Решение по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО `Х` о понуждлении к освобождению самовольно занятых земельных участков



Дело № 2-494/2011

Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прокопьевский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Жуленко Н.Л.,

при секретаре Ивакиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске

ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о понуждении к освобождению самовольно занятых земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием к ответчику ЗАО «<данные изъяты> о понуждении к освобождению самовольно занятых земельных участков. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки по жалобе жителей <адрес> о нарушениях требований природоохранного законодательства ЗАО «<данные изъяты>» установлено следующее. ЗАО «<данные изъяты> осуществляя производственную деятельность, предусмотренную уставом предприятия, с ДД.ММ.ГГГГ незаконно использует земельный участок площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория в западной части кадастрового квартала , для размещения асфальтобетонного завода по производству асфальтовой смеси. Срок действия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «<данные изъяты>» и КУМС Прокопьевского района, истек ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, на основании распоряжения администрации Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № «О предварительном согласовании места размещения земельного участка» был утвержден акт выбора дополнительного земельного участка для ЗАО «<данные изъяты>» - под расширение площадки под строительство асфальтобетонного завода ориентировочной площадью <данные изъяты> га (земли сельскохозяйственного назначения) к ранее предоставленной площади <данные изъяты> га. В настоящее время установлено, что на территории данного земельного участка ЗАО <данные изъяты>» незаконно расположило дробильный комплекс, эксплуатацию которого в настоящее время также осуществляет в отсутствие разрешительной документации. В ходе проверки установлено, что вышеуказанные земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га расположены в границах фонда перераспределения земель СХПК «<данные изъяты>» <адрес>. Кроме того, указанные земельные участки в соответствии с ответом КУГИ Кемеровской области, входят в границы земельного участка с кадастровым номером , площадью га, расположенного в Прокопьевском районе в границах СХПК «<данные изъяты>», и находятся в собственности Кемеровской области. В настоящее время Распоряжением администрации Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № распоряжение администрации Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № р отменено. Правоустанавливающие документы на фактически используемые ответчиком земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га в настоящее время отсутствуют, по сведениям КУГИ Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляющего распоряжение землями фонда перераспределения, данные земельные участки ответчику в установленном порядке не переданы. По обращению Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Управлением Росреестра по Кемеровской области проведена проверка соблюдения ответчиком требований земельного законодательства. В соответствии с постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Управлением Росреестра по Кемеровской области, ЗАО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в связи с использованием земельного участка площадью 1 га без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Учитывая изложенное, просит обязать ответчика освободить незаконно занимаемые земельные участки, расположенные в границах фонда перераспределения земель СХПК «<данные изъяты>» в границах земельного участка с кадастровым номером , а именно: земельный участок площадью <данные изъяты> га кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория в западной части кадастрового квартала , занятый под размещением асфальтобетонного завода по производству асфальтовой смеси; земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория, занятый под размещением дробильного комплекса в составе склада щебня и дробильной установки. Также просит обязать ответчика собственными силами и средствами привести самовольно занятые земельные участки в их первоначальное положение.

В ходе судебного заседания старший помощник Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Кемеровской области Курочкина А.В., поддержала исковые требования. Изложила доводы, указанные в исковом заявлении. Просит обязать ответчика освободить незаконно занимаемые земельные участки, расположенные в границах фонда перераспределения земель СХПК «<данные изъяты>» в границах земельного участка с кадастровым номером , а именно: земельный участок площадью <данные изъяты> га кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория в западной части кадастрового квартала , занятый под размещением асфальтобетонного завода по производству асфальтовой смеси; земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория, занятый под размещением дробильного комплекса в составе склада щебня и дробильной установки. Также уточнила второй пункт требований, просит обязать ответчика собственными силами и средствами привести самовольно занятые земельные участки <данные изъяты> га и <данные изъяты> га в положение, соответствующее их назначению.

Представитель ответчика – ЗАО «<данные изъяты>» – Копытовская Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, что земельный участок площадью <данные изъяты> га был выделен в аренду КУМС Прокопьевского района. На основании письменного заявления ЗАО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение «О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ -р, утвержден акт выбора земельного участка, издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ -р и заключен договор аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение коллегии администрации Кемеровской области № «О переводе земельного участка из одной категории в другую» на основании которого земельный участок, переданный в аренду под размещение АБУ переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения. С их стороны условия договора исполнялись в полном объеме, арендная плата выплачивалась своевременно. Данный договор неоднократно продлевался на основании письменных заявлений. В связи с уточнением площади земельного участка проектными решениями по монтажу асфальтобетонной установки, они обратились в КУМС Прокопьевского района с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выделении дополнительного земельного участка площадью <данные изъяты> га. Администрацией Прокопьевского муниципального района было издано распоряжение «О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ -р, утвержден акт выбора земельного участка. Согласно договору арендатор имеет право заключить договор аренды на новый срок по письменному заявлению. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>» направило очередное заявление о продлении срока договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> га, однако договор аренды заключен не был, но и требование освободить земельный участок от КУМС Прокопьевского района к ним не поступало. Кроме того, КУГИ Кемеровской области отказало в оформлении прав на земельный участок ориентировочной площадью <данные изъяты> га. Жалобы населения ничем не обоснованны, деятельность асфальтобетонного завода по решению суда прекращена. О том, что данные земельные участки входят в границы земельного участка, расположенного в Прокопьевском районе в границах СХПК «<данные изъяты>», и находятся в собственности Кемеровской области, им известно не было, выяснилось данное обстоятельство лишь в ходе прокурорской проверки. По вновь выявленным обстоятельствам в рамках предварительного соглашения о заключении с КУГИ Кемеровской области договора аренды земельного участка сторонами были приняты следующие действия: КУГИ был произведен расчет за весь период пользования земельным участком <данные изъяты> га, они произвели оплату по данному расчету, представлены для согласования межевой план на земельный участок <данные изъяты> га, межевой план на земельный участок площадью <данные изъяты> га, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная председателем КУМС <адрес>. Просит дать им время для окончательного оформления своих прав на два земельных участка.

Представитель третьего лица – Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области – Затейщикова М.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что на земельный участок, расположенный в границах СХПК «<данные изъяты>» <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> га, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности <адрес>. При этом земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> га был образован в результате раздела областного земельного участка с кадастровым номером , следовательно, КУМС Прокопьевского района, заключив договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> га, превысил свои полномочия, поскольку в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» полномочия по распоряжению данными земельными участками переданы комитету. Относительно земельного участка, расположенного в границах СХПК «<данные изъяты>» <адрес>, площадью <данные изъяты> га, в адрес комитета ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от ответчика о предоставлении земельного участка площадью 1,0 га под размещение асфальтобетонного завода в районе <адрес>. В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка. Процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе, обязанность органов местного самоуправления или сельских поседений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ комитетом было направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Прокопьевского муниципального района об обеспечении выбора земельного участка ЗАО «<данные изъяты>» для размещения вышеуказанного объекта. В ответ на это обращение комитетом был получен отказ администрации Прокопьевского муниципального района в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. При таких обстоятельствах комитет вынужден был отказать ответчику в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта. Таким образом, правоустанавливающие документы на фактически используемые ответчиком земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га до настоящего времени отсутствуют, поскольку комитетом как органом, осуществляющим распоряжение землями, находящимися в собственности Кемеровской области, данные земельные участки ЗАО «<данные изъяты>» не предоставлялись. Вместе с тем, после проведения предварительного судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в комитет с заявлением о добровольной оплате сумм за фактическое использование земельного участка площадью <данные изъяты> га, на основании которого комитетом был заказан и получен в установленном порядке отчет об оценке рыночной стоимости размера арендной платы земельного участка. Согласно данному отчету ответчик в добровольном порядке самостоятельно рассчитал и оплатил в бюджет Кемеровской области сумму фактического пользования земельным участком площадью <данные изъяты> га за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Требования прокурора считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Ответчик пользуется земельными участками, не имея законных оснований. Для оформления земельных участков в аренду либо в собственность ответчику необходим срок от 1,5 до 2-х месяцев.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ч. 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-1ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно ч. 1, 4 ст. 10 данного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Исходя из требований ч. 1 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Согласно ч. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частями 2 и 2 ст. 76 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что основаниям для проведения проверки Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой послужила письменная жалоба жителей <адрес> о нарушениях требований природоохранного законодательства (л.д. В ходе проверки установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» незаконно занимает земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га, не имея фактически правоустанавливающих документов на них, кроме того на указанных земельных участках незаконно расположен дробильный комплекс в отсутствии разрешительной документации.

Ответчик ЗАО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д. ), свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д. ), копией Устава ЗАО (л.д. ).

Распоряжением администрации Прокопьевского района от ДД.ММ.ГГГГ -р «О предоставлении земельного участка в аренду» ЗАО «<данные изъяты>» в аренду был предоставлен земельный участок, общей площадью <данные изъяты> га, для размещения асфальтобетонной установки по производству асфальтовой смеси по адресу: <адрес> (л.д. ).

Распоряжением коллегии администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ -р «О переводе земельного участка из одной категории в другую» земельный участок, площадью <данные изъяты> га, с кадастровым номером переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (л.д. ).

Согласно копии договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и КУМС Прокопьевского района был заключен договор аренды земельного участка, площадью га, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территории в западной части кадастрового квартала , сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ). На ДД.ММ.ГГГГ год договор аренды между сторонами в отношении указанного земельного участка не заключался, оснований считать договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ бессрочным не имеется.

На основании распоряжения администрации Прокопьевского муниципального района Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ -р «О предварительном согласовании места размещения и утверждения акта выбора земельного участка для строительства» был утвержден акт выбора дополнительного земельного участка для ЗАО «<данные изъяты>» для расширения площадки под строительство асфальтобетонного завода ориентировочной площадью <данные изъяты> га с учетом подъездной дороги в районе <адрес> муниципального района <адрес> (л.д. В деле имеется копия акта выбора земельного участка под расширение площадки под строительство асфальтобетонного завода по производству асфальтной смеси от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Согласно сообщению Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ , земельные участки площадью <данные изъяты> га и площадью <данные изъяты> га расположены в границах фонда перераспределения земель СХПК <данные изъяты>» <адрес>, входят в границы земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> га, находятся в собственности Кемеровской области (л.д. ).

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в границах СХПК «<данные изъяты>», фонда перераспределения земель, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> га, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации – Кемеровской области (л.д. ).

Вышеуказанные земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га, находящиеся в собственности <адрес>, ответчику ЗАО «<данные изъяты> на каком-либо праве не предоставлялись (л.д. ).

Из копии распоряжения администрации Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р следует, что распоряжение администрации Прокопьевского муниципального района -р от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения и утверждения акта выбора земельного участка для строительства» ЗАО «<данные изъяты>», ориентировочной площадью <данные изъяты> га, было отменено (л.д. ).

По обращению Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Управлением Росреестра по Кемеровской области проведена проверка соблюдения ЗАО «<данные изъяты>» требований земельного законодательства. В соответствии с постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Управлением Росреестра по Кемеровской области, ЗАО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, за использование земельного участка площадью <данные изъяты> га без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (л.д. ). Кроме того, Управлением Росреестра по Кемеровской области в адрес ЗАО «<данные изъяты>» вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Таким образом, установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» не имеет правоустанавливающих документов на фактически используемые земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га, расположенные в границах фонда перераспределения земель СХПК «<данные изъяты>». В связи с чем ответчик обязан освободить незаконно занимаемые указанные земельные участки, привести их в состояние, соответствующее их назначению.

Исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Вместе с тем, с учетом совершения ответчиком действий по приобретению прав на земельные участки, времени, необходимого для оформления документов, заключения договоров с КУГИ Кемеровской области, суд считает обоснованным и разумным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 4000 руб. подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» освободить незаконно занимаемые земельные участки, расположенные в границах фонда перераспределения земель СХПК «<данные изъяты>» в границах земельного участка с кадастровым номером , а именно:

- земельный участок площадью <данные изъяты> га, с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория в западной части кадастрового квартала , занятый под размещение асфальтобетонного завода по производству асфальтной смеси;

- земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> сельская территория, занятый под размещение дробильного комплекса в составе склада щебня и дробильной установки,

а также обязать закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» собственными силами и средствами привести самовольно занятые земельные участки площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га в положение, соответствующее их назначению, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение 10 дней.

Председательствующий: Н.Л. Жуленко