Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КРФобАП



Дело N 5-31/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

г. Прокопьевск ДД.ММ.ГГГГ

Судья Прокопьевского районного суда Кемеровской области Конкина И.В.,

с участием старшего помощника прокурора Прокопьевского района Родичевой Н.М.,

при секретаре Верлан О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ОАО «<данные изъяты>», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, сущность которого заключается в следующем: в текущем году в филиале ОАО «<данные изъяты>» проводились горные работы открытым способом по вскрытию и добыче угольных пластов с нарушениями «Проектной документации на реконструкцию разреза «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>» с увеличением производственной мощности» и планом развития горных работ на ДД.ММ.ГГГГ год, а именно:

1. В районе профильных линий 24(+50) - 27(+50) на горизонте +260 - +265м производились открытые горные работы по добыче угольных пластов 4, 3, 2 под высокими уступами без отнесения лежачего и висячего боков угольных пластов 4, 3, 2, расстояние между смежными бермами, ширина и конструкция предохранительных берм не соответствует «Проектной документации на реконструкцию разреза «<данные изъяты>» и плану развития горных работ на 2011 год. Ширина рабочей площадки и автомобильная дорога в районе профильных линий 24(+50) - 27(+50) на горизонте +260 - +265м заужены по ширине и составляет около 15-20м (по проекту – 42-44м). Допущенные отступления от годового плана развития горных работ на 2011 год не согласованы в установленном порядке.

2. За ДД.ММ.ГГГГ года при ведении открытых горных работ в районе профильных линий 24(+50) - 27(+50) допущены отставания вскрышных работ в объеме 1230 тыс. м3., тем самым нарушена технология вскрытия угольных пластов 4, 3, 2 и допущены отступления от плана развития горных работ на 2011 год, согласованного с Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора. Допущенные отступления от годового плана развития горных работ на ДД.ММ.ГГГГ год не согласованы в установленном порядке.

3. В районе профильных линий 30-31 на горизонте +318м производились открытые горные работы по добыче угольных пластов 4, 3, 2 под высокими уступами без отнесения лежачего и висячего боков пластов 4, 3, 2 расстояние между смежными бермами, ширина и конструкция предохранительных берм не соответствует «Проектной документации на реконструкцию разреза «<данные изъяты>» и плану развития горных работ на ДД.ММ.ГГГГ год. Ширина рабочей площадки и автомобильная дорога в районе профильных линий 30-31 на горизонте +318м заужены по ширине и составляет около 15-20м (по проекту – 42-44м). Допущенные отступления от годового плана развития горных работ на ДД.ММ.ГГГГ год не согласованы в установленном порядке.

4. За ДД.ММ.ГГГГ года при ведении открытых горных работ в районе профильных линий 30-31 допущены отставания вскрышных работ в объеме 270 тыс. м3., тем самым нарушена технология вскрытия угольных пластов 4, 3, 2 и допущены отступления от плана развития горных работ на 2011 год, согласованного с Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора. Допущенные отступления от годового плана развития горных работ на ДД.ММ.ГГГГ год не согласованы в установленном порядке.

Не обеспечиваются безопасные условия труда при ведении горных работ открытым способом.

Нарушены: статьи 8, 9 часть 1 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункты 47, 50, 51, 54, 57, 423 "Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом" (ПБ 05-619-03).

Данные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью работников предприятия.

Должностное лицо, составившее протокол – государственный инспектор Киселевского территориального отдела Козлов А.Г. просил назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ОАО «<данные изъяты>» на срок 90 суток.

Представитель ОАО «<данные изъяты>» - Белозеров Г.Я., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной по ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что выявленные нарушения имеют место, вину признал в полном объеме.

Прокурор Родичева Н.М. считает, что выявленные нарушения имели место, данные нарушения представляют угрозу жизни и здоровью людей, просит назначить наказание в виде приостановления деятельности на 90 суток.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых KoАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья.

В силу ст. 8 Федерального Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации такого объекта.

2. Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

3. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

3.1. Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

4. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

В соответствии с Правилами безопасности в угольных шахтах ПБ 05-618-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 50 "Об утверждении "Правил безопасности в угольных шахтах":

47. Организации, занятые разработкой угольных месторождений открытым способом, обязаны обеспечить:

соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов и норм по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

соблюдение требований технических проектов, планов (программ) развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых;

ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами и ее сохранность;

представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях;

ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

выполнение лицензионных условий.

50. Высота уступа определяется проектом с учетом результатов исследований физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горно-геологических условий их залегания и параметров оборудования.

При применении гидравлических экскаваторов и погрузчиков безопасная высота уступа определяется расчетами с учетом траектории движения ковша экскаватора (погрузчика).

При применении канатных экскаваторов высота уступа не должна превышать:

максимальную высоту черпания экскаватора;

высоту или глубину черпания драглайна, многоковшовых цепных и роторных экскаваторов;

6 м - рыхлых устойчивых плотных пород, 3 м - при разработке вручную рыхлых неустойчивых сыпучих пород.

При разработке пород с применением буровзрывных работ допускается увеличение высоты уступа до полуторной высоты черпания экскаватора при условии разделения развала по высоте на подуступы или разработки специальных мероприятий по безопасному обрушению козырьков и нависей.

51. Углы откосов рабочих уступов определяются проектом производства работ с учетом физико-механических свойств горных пород и не должны превышать:

80 град. - при работе экскаваторов типа механической лопаты, драглайна и роторных экскаваторов;

угла естественного откоса этих пород - при работе многоковшовых цепных экскаваторов нижним черпанием и разработке вручную рыхлых и сыпучих пород.

54. Формирование временно нерабочих бортов разреза и возобновление горных работ на них должно производиться по проектам производства горных работ, предусматривающим меры безопасности.

57. Поперечный профиль предохранительных берм должен быть горизонтальным или иметь уклон в сторону борта разреза. Бермы, по которым происходит систематическое передвижение рабочих, должны иметь ограждение и регулярно очищаться от осыпей, кусков породы и посторонних предметов. Допускается в соответствии с проектом применение берм с продольным уклоном, в том числе совмещенных с транспортными.

423. Ширина проезжей части внутрикарьерных дорог и продольные уклоны устанавливаются проектом с учетом требований действующих норм и правил, исходя из размеров автомобилей и автопоездов.

Временные въезды в траншеи должны устраиваться так, чтобы вдоль них при движении транспорта оставался свободный проход шириной не менее 1,5 м с обеих сторон.

Факт нарушения юридическим лицом требований промышленной безопасности объективно подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ

Протоколом о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин. наложен временный запрет деятельности ОАО «<данные изъяты>» на ведение открытых горных работ по добыче угольных пластов 4, 3, 2 в районе профильных линий 24(+50) - 27(+50) ниже горизонта +260 - +265м., ведение открытых горных работ по добыче угольных пластов 4, 3, 2 в районе профильных линий 30-31 ниже горизонта +318м. Место фактического нахождения объекта: <адрес> ОАО <данные изъяты> на участке <данные изъяты> каменноугольного месторождения (участок недр расположен в 45 км юго-восточнее <адрес>).

В предписании от ДД.ММ.ГГГГ также отражены выявленные нарушения, указаны требования промышленной безопасности, нарушенные юридическим лицом.

Все перечисленные документы подписаны представителем ОАО «<данные изъяты>», разногласий не отражено.

Суд считает, что факт административного правонарушения нашел свое подтверждение в судебном заседании. Своими действиями ОАО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности производственных объектов.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения. Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

Смягчающим обстоятельством является признание вины.

Учитывая, что допущенные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, суд считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, применение штрафных санкций в данном случае будет являться неэффективной мерой.

При этом с учетом допущенных нарушений требований промышленной безопасности производственных объектов, объёма работ, необходимых для их устранения, мнения представителя, смягчающего обстоятельства, суд считает необходимым приостановить деятельность сроком на 90 суток.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ОАО «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на ведение открытых горных работ по добыче угольных пластов 4, 3, 2 в районе профильных линий 24(+50) - 27(+50) ниже горизонта +260 - +265м., ведение открытых горных работ по добыче угольных пластов 4, 3, 2 в районе профильных линий 30-31 ниже горизонта +318м. (место фактического нахождения объекта: <адрес> ОАО «<данные изъяты>» на участке «<данные изъяты> <данные изъяты> каменноугольного месторождения (участок недр расположен в 45 км юго-восточнее <адрес>) на срок 90 (девяносто) суток.

Срок приостановления деятельности исчислять с 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.

Разъяснить, что суд на основании ходатайства ОАО «<данные изъяты>» может досрочно прекратить исполнение данного наказания, если будут устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии настоящего постановления.

Судья: И.В.Конкина