иск Воронова Л., Марченко О. к Кисилевой С о признании права долевой сбственности на наследственное



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К ОЙ Ф Е Д Е Р А Ц И И

п. Прохоровка 6 мая 2010 года

Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Гнездиловой Т.В.

при секретаре Курганской Н.Н.

с участием представителя истцов Ждановой Р.И. по доверенностям от 08.07. 2009 года,

в отсутствие ответчика Киселевой С.И., представившей заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие,

в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по иску Воронова Л.И., Марченко О.И. к Киселевой С.И. о признании права общей долевой собственности в порядке наследования на земельный участок и жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

1 августа 1995 года умер Воронов И.Д. - отец Воронова Л.И. и дедушка Марченко О.И. После его смерти фактически приняла наследство жена Воронова А.Г.

19 января 2008 года Воронова А.Г. умерла. Ее сын Киселев И.И. и отец истицы Марченко умер 12 июля 2004 года.

Истец Воронов Л.И. является наследником первой очереди по закону, Марченко- по праву представления на имущество после смерти Вороновой А.Г.

Истцы просят признать за ними право собственности в порядке наследования по ? доле в праве на земельный участок и жилой дом, принадлежащие Воронову И.Д., в связи с тем, что их мать и бабушка Воронова А.Г. фактически приняла наследство.

В судебном заседании представитель истцов поддержала заявленные требования.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Воронова и Марченко обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцами представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие принадлежность земельного участка и жилого дома Воронову И.Д. и принятия наследства после его смерти Вороновой А.Г.- матерью и бабушкой истцов.

Выписками из похозяйственной книги администрации сельского поселения Прохоровского района, кадастровым паспортом земельного участка, техническим паспортом на жилой дом подтверждается факт принадлежности на праве собственности Воронову И.Д. земельного участка и жилого дома.

Согласно записи акта о смерти Воронов И.Д. умер 1 августа 1995 года.

Воронова А.Г. является женой умершего Воронова И.Д., что подтверждается свидетельством о заключении брака.

Справкой администрации сельского поселения Прохоровского района подтверждается то обстоятельство, что Воронова фактически вступила в наследство после смерти мужа Воронова И.Д.

Из свидетельства о смерти следует, что Воронова А.Г. умерла 19 января 2008 года, ее сын Киселев И.И. умер 12 июля 2004 года.

Истец Воронов является родным сыном наследодателя, истица Марченко и ответчик Киселева являются внуками наследодателя – детьми сына наследодателя Киселева И.И. что подтверждается свидетельствами о рождении, заключении брака, записью акта о рождении.

Наследник Киселева С.И. отказалась от доли на наследство в пользу истицы Марченко, что подтверждается нотариально удостоверенным заявлением л.д.25).

Согласно сведениям, представленным нотариусом Прохоровского нотариального округа истцы после смерти Вороновой А.Г. приняли наследство путем подачи нотариусу заявления о принятии наследства, но в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано по тем основаниям, что не представлены правоустанавливающие документы на наследственное имущество.

Ответчик возражений относительно заявленных требований не заявила.

Представленные истцами доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истцов, на которые они ссылается как на основания своих требований.

Как следует из справки администрации сельского поселения Воронова А.Г. в шестимесячный срок после смерти мужа Воронова И.Д. совершила действия, свидетельствующие о ее фактическом принятии наследства: вступила во владение наследственным имуществом, приняла меры по его сохранению, производила ремонт дома, обрабатывала огород.

Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается.

Фактическое вступление во владение частью наследственного имущества рассматривается как принятие всего наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Поскольку каких-либо оговорок о том, какое это должно быть имущество, вышеназванная норма закона не содержит, а поэтому к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.

Суд приходит к выводу о доказанности фактического принятия наследства Вороновой А.Г. в шестимесячный срок после смерти мужа Воронова И.Д., к имуществу которого никто из наследников не подал в установленный законом срок нотариусу заявление о принятии наследства.

Согласно ст.546 ГК РСФСР (действовавшего на момент открытия наследства) признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом.

Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Воронова являлась женой Воронова И.Д., а следовательно в силу ст.532 ГК РСФСР наследником первой очереди по закону.

Совместное проживание наследника с наследодателем предполагает фактическое принятие им наследства. Проживание наследника в доме, принадлежащем наследодателю, признается вступлением во владение наследством.

Следовательно, Воронова А.Г. вступила во владение наследственным имуществом в течение срока, установленного для принятия наследства, что свидетельствует о фактическом принятии наследства после смерти мужа. Принимая наследство, она предполагала, что приняла все наследство, поскольку обращение в нотариальную контору является правом, а не обязанностью.

Согласно ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону

В соответствии со ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

После смерти наследодателя Вороновой А.Г. осталось наследственное имущество–земельный участок и жилой дом, которые входят в состав наследственного имущества.

В виду того, что наследодатель завещания не оставил, то наступает наследование по закону.

Истец Воронов Л.И. в соответствии со ст.1142 ГК РФ является наследником первой очереди по закону, Марченко наследником первой очереди по праву представления, в том числе на земельный участок и жилой дом.

Сведений о том, что истцы в силу ст.1149 ГК РФ суду не представлено.

Поскольку наследников по закону два -Воронов Л.И. и Киселев И.И., то в соответствии со ст.1141 ГК РФ имущество наследуется в равных долях, по ? доле Воронову и ? долю Марченко с учетом того, что Киселева отказалась от своей доли в наследстве в ее пользу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Воронова Л.И, Марченко О.И. к Киселевой С.И. о признании права общей долевой собственности в порядке наследования на земельный участок и жилой дом признать обоснованным.

Признать за Вороновым Л.И. и Марченко О.И. право собственности в порядке наследования на ? долю в праве каждым на земельный участок площадью 5000 кв.метров из земель населенных пунктов, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства и на жилой дом, общей площадью 61,5 кв. метров, в том числе жилой – 34,1 кв. метров.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через Прохоровский районный суд.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками судебного разбирательства было использовано право на кассационное обжалование решения суда.

Судья …………… Т.В. Гнездилова