Дело N 5-30/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания г. Прокопьевск ДД.ММ.ГГГГ Судья Прокопьевского районного суда Кемеровской области Конкина И.В., с участием заместителя прокурора Прокопьевского района Неронова А.Ю., при секретаре Верлан О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: ООО <данные изъяты>» совершило административное правонарушение, сущность которого заключается в следующем: в первой декаде ДД.ММ.ГГГГ предприятием велись горные работы в северном торце по пластам 67, 68, 69. В непосредственной близости от участка ведения работ находится ЛЭП -110 кВ., обеспечивающая электроэнергией соседние угледобывающие предприятия. Чтобы исключить непредвиденные аварийные ситуации, обеспечить установленную охранную зону ЛЭП-110кВ. проведено обследование участка, с целью безопасного ведения горных работ, при котором выявлены следующие нарушения: - проектной документацией «<данные изъяты>» - Технико-экономическое обоснование строительства разреза» г.Новосибирск, 2001г. и Планом развития горных работ на 2011 год, согласованного с Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора, предусмотрено при постановке северного борта в конечное положение оставление бермы безопасности на контакте наносов с коренными породами шириной 10 метров. При ведении горных работ в северном торце берма безопасности была сработана, в результате образовался сдвоенный уступ, - не обеспечен устойчивый угол откоса уступа по наносам (проект-45, факт- 60-65), - не производилась оборка уступа от нависей и козырьков, - наличие в непосредственной близости от северного борта впадин, углублений, в которых собираются атмосферные осадки, паводковые воды, - эксплуатируется автодорога в зоне возможного обрушения (сползания) горной массы. На момент проверки по северному борту наблюдаются признаки деформации. Вышеуказанные нарушения при дальнейшем ведении горных работ по пласту 69 в профильных линиях (76+ 10)-(76-10) горизонт + 312.0, по пласту 68 в профильных линиях (74+10)-(74-10) горизонт + 315.0 не обеспечивают безопасность при ведении добычных и вскрышных работах, устойчивость северного борта, с целью сохранения охранного целика под ЛЭП-110 кВ. и безопасную эксплуатацию дороги вблизи северного борта горизонт + 315.0. Нарушен Федеральный закон N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г., п.п. 47. 53, 57, 59, 60 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом ( ПБ 05-619-03), п.54 «Правил охраны недр», проект, ПРГР-2011г. 2. При ведении добычных работ по пласту 67 в профильных линиях 67-69 горизонт + 313.0 предприятием ООО «<данные изъяты>» не производились работы по понижению лежачей пласта 67, предусмотренные проектной документацией «<данные изъяты>» - Техникоэкономическое обоснование строительства разреза» г.Новосибирск, 2001г. и Планом развития горных работ на 2011 год, согласованного с Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора. В результате образовалась опасная зона «Высокий уступ» высотой 17 метров при проектном 10 метров. Кроме того: - не проводилась оборка уступа от ложной почвы пласта, - на верхней бровке лежачей пласта размещена горная масса от бестранспортной вскрыши. В результате происходит сползание ложной почвы пласта и горной массы от бестранспортной вскрыши в зону работы оборудования, что представляет угрозу жизни и здоровью людям при дальнейшем ведении добычных работ. На момент проверки люди и оборудование из опасной зоны выведены. Нарушен Федеральный закон N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г., п.п. 47. 53, 57. 59, 60 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (ПБ 05-619-03), п. 54 «Правил охраны недр», Проект, ПРГР-2011г. Изложенные нарушения требований промышленной безопасности при дальнейшем ведении горных работ по добыче угля по пласту 69 в профильных линиях (76+10)-(76-10) горизонт + 312.0, по пласту 68 в профильных линиях (74+10)-(74-10) горизонт +315.0, по пласту 67 в профильных линиях 67-69 горизонт +313 и эксплуатация автодороги вблизи северного борта на горизонте + 315.0 представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (персоналу предприятия), привлеченных для ведения работ. Должностное лицо, составившее протокол – государственный инспектор Беловского отдела горного надзора Татарников В.Е. просил назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «<данные изъяты>» на срок 30 суток. Пояснил, что если вести работы, то можно уложиться и в 30 суток. Представитель ООО «<данные изъяты>» - генеральный директор Рубин В.А. пояснил, что выявленные нарушения имеют место, вину признал в полном объеме, считает, что им достаточно 30 суток для того, что исправить все имеющиеся нарушения. Прокурор Неронов А.Ю. считает, что выявленные нарушения имели место, данные нарушения представляют угрозу жизни и здоровью людей, просит назначить наказание в виде приостановления деятельности на 30 суток. В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых KoАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья. В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Согласно Правилам безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.05.2003 N 45: п.47. Организации, занятые разработкой угольных месторождений открытым способом, обязаны обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов и норм по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов (программ) развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами и ее сохранность; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение лицензионных условий. п.53. Ширина рабочих площадок с учетом их назначения, а также расположения на них горного и транспортного оборудования, транспортных коммуникаций, линий электроснабжения и связи определяется проектом производства работ. Расстояние от нижней бровки уступа (развала горной массы) и от верхней бровки уступа до оси ближайшего железнодорожного пути должно быть не менее 2,5 м. п.57. Поперечный профиль предохранительных берм должен быть горизонтальным или иметь уклон в сторону борта разреза. Бермы, по которым происходит систематическое передвижение рабочих, должны иметь ограждение и регулярно очищаться от осыпей, кусков породы и посторонних предметов. Допускается в соответствии с проектом применение берм с продольным уклоном, в том числе совмещенных с транспортными. п.59. Обязательны регулярная оборка уступов от нависей и козырьков, ликвидация заколов. Работы по оборке откосов уступов необходимо производить механизированным способом. Допускается оборка уступов с применением буровзрывных работ по специальному проекту. Ручная оборка допускается по наряду-допуску под непосредственным наблюдением руководителя смены или бригадира. п.60. При работе на откосах уступов с углом более 35 град. лицам, производящим бурение, оборку откосов и другие операции, определенные распоряжением по предприятию и выполняемые по отдельному проекту организации работ в присутствии лица надзора, необходимо пользоваться предохранительными поясами с канатами, закрепленными за надежную опору. Предохранительные пояса и страховочные канаты при эксплуатации должны испытываться в соответствии с установленными требованиями и иметь отметку о дате последующего испытания. В силу п.54 «Правил охраны недр», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 производство горных работ без согласованного с органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана не допускается. Факт нарушения юридическим лицом требований промышленной безопасности объективно подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении N №ххх от ДД.ММ.ГГГГ В предписании № №ххх от ДД.ММ.ГГГГ. также отражены выявленные нарушения, указаны требования промышленной безопасности, нарушенные юридическим лицом. Все перечисленные документы подписаны представителем ООО «<данные изъяты>», разногласий не отражено. Суд считает, что факт административного правонарушения нашел свое подтверждение в судебном заседании. Своими действиями ООО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности производственных объектов. При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения. Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено. Смягчающим обстоятельством является признание вины. Учитывая, что допущенные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, суд считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, применение штрафных санкций в данном случае будет являться неэффективной мерой. При этом с учетом допущенных нарушений требований промышленной безопасности производственных объектов, объёма работ, необходимых для их устранения, мнения представителя, смягчающего обстоятельства, суд считает необходимым приостановить деятельность сроком на 30 суток. Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Признать ООО «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по ведению добычных работ по пласту 69 в профильных линиях (76+10)-(76-10) горизонт + 312.0, по пласту 68 в профильных линиях (74+10)-(74-10) горизонт +315.0, по пласту 67 в профильных линиях 67-69 горизонт +313 и эксплуатации автодороги вблизи северного борта горизонт + 315.0 на срок 30 (тридцать) суток. Срок приостановления деятельности исчислять с 10 часов 15 минут ДД.ММ.ГГГГ. Разъяснить, что суд на основании ходатайства ООО «<данные изъяты>» может досрочно прекратить исполнение данного наказания, если будут устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания. Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии настоящего постановления. Судья: И.В.Конкина