Дело N 5-34/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания г. Прокопьевск ДД.ММ.ГГГГ Судья Прокопьевского районного суда Кемеровской области Конкина И.В., с участием помощника прокурора Прокопьевского района Данченко Е.А., при секретаре Верлан О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ОАО «<данные изъяты>», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: ОАО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, сущность которого заключается в следующем: 1. За нарушение требований промышленной безопасности при ведении открытых горных работ на разрезе «<данные изъяты>» Разрезоуправления был применен временный запрет деятельности на ведение открытых горных работ по добыче угольного пласта 5 под высокими уступами в районе профильных линий -5 - 2 ниже горизонта +263м с 17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 9.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и судьей Прокопьевского районного суда вынесено постановление о приостановке данной деятельности на срок 30 суток. Однако, в августе 2011 года в районе профильных линий -5 - 2 на горизонте + 268м - +261м велись открытые горные работы по добыче угольного пласта 5 под высокими уступами с нарушением технологии ведения открытых горных работ. Нижние вскрышные уступы отработаны послойно по транспортной системе разработке с применением экскаватора ЭКГ-5А типа "прямая лопата" и технологического автотранспорта, в результате чего не произведена заоткоска вскрышного уступа в соответствие с проектом и образовались нависи. Проектом и планом развития горных работ на 2011 год предусмотрено нижний вскрышной уступ отрабатывать по усложненной бестранспортной системе разработке с применением драглайна ЭШ 10/70. По данному факту законным представителем юридического лица были предоставлены приказ и уведомление о запрете ведения работ в данном месте. Данные работы проводились без уведомления лица, составившего протокол о временном запрете деятельности. 2. Опасная зона – высокий уступ, не нанесена на графическую часть и на местности не выставлены предупреждающие знаки. 3. Не произведена оконтуровка угольного пласта 5, в результате чего оставлен треугольник угля под нерабочим бортом. Аналогичное нарушение уже указывалось в предписании №ххх Беловского отдела горного надзора за добычей открытым способом и взрывными работами Южно-Сибирского Управления Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ в пункте 2.3. 4. Согласно разделу 10.8 "Мероприятия по обеспечению безопасных условий ведения горных работ под высокими уступами "Корректировки горно-транспортной части проекта (ТЭО) строительства разреза "<данные изъяты>" ЗАО "<данные изъяты>" предусмотрено визуальное обследование откосов уступов и берм горным мастером - раз в смену; начальником участка - раз в сутки; участковым маркшейдером - раз в месяц; главным маркшейдером, главным геологом и главным технологом - раз в месяц с записью визуальных наблюдений в книгу нарядов. А фактически специалисты и главные специалисты этого не делают с записью визуальных наблюдений в книгу нарядов. 5. Согласно разделу 10.8 "Мероприятия по обеспечению безопасных условий ведения горных работ под высокими уступами "Корректировки горно-транспортной части проекта (ТЭО) строительства разреза "<данные изъяты>" ЗАО "<данные изъяты>" предусмотрено, что на верхней площадке в трех-пяти метрах от верхней бровки высокого уступа должны быть установлены предупредительные знаки, аншлаги и ограждающие устройства сплошного типа (натянутый шнур, трос). А фактически на верхней площадке в трех-пяти метрах от верхней бровки высокого уступа не установлены предупредительные знаки, аншлаги и ограждающие устройства сплошного типа (натянутый шнур, трос). Не обеспечены безопасные условия труда и в случае обрушения горных пород представляется непосредственная угроза жизни или здоровью людей. Вышеперечисленные нарушения требований промышленной безопасности указывают на то, что руководителями и специалистами Разрезоуправления ОАО «<данные изъяты>» производственный контроль осуществляется с нарушениями требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - разрез угольный. В связи с чем, нарушаются требования части 1 статьи 9, статья 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Пункты 9, 11, 47, 50, 51, 77, 96, 124 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03). Данные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью работников предприятия, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Должностное лицо – государственный инспектор Беловского отдела горного надзора Козлов А.Г. суду пояснил, что нарушения, указанные в пункте 1 имеют место, нарушение, указанное в пункте 3 внесено в протокол ошибочно, нарушения, указанные в пунктах 2,3,5 возможно устранены на момент рассмотрения дела судом, но он не проверял, уведомление ему вручили, считает возможным назначить наказание в виде приостановления деятельности сроком на 10 суток. Представитель ОАО «<данные изъяты>» Левандовская Ю.В., действующая на основании доверенности №ххх от ДД.ММ.ГГГГ, вину ОАО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения признала частично, просит назначить наказание, не связанное с административным приостановлением деятельности. Проверив материалы дела, выслушав должностное лицо, представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, прокурора, полагавшего, что необходимо приостановить деятельность сроком на 15 суток, суд приходит к следующему. Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья. В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.1997г. организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. В соответствии со ст.11 Федерального Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.1997г. 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. 2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган. Согласно Правилам безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.05.2003 N 45: 9. Организации, занятые эксплуатацией разрезов, обязаны организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, являющийся составной частью системы управления промышленной безопасностью, в соответствии с требованиями Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305). 11. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, эксплуатации, консервации и ликвидации разрезов не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию, подлежат экспертизе промышленной безопасности. 47. Организации, занятые разработкой угольных месторождений открытым способом, обязаны обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов и норм по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов (программ) развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами и ее сохранность; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение лицензионных условий. 50. Высота уступа определяется проектом с учетом результатов исследований физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горно-геологических условий их залегания и параметров оборудования. При применении гидравлических экскаваторов и погрузчиков безопасная высота уступа определяется расчетами с учетом траектории движения ковша экскаватора (погрузчика). При применении канатных экскаваторов высота уступа не должна превышать: максимальную высоту черпания экскаватора; высоту или глубину черпания драглайна, многоковшовых цепных и роторных экскаваторов; 6 м - рыхлых устойчивых плотных пород, 3 м - при разработке вручную рыхлых неустойчивых сыпучих пород. При разработке пород с применением буровзрывных работ допускается увеличение высоты уступа до полуторной высоты черпания экскаватора при условии разделения развала по высоте на подуступы или разработки специальных мероприятий по безопасному обрушению козырьков и нависей. 51. Углы откосов рабочих уступов определяются проектом производства работ с учетом физико-механических свойств горных пород и не должны превышать: 80 град. - при работе экскаваторов типа механической лопаты, драглайна и роторных экскаваторов; угла естественного откоса этих пород - при работе многоковшовых цепных экскаваторов нижним черпанием и разработке вручную рыхлых и сыпучих пород. 77. Границы опасных зон на местности следует обозначать предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами. 96. Горные работы в опасных зонах (п. п. 78 - 82, 89 - 91) ведутся в соответствии с мероприятиями, разработанными и утвержденными техническим руководителем разреза. 124. При ведении горных работ под высокими уступами необходимо разработать мероприятия по обеспечению безопасных условий работы в соответствии с дополнениями к типовым технологическим схемам ведения горных работ на угольных разрезах, если это не выполнено в проекте на отработку месторождения. Факт нарушения юридическим лицом требований промышленной безопасности объективно подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении N 63 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ххх). Протоколом о временном запрете деятельности №ххх от ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ наложен временный запрет деятельности на ведение открытых горных работ по добыче угольного пласта 5 в районе профильных линий -5 - 2 ниже горизонта + 268м - +261м. (место фактического нахождения объекта: №ххх, <адрес> - ОАО «<данные изъяты>» Разрезоуправление ПЕ «<данные изъяты>») (л.д.№ххх). В предписании №ххх от ДД.ММ.ГГГГ также отражены выявленные нарушения, указаны требования промышленной безопасности, нарушенные юридическим лицом (л.д.№ххх). Все вышеперечисленные документы подписаны представителем юридического лица, разногласий не отражено. Суд считает, что факт административного правонарушения нашел свое подтверждение в судебном заседании. Своими действиями ОАО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности производственных объектов. При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения. Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено. Смягчающим обстоятельством является признание вины. Учитывая, что допущенные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также учитывая то обстоятельство, что суду не представлено заключение должностного лица, подтверждающего устранение указанных нарушений, суд считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, применение штрафных санкций в данном случае будет являться неэффективной мерой. При этом с учетом допущенных нарушений требований промышленной безопасности производственных объектов, объёма работ, необходимых для их устранения, мнения представителя, смягчающего обстоятельства, суд считает необходимым приостановить деятельность сроком на 10 суток. Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Признать ОАО «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст.9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на ведение открытых горных работ по добыче угольного пласта 5 в районе профильных линий -5 - 2 ниже горизонта + 268м - +261м. (место фактического нахождения объекта: №ххх, <адрес> - ОАО «<данные изъяты>» Разрезоуправление ПЕ «<данные изъяты>») на срок 10 (десять) суток. Срок приостановления деятельности исчислять с 17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. Разъяснить, что суд на основании ходатайства ОАО «<данные изъяты>» может досрочно прекратить исполнение данного наказания, если будут устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания. Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии настоящего постановления. Судья: И.В.Конкина