Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КРФобАП



Дело N 5-32/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

г. Прокопьевск ДД.ММ.ГГГГ

Судья Прокопьевского районного суда Кемеровской области Конкина И.В.,

с участием помощника прокурора Прокопьевского района Данченко Е.А.,

при секретаре Верлан О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ОАО «<данные изъяты>», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, сущность которого заключается в следующем:

В районе профильных линий 37-35 на горизонте +309м - +345м (юго-западный борт) обнаружена опасная зона- деформация нерабочего борта на протяжении 150 метров, которая не зарегистрирована в установленном порядке.

Опасная зона – деформация нерабочего борта, не нанесена на графическую часть и на местности не выставлены предупреждающие знаки.

В районе профильных линиях 30-37 производились открытые горные работы по добыче угольного пласта 5 под в районе опасной зоны-высокий уступ, которая образована в результате ведения горных работ с отклонением от «Корректировки горно-транспортной части проекта (ТЭО) строительства разреза «<данные изъяты>» ЗАО «<данные изъяты>» и плана развития горных работ по ОАО «<данные изъяты>» Разрезоуправления на 2011 год.

Опасная зона – деформация нерабочего борта, не нанесена на графическую часть и на местности не выставлены предупреждающие знаки.

Не обеспечены безопасные условия труда и в случае обрушения горных пород представляется непосредственная угроза жизни или здоровью людей. Выше перечисленные нарушения требований промышленной безопасности указывают на то, что руководителями и специалистами Разрезоуправления ОАО «<данные изъяты>» производственный контроль осуществляется с нарушениями требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - разрез угольный.

В связи с чем, нарушаются требования части 1 статьи 9, статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Пункты 9, 11, 47, 50, 51, 54, 59,76, 77, 98,102 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03).

Данные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью работников предприятия, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Должностное лицо – главный государственный инспектор Беловского территориального отдела Татарников В.Е. суду пояснил, что нарушения имеют место, просит назначить наказание в виде приостановления деятельности сроком на 90 суток.

Представитель ОАО «<данные изъяты>» Левандовская Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, вину ОАО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения признала в полном объеме, пояснила, что на указанных профильных линиях работы вестись не планируются, в связи с чем просит назначить наказание в виде приостановления деятельности сроком на 10 суток.

Проверив материалы дела, выслушав должностное лицо, представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, прокурора, полагавшего, что поскольку выявленные нарушения устранены, то необходимо ограничиться приостановлением деятельности по настоящее время, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых KoАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.1997г. организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Согласно Правилам безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.05.2003 N 45:

9. Организации, занятые эксплуатацией разрезов, обязаны организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, являющийся составной частью системы управления промышленной безопасностью, в соответствии с требованиями Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305).

11. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, эксплуатации, консервации и ликвидации разрезов не допускаются.

Изменения, вносимые в проектную документацию, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

47. Организации, занятые разработкой угольных месторождений открытым способом, обязаны обеспечить:

соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов и норм по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

соблюдение требований технических проектов, планов (программ) развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых;

ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами и ее сохранность;

представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях;

ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

выполнение лицензионных условий.

50. Высота уступа определяется проектом с учетом результатов исследований физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горно-геологических условий их залегания и параметров оборудования.

При применении гидравлических экскаваторов и погрузчиков безопасная высота уступа определяется расчетами с учетом траектории движения ковша экскаватора (погрузчика).

При применении канатных экскаваторов высота уступа не должна превышать:

максимальную высоту черпания экскаватора;

высоту или глубину черпания драглайна, многоковшовых цепных и роторных экскаваторов;

6 м - рыхлых устойчивых плотных пород, 3 м - при разработке вручную рыхлых неустойчивых сыпучих пород.

При разработке пород с применением буровзрывных работ допускается увеличение высоты уступа до полуторной высоты черпания экскаватора при условии разделения развала по высоте на подуступы или разработки специальных мероприятий по безопасному обрушению козырьков и нависей.

51. Углы откосов рабочих уступов определяются проектом производства работ с учетом физико-механических свойств горных пород и не должны превышать:

80 град. - при работе экскаваторов типа механической лопаты, драглайна и роторных экскаваторов;

угла естественного откоса этих пород - при работе многоковшовых цепных экскаваторов нижним черпанием и разработке вручную рыхлых и сыпучих пород.

54. Формирование временно нерабочих бортов разреза и возобновление горных работ на них должно производиться по проектам производства горных работ, предусматривающим меры безопасности.

59. Обязательны регулярная оборка уступов от нависей и козырьков, ликвидация заколов.

Работы по оборке откосов уступов необходимо производить механизированным способом. Допускается оборка уступов с применением буровзрывных работ по специальному проекту.

Ручная оборка допускается по наряду-допуску под непосредственным наблюдением руководителя смены или бригадира.

76. При возникновении опасных зон в процессе разработки месторождения горные работы должны быть остановлены до составления предприятием проекта отработки участка опасной зоны или мероприятий, определяющих необходимые меры безопасного ведения горных работ в опасной зоне.

Проекты по ведению горных работ на участках, где произошли опасные деформации (оползни, обрушения), разрабатываются на основе заключений и рекомендаций по оценке риска горных производств и объектов в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

77. Границы опасных зон на местности следует обозначать предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами.

98. Технический руководитель разреза (главный инженер) издает письменное распоряжение, в котором указывает сроки по разработке проекта отработки участка опасной зоны либо мероприятий по безопасному ведению горных работ в опасной зоне и назначает соответствующие службы и лиц, выполняющих следующие виды работ:

расчет и построение границ опасной зоны;

нанесение границ опасной зоны на планы горных выработок;

составление проекта либо мероприятий безопасного ведения горных работ в опасной зоне;

ведение горных работ в опасной зоне с реализацией предусмотренных в проекте решений;

контроль выполнения намечаемых проектом мероприятий;

снятие опасной зоны с контроля.

102. Главный маркшейдер разреза:

относит участки к опасным зонам и строит их границы;

наносит границы опасных зон на планы горных работ;

представляет соответствующим службам разреза маркшейдерскую документацию, необходимую для отнесения участков ведения горных работ к опасным зонам, построения границ этих зон, составления проекта ведения горных работ в опасных зонах;

участвует в разработке мероприятий по безопасному ведению горных работ в опасных зонах;

не позднее чем за месяц до подхода горных выработок к границам опасных зон письменно в Книге указаний и уведомлений маркшейдерской службы уведомляет об этом главного инженера разреза и начальника соответствующего участка, а также знакомит с содержанием этого уведомления горнотехнического инспектора, контролирующего безопасное ведение горных работ на данном разрезе;

ведет совместно с главным геологом Журнал учета опасных зон разреза (Приложение 1);

силами маркшейдерского отдела или с привлечением специализированных организаций ведет наблюдения за деформациями в объемах, предусмотренных проектом;

составляет отчет по результатам наблюдений, а данные и выводы доводит до сведения руководства и заинтересованных лиц.

Факт нарушения юридическим лицом требований промышленной безопасности объективно подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Протоколом о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ наложен временный запрет деятельности на ведение открытых горных работ по добыче угольного пласта 5 под высокими уступами в районе профильных линий 30-37ниже горизонта +309м; (место фактического нахождения объекта: <адрес>, <адрес> - ОАО «<данные изъяты>» Разрезоуправление ПЕ «<данные изъяты>»)

В предписании от ДД.ММ.ГГГГ также отражены выявленные нарушения, указаны требования промышленной безопасности, нарушенные юридическим лицом (л.д.5-7).

Все вышеперечисленные документы подписаны представителем юридического лица, разногласий не отражено.

Суд считает, что факт административного правонарушения нашел свое подтверждение в судебном заседании. Своими действиями ОАО «СУЭК-Кузбасс» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности производственных объектов.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения. Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

Смягчающим обстоятельством является признание вины.

Учитывая, что допущенные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, суд считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, применение штрафных санкций в данном случае будет являться неэффективной мерой.

При этом с учетом допущенных нарушений требований промышленной безопасности производственных объектов, объёма работ, необходимых для их устранения, мнения представителя, смягчающего обстоятельства, суд считает необходимым приостановить деятельность сроком на 90 суток.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ОАО «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст.9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на ведение открытых горных работ по добыче угольного пласта 5 под высокими уступами в районе профильных линий 30-37ниже горизонта +309м;

(место фактического нахождения объекта: <адрес>, <адрес> - ОАО «<данные изъяты>» Разрезоуправление ПЕ «<данные изъяты>») на срок 90 (девяносто) суток.

Срок приостановления деятельности исчислять с 17 часа 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии настоящего постановления.

Судья: И.В.Конкина