№ 2-592/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Прохоровка 08 сентября 2010 г.
Прохоровский районный суд Белгородской области
в составе: председательствующего судьи Грачева В.В.
при секретаре Семыкиной Н.В.
с участием:
помощника прокурора Прохоровского района Маматова А.В.
истца Лапшина В. А.;
представителя истца адвоката Чернова О.В. по ордеру № 002246, удостоверение № 528;
представителя ответчика - управления социальной защиты населения администрации Прохоровского района Латышевой Е. А. (доверенность от 08.09.2010 года);
представителя третьего лица – управления социальной защиты населения Белгородской области Подольской И.В. и Лисицкой Я.М. (доверенность от 11.01. 2010 года).
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Лапшина В.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Прохоровского района о перерасчете, взыскании выплат в счет возмещения вреда здоровью, выплате единовременной задолженности
У С Т А Н О В И Л:
Лапшин является участником ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС. В период с 30 сентября 1987 года по 30 ноября 1987 года подвергался воздействию радиации, в результате чего у него развились болезни, приведшие к инвалидности. Заключением МСЭ от 16 февраля 1993 года установлена вторая группа инвалидности с утратой трудоспособности в размере 70 %. С 02 марта 1996 года истцу выплачивалась ежемесячная компенсация в возмещение вреда причиненного здоровью исходя из условного месячного заработка. С января 2002 года, без заявления истца компенсация выплачивается в твердой денежной сумме.
Истец считает, что денежная компенсация, выплачивается не в полном объеме, в следствии не применения сводного коэффициента повышения стоимости пенсии. Просит произвести перерасчет с учетом роста стоимости пенсии, в дальнейшем – пропорционально росту МРОТ, величине прожиточного минимума, уровню инфляции. С 1 мая 2010 года просит определить ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 31256 рублей 73 копейки и взыскать задолженность по компенсации за три года в размере 710058 рублей 14 копеек.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме
Представители ответчика и третьего лица считают требования не обоснованными, указывая, что исходя из решения Прохоровского районного суда, истец сам избрал порядок выплаты компенсации в возмещения вреда здоровью. Данный порядок установлен решением суда, вступившим в законную силу, и имеет преюдициальное значение.
Исследовав обстоятельства дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, но в меньшем размере по следующим основаниям.
На учете в отделе по работе с гражданами, имеющими право на социальные пособия и меры социальной поддержки Управления социальной защиты населения администрации Прохоровского района Белгородской области истец состоит с 02 марта 1996 года.
Для исчисления сумм компенсации в возмещение вреда здоровью в расчет была принята заработная плата за время работы Лапшина по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС из расчета 12 месяцев, предшествовавших обращению. В 2002 году истцу назначена выплата в возмещение вреда здоровью исходя из твердой денежной суммы в размере 2500 рублей. В материалах выплатного дела отсутствует заявление истца о переходе на новый способ оплаты сумм в возмещение вреда здоровью.
Решением суда истцу производились лишь индексации денежной компенсации в возмещения вреда здоровью.
Статья 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Истец в полной мере не использовал эффективный правой механизм защиты его прав. Государственные органы, уполномоченные защищать интересы граждан по социальному обеспечению и участвующие в разбирательстве дела, не довели истцу имеющиеся более эффективные способы защиты.
В силу ст. ст. 39 и 71 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом. Государство обязано регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя использование эффективных правовых механизмов возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен.
Согласно Постановления Верховного Совета РФ «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда. .. » от 24 декабря 1992 г. №4214-1, в связи с повышением стоимости жизни заработок, полученный в 1987 году, подлежит увеличению на коэффициент 6,4 (абз.1 пункта 2 постановления) и увеличению в 6 раз, так как этот заработок получен до 1 января 1991 г. (абз.2 пункта 2 Постановления).
Верховный Суд РФ в абзаце 2 п.13 Постановления Пленума от 14 декабря 2000г. № 35 (в последующих редакциях) указал, что с целью правильного исчисления возмещения вреда, заработок, полученный до 1 января 1991 г, подлежит увеличению в 6 раз независимо от времени предъявления иска.
В части 3 ст. 11 Правил возмещения вреда установлено, что при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим, законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.
Верховный Суд РФ в абз. 3 п. 13 постановления Пленума от 14 декабря 2000 года № 35 указал, что при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений законодательные акты РФ о возмещении работодателями вреда. .. » от 24 ноября 1995 года №180- ФЗ (после 2 марта 1996 года) и до 6 января 2000 года (даты признания утратившим силу Правил возмещения вреда) при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда, все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.
Указание о применении пенсионных коэффициентов для исчисления возмещения вреда содержится в пункте 6 Указания Минсоцзащиты РФ «О порядке применения Федеральных законов РФ от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ и № 180- ФЗ» от 21 марта 1996 года №1-3-У; в Разъяснении №1, утвержденном Постановлениями Минтруда РФ от 09 октября 1996 года №3, от 1 июня 1999 г. №10, а также в письме Минтруда РФ от 05 ноября 1998г. №6223-АО.
С 1 октября и с 1 декабря 1996 года в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О повышении, минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчёта государственных пенсий» от 30 сентября 1997 г. №127-ФЗ были установлены коэффициенты индексации пенсий соответственно 1,1 и 1,1.
В соответствии с п. 11 ст.12 Федерального закона №125- ФЗ от 24 июля 1998 года, вступившим в силу с 06 января 2000 года, при повышении минимального размера труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Величины МРОТ и даты их централизованного введения определены в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000г. № 82-ФЗ. Так, с 1 июля 2000 года вводится централизовано по Российской Федерации минимальный размер оплаты труда в сумме 132 рубля (ранее МРОТ составлял 83,49 руб.). Коэффициент индексации, подлежащий применению с 1 июля 2000 года, составляет 1,581.
С 1 января 2001 года централизовано по РФ вводится минимальный размер оплаты труда 200 рублей. Коэффициент индексации составляет 1,515. Статья 3 названного закона распространяет введенные величины МРОТ на выплаты вреда, причинённого здоровью.
Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года, вступившим в силу с 14 февраля 2001 года, внесены изменения в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии со ст. 2 указанного Закона установленные размеры выплат возмещения вреда ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. В Федеральном законе «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 года N 134- ФЗ определено, что ежеквартальные величины прожиточного минимума утверждаются постановлением Правительства РФ.
Федеральным законом «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 26 апреля 2004 г. № 31- ФЗ установлен механизм индексаций выплат возмещения вреда по уровню инфляции, установленному в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Законодатель придал этому закону обратную силу и установил индексацию по указанному критерию с 19 июня 2002 года.
Часть 2 ст. 55 Конституции РФ гарантирует гражданину, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина изданные законы не должны ухудшать материальное положение гражданина.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 04 октября 2005 Г.№ 364-0 критерий индексации по уровню инфляции, введенный Федеральным законом от 26 апреля 2004 Г.№ 31-ФЗ, для некоторых категорий инвалидов-чернобыльцев является менее эффективным, нежели критерий увеличения по росту прожиточного минимума, установленный в Федеральном законе от 12 февраля 2001г. N25-ФЗ. Конституционный Суд РФ определил, что производя индексацию за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года, суды должны применять благоприятный для получателя таких выплат критерий индексации.
Истец находит, что выгодным для него является индексация с 1 января 2002 года, с 1 января 2003 г. и с 1 января 2004 года - по росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
В указанные сроки надлежащую индексацию ответчик не произвел, чем ухудшил материальное положение истца по сравнению с теми гражданами, индексация которым была произведена по Федеральному закону N25-ФЗ.
В дальнейшем, начиная с 1 января 2005 года, выплаты возмещения вреда подлежат увеличению согласно ст. 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31 -ФЗ - по уровню инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007г. N 143 определён коэффициент индексации, подлежащий применению с 01.01.2005 года- 1,11, а с 01.01.2006 года- 1,09.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ «Об индексации в 2007 году размеров компенсационных и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 21 марта 2007 года N 171 установлен с 1 января 2007 года коэффициент индексации 1,08.
Постановлением Правительства РФ «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 21 декабря 2007 г. №914 (в редакции от 17 марта 2008г. №181, от 03.09.2008 №655, от 24.12.2008 №992, от 07.07.2009 №545) установлен с 1 января 2008 года коэффициент индексации выплат в возмещение вреда - 1,105, а с 01 января 2009 года – 1,13.
Постановлением Правительства РФ «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 16 декабря 2009 г. №1024 с 01 января 2010 года установлен коэффициент индексации выплат в возмещение вреда в размере 1,1.
Согласно части 1 ст. 5 базового Закона выплаты возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Истцом представлен перерасчет суммы подлежащей ежемесячному взысканию в счет возмещения причиненного вреда здоровью и расчет задолженности. С математической стороны расчет не оспорен и выполнен верно с учетом среднегодовых величин прожиточного минимума путем суммирования абсолютных величин прожиточного минимума за 1-й, 2-й, 3-й и 4-й кварталы года и деления на 4. Индекс роста за год определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума за предыдущий год и подлежащий применению с 1 января следующего года.
Ответчиками представлен иной расчет, так же с учетом среднегодовых величин прожиточного минимума путем суммирования абсолютных величин прожиточного минимума за 1-й, 2-й, 3-й и 4-й кварталы года и деления на 4. Индекс роста за год определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума за предыдущий год и подлежащий применению с 1 января следующего года.
Однако при расчете суммы задолженности и размера подлежащих ежемесячных выплат, применялся иной порядок определения условного месячного заработка.
Истец согласился с расчетом представленным ответчиками и считает его с законной стороны более обоснованным, в связи с чем просил при удовлетворении требований применить расчет представленный ответчиками.
Согласно разъяснений Верховного Суда РФ от 25 января 2008 года, в соответствии со ст.5 и частью 3 ст.14 базового Закона, территориальный орган соцзащиты осуществляет выплаты сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам из федерального бюджета.
В случае образования задолженности по этим выплатам за прошлые годы, такая задолженность подлежит взысканию с органа соцзащиты, уполномоченного на выплату этих средств.
В период с 01 апреля 2007 года по 31 марта 2010 года ответчик выплачивал суммы возмещения вреда здоровью в меньшем размере, чем полагается в соответствии с законодательством РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Лапшина В. А. к Управлению социальной защиты населения администрации Прохоровского района о перерасчете, взыскании выплат в счет возмещения вреда здоровью, выплате единовременной задолженности, признать обоснованными.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Прохоровского района Белгородской области назначить Лапшину В. А. с 01 мая 2010 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 25260 рублей 90 копеек, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Прохоровского района Белгородской области включить Лапшина В. А. в Реестр для зачисления денежных средств на действующие счета, открытые в структурных подразделениях Сбербанка России, граждан, имеющих право на получение денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, по Прохоровскому району на получение с 01 мая 2010 года ежемесячно денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 25260 рублей 90 копеек.
Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Прохоровского района Белгородской области за счёт средств федерального бюджета в пользу Лапшина В. А. единовременно задолженность по выплатам денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 01 апреля 2007 года по 31 марта 2010 года в сумме 602888 рублей 37 копеек, включив в реестр на получение возмещения вреда здоровью в указанной сумме.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Прохоровский районный суд Белгородской области в течение 10 дней.
В дальнейшем решение может обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным постановлением было использовано право на кассационное обжалование.
Судья (подпись) В.В.Грачев