Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-399/2010 г.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Прохоровка 28 июля 2010 года
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Гнездиловой Т.В.,
при секретаре Курганской Н.Н.,
с участием представителя истца Иваненко Н.И. по доверенности,
представителя ответчика- администрации Прохоровского района Дудина А.О. по доверенности от 05.07.2010 года,
в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по иску Трушлякова И.Г. к администрации Прохоровского района Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства и о понуждении к принятию мер по постановке на учет в предоставлении жилого помещения как ветерану и инвалиду Великой Отечественной войны,
УСТАНОВИЛ:
Истец является инвалидом Великой Отечественной войны и проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, общей площадью 46,4 кв.м., жилой 28 кв.м. В связи с отсутствием в доме газа, воды, отдаленности от места нахождения медпункта, периодически не работающим телефоном истец обратился в администрацию Прохоровского района с заявлением о постановке его на учет в предоставлении жилого помещения как ветерану и инвалиду Великой Отечественной войны. Ответчиком отказано в постановке на жилищный учет по причине проживания истца в жилом помещении, площадь которого на одного человека составляет более 14 кв.м., установленной учетной нормы площади жилого помещения на территории Прохоровского района и дом не признан непригодным для проживания.
Истец просил признать незаконным решение комиссии об отказе в постановке на учет и обязать ответчика поставить его на учет в предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что он, являясь ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны, в силу Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», имеет право на получение жилья, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель истца Иваненко Н.И. поддержала заявленные требования в полном объеме указав на то, что в селе всего 20 домов, из них жилых только пять и те находятся друг от друга на расстоянии 500-1000 метров. Дороги зимой заметает. В доме нет газа, воды. Отопление в доме печное, дров и угля нет. Истец зимой пользуется электрическим обогревателем, поскольку в доме бывает холодно. Дом старый и глина со стен снаружи осыпалась. Крыша покрыта кусками шифера и протекает. Колонка находится на улице за двором. В селе нет магазина, медпункта, а истец часто нуждается в медицинской помощи.
Представитель ответчика администрации Прохоровского района Дудин А.О. иск не признал, ссылаясь на то, что основанием отказа в постановке на учет в предоставлении жилого помещения послужило то, что в настоящее время истец обеспечен жильем выше установленной в Прохоровском районе учетной нормы площади жилого помещения и дом не признан непригодным для проживания.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Трушлякова обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие его право на улучшение жилищных условий как инвалида ВОВ.
Правовой статус истца как инвалида войны подтверждается справкой МСЭ, как инвалида 2 группы в связи с травмой, полученной при защите СССР в период ВОВ и удостоверением инвалида.
Согласно сведениям, представленным Прохоровским БТИ от 05.07.2010 года истец имеет в собственности индивидуальное домовладение в с.Новоселовка Прохоровского района площадью 46,4 кв.метров и жилой 28 кв. метров.
В выписке из похозяйственной книги указан год постройки жилого дома 1958, площадь жилого дома 56 кв. метров, жилая- 38 кв. метров.
Суд считает достоверными сведения о площади жилого дома, представленные Прохоровским БТИ, как более поздние и более точные замеры жилого помещения и на основании этого регистрируют собственность.
Представителем ответчика данные обстоятельства в судебном заседании не оспариваются.
Истец, считая о наличии у него права на получение жилого помещения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, обратился к ответчику с заявлением о постановке на жилищный учет. 19 февраля 2010 года ему было отказано по причине обеспеченности истца нормой жилого помещения, установленной в Прохоровском районе и равной 14 кв.м. и не признании дома непригодным для проживания.
Из акта обследования жилого помещения истца от 16.02.2010 года, представленного ответчиком, следует, что крыша дома асбестоцементная в удовлетворительном состоянии. Стены дома деревянные, обиты деревоплитой. В следствии длительной эксплуатации жилого дома штукатурка цоколя и отмостка вокруг дома требует оштукатуривания. Дом состоит из двух смежных комнат. Стены оштукатурены, оклеены обоями. Потолок побелен. Отопление электрическое. Во дворе имеется индивидуальная колонка. Электроэнергия имеется. Водопровод имеется. Несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в работоспособном состоянии. Несущие конструкции не имеют разрушений.
Акт обследования составлен формально, без выяснения обстоятельств о лицах, фактически проживающих в доме. В сообщении ответчика об отказе в постановке на учет от 24.03.2010 года указано, что истец в доме проживает совместно с женой, хотя она умерла в декабре 2009 года.
По ходатайству истца был осмотрен с участием представителей сторон его жилой дом в с.Новоселовка Прохоровского района. При осмотре выявлено несоответствие данных изложенных в акте обследования жилого дома фактическим обстоятельствам. Крыша дома покрыта кусками шифера и протекает, о чем свидетельствуют круги желтого цвета на потолке в комнатах. Отопление в доме печное и наличие в комнате электрического обогревателя не означает, что отопление электрическое. Одна из стен комнаты, где находится печка осела и фундамент отошел от стены. В этой комнате стоит деревянный столб, поддерживает потолок. При касании к деревоплите, в местах ее деформации просыпается глина. Стены в доме обмазаны глиной, обои отсутствуют. На стене возле кровати наклеены несколько полос клеенки. Во дворе колонки не имеется, она находится на улице.
Суд приходит к выводу, что истцом доказано наличие у него права на постановку на учет в предоставлении жилого помещения как ветерану и инвалиду Великой Отечественной войны, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
Ответчиком не представлено достаточных доказательств, опровергающих доводы истца.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» решено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Пунктом 4 ч.1 ст.14 указанного закона предусмотрено обеспечение жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Не обоснованы доводы ответчика об отказе в постановке на учет в связи с тем, что дом не признан непригодным для проживания, поскольку основанием для постановки на учет является нуждаемость в улучшении жилищных условий, а не признание жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров - инвалидов Великой Отечественной войны.
Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Само содержание Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» указывает на желание государства завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку.
Истец являющийся инвалидом ВОВ, имеющий право на обеспечение жильем в соответствии с законом «О ветеранах», не может его реализовать по причине незаконного отказа ответчика в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Суд считает, то обстоятельство, что истец обратился в орган местного самоуправления с заявлением о постановки на учет после 1 января 2005 года, не может ограничивать его право на получение жилого помещения, поскольку он и по состоянию на 1 января 2005 года также являлся инвалидом Великой Отечественной войны и также нуждался в улучшении жилищных условий. В Указе Президента № 714 не ограничено время постановки на учет.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ основанием признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях является проживание в помещении, не отвечающем установленных для жилых помещений требованиям.
Согласно п.12 Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» к требованиям, которым должно отвечать жилое помещение относится обеспечение в газифицированных районах газоснабжением.
Дом истца не газофицирован. Оседание одной из стен дома свидетельствует о нарушении несущих конструкций жилого помещения.
С учетом этих обстоятельств суд считает, что Трушляков нуждается в улучшении жилищных условий.
В соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 18.09.1996 N 526 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг в Белгородской области» определялось, что основанием признания инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для принятия на учет являлась обеспеченность жильем на каждого члена семьи менее 9 квадратных метров жилой площади в соответствии с постановлением облисполкома и президиума облсовпрофа от 31 мая 1990 года N 179; учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов осуществлялся по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления. В доме истца фактически проживают два человека, поскольку истец с трудом передвигается и за ним требуется постоянный уход, жилая площадь составляет 28 кв.м.
Статьями 3,5,6,8 Декларации ООН «О правах инвалидов» (от 09.12.1975г.) установлено, что инвалиды имеют право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной; право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность; право на медицинское, психическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе, на помощь, консультации, и другие виды обслуживания; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
В силу статей 19 и 25 Конвенции ООН «О правах инвалидов» (от 13 декабря 2006 года) инвалиды имеют право жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора; право на наивысший достижимый уровень здоровья;
инвалиды имеют доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества;
получают те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности; государства-участники Конвенции организуют эти услуги в сфере здравоохранения как можно ближе к местам непосредственного проживания этих людей, в том числе в сельских районах.
Отдаленность проживания истца от мест нахождения медицинских учреждений не соответствует указанным положениям Конвенции.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о нуждаемости Трушлякова в улучшении жилищных условий, необходимости предоставления благоустроенного жилого помещения и по состоянию здоровья, как инвалида второй группы, получившего военную травму в результате ранения и по статусу ветерана, а отказ ответчика в постановке на жилищный учет является незаконным.
Одной из форм защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязательства в натуре (понуждение к совершению действий) (ст.12 ГК РФ) в связи с чем, возникает необходимость в судебном порядке понудить администрацию Прохоровского района Белгородской области поставить на учет и включить в список постановки на учет в предоставлении жилого помещения как ветерану и инвалиду Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Трушлякова И.Г. к администрации Прохоровского района Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства и о понуждении к принятию мер по постановке на учет в предоставлении жилого помещения как ветерану и инвалиду Великой Отечественной войны признать обоснованным.
Признать незаконным решение комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации Прохоровского района от 19 февраля 2010 года об отказе Трушлякову И.Г. в постановке на учет в предоставлении жилого помещения как ветерану и инвалиду Великой Отечественной войны.
Обязать администрацию Прохоровского района Белгородской области поставить Трушлякова И.Г. на учет в предоставлении жилого помещения как ветерану и инвалиду Великой Отечественной войны, включив его в списки по постановке на учет.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Прохоровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование судебного решения.
Судья …………. Т.В.Гнездилова