №). Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в границах СХПК «<данные изъяты>», фонда перераспределения земель, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации – Кемеровской области (л.д. №). Вышеуказанные земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га, находящиеся в собственности <адрес>, ответчику ЗАО «<данные изъяты> на каком-либо праве не предоставлялись (л.д. №). Из копии распоряжения администрации Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р следует, что распоряжение администрации Прокопьевского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения и утверждения акта выбора земельного участка для строительства» ЗАО «<данные изъяты>», ориентировочной площадью <данные изъяты> га, было отменено (л.д. №). По обращению Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Управлением Росреестра по Кемеровской области проведена проверка соблюдения ЗАО «<данные изъяты>» требований земельного законодательства. В соответствии с постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Управлением Росреестра по Кемеровской области, ЗАО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, за использование земельного участка площадью <данные изъяты> га без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (л.д. №). Кроме того, Управлением Росреестра по Кемеровской области в адрес ЗАО «<данные изъяты>» вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Таким образом, установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» не имеет правоустанавливающих документов на фактически используемые земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га, расположенные в границах фонда перераспределения земель СХПК «<данные изъяты>». В связи с чем ответчик обязан освободить незаконно занимаемые указанные земельные участки, привести их в состояние, соответствующее их назначению. Исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Вместе с тем, с учетом совершения ответчиком действий по приобретению прав на земельные участки, времени, необходимого для оформления документов, заключения договоров с КУГИ Кемеровской области, суд считает обоснованным и разумным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Учитывая, что в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 4000 руб. подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» освободить незаконно занимаемые земельные участки, расположенные в границах фонда перераспределения земель СХПК «<данные изъяты>» в границах земельного участка с кадастровым номером №, а именно: - земельный участок площадью <данные изъяты> га, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория в западной части кадастрового квартала №, занятый под размещение асфальтобетонного завода по производству асфальтной смеси; - земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория, занятый под размещение дробильного комплекса в составе склада щебня и дробильной установки, а также обязать закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» собственными силами и средствами привести самовольно занятые земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га в положение, соответствующее их назначению, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение 10 дней. Председательствующий: Н.Л. Жуленко