Дело № 2-411/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2010 года пос. Прохоровка
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Свищёва В.В.
при секретаре Коротких О.Т.
с участием истицы К., представителя администрации сельского поселения по доверенности от Цацориной В.П. ;
в отсутствие третьего лица нотариуса нотариального округа., просившей о рассмотрении дела без ее участия
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело
по иску К. к администрации сельского поселения о признании завещания действительным
Установил:
Б.Е. умерла. При жизни ею было составлено, удостоверенное заместителем главы администрации сельского округа Прохоровского района, завещание о распоряжении всем своим имуществом в пользу невестки К. Нотариус отказывает в выдаче свидетельства о праве на наследство, ссылаясь на недействительность представленного завещания.
К. обратилась с иском, в котором просит признать завещание действительным, приводя правовое обоснование правомерности удостоверения завещания должностным лицом органа местного самоуправления на территории которого отсутствует нотариус.
В судебном заседании истица К. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Цацорина В.П. иск признала, пояснила, что, работая в сельской администрации, согласно закрепленным за ней должностным обязанностям, удостоверяет завещания. Помнит, что Б. приезжала к ней с истицей, будучи в здравом уме, изъявила желание и лично подписала завещание в пользу своей невестки К., с которой проживала совместно. Других наследников у умершей нет.
Третье лицо нотариус. в заявлении не возражала по иску.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по доказательствам, представленным истцом, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие действительность составленного в ее пользу завещания.
Б., в письменной форме составлено и подписано завещание по которому она распорядилась в пользу невестки К., всем своим имуществом, какое ко дню смерти окажется ей принадлежащим. Данное завещание удостоверено заместителем главы администрации сельского округа Цацориной В.П., имеет отметку, что не отменялось и не изменялось (лд.7). Пунктом 4.5. должностных обязанностей на заместителя главы Цацорину В.П. возложена обязанность совершения нотариальных действий, в том числе удостоверения завещаний.
Б. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (лд.6).
На момент смерти у нее осталось наследственное имущество в виде земельного участка в сельском поселении, что видно из свидетельства о праве собственности на землю (лд.8).
При обращении к нотариусу, наследнику по завещанию К. постановлением от отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, ввиду не полномочности администрации сельского поселения на удостоверение нотариальных действий (лд.5).
Представленные истцом, в ходе судебного разбирательства дела, доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Суд руководствуется статьей 37 Основ о нотариате предусматривающей, что в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения имеет право совершать нотариальные действия, в том числе удостоверять завещания.
На момент удостоверения завещания порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливался Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной Минюстом РФ 19 марта 1996 года. Нотариальные действия, согласно п. 7 Инструкции, могли быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий. На период принятия указанных нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти. Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в п. 10 ст. 54 Федерального закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации", где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий. 31 декабря 1995 года была принята новая редакция Федерального закона "О государственной пошлине", п. 10 ст. 5 которого закреплял полномочия местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий, что подтверждает наличие у этих органов полномочий по их совершению.
Из анализа приведенных правовых норм суд делает вывод, что Цацорина В.П. как должностное лицо местного самоуправления вправе была удостоверить завещание Б. о распоряжением всем своим имуществом в пользу истицы. Исследованное завещание суд признает действительным, соответствующим требованиям закона, поскольку оно составлено в письменной форме и удостоверено лицом, уполномоченным федеральным законом на совершение нотариальных действий.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск К. к администрации сельского поселения признать обоснованным.
Признать действительным завещание, составленное Б., в письменной форме, по которому наследодатель распорядилась в пользу невестки К., всем своим имуществом, какое ко дню смерти окажется ей принадлежащим, удостоверенное заместителем главы администрации сельского округа, Цацориной В.П.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через Прохоровский районный суд.
В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное и апелляционное обжалование судебных постановлений.
Председательствующий: В.В. Свищёв