Воронина к Легезину о восстановлению срока и признании права собственности на вклады



Дело № 2-754/2010

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К ОЙ Ф Е Д Е Р А Ц И И

п. Прохоровка 08 декабря 2010 года

Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Марковского С.В.

при секретаре Логвиновой Г. А.

с участием истца Ворониной Т.А.,

ответчика Легезиной В.А., действующей в своих интересах и интересах недееспособного ответчика Легезина А.А. как опекун,

в открытом судебном заседании рассмотрел дело по иску Ворониной к Легезину и Легезиной о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования на денежные вклады,

У С Т А Н О В И Л:

Матери истицы Легезиной А.Ф. при жизни принадлежали денежные вклады. Легезина А.Ф. умерла, завещание не оставила. Истица срок для принятия наследства пропустила.

В связи с этим Воронина Т.А. обратилась в суд с иском, в котором просит восстановить ей срок для принятия наследства и признать за ней право собственности на денежные вклады после смерти матери. Свои требования мотивирует тем, срок для принятия наследства пропущен ею по причине незнания порядка вступления в наследство, и отсутствии сведений о наличии наследственного имущества у матери. Ответчики срок для принятия наследства также пропустили, на наследство не претендуют.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Ответчик Легезина В.А., действующая в своих интересах и интересах недееспособного ответчика Легезина А.А. как опекун, пояснила, что срок для принятия наследства ими пропущен, на наследство после смерти матери не претендуют. Не возражает против заявленного иска.

Суд, исследовав материалы дела, признает исковые требования Ворониной обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истицей представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие принадлежность спорного имущества наследодателю, и уважительность пропуска срока для принятия наследства.

Так, согласно справке, представленной Сберегательным Банком России, на имя Легезиной Анны Федоровны в операционной кассе села Подольхи имеются два вклада по лицевым счетам (л.д.18).

Факт смерти наследодателя 03 января 1999 года подтверждается предоставленным истицей свидетельством о смерти Легезиной А.Ф.(л.д.5).

Истица является дочерью наследодателя, что подтверждается свидетельством о её рождении (л.д.7) и свидетельством о заключении брака (л.д.8).

Срок принятия наследства после смерти Легезиной А.Ф. истек 03 июля 1999 года. В указанный срок истец к нотариусу не обратился с заявлением в принятии наследства.

Ответчики, являющиеся также детьми наследодателя, наследство в срок не приняли, срок для принятия наследства пропустили. На наследственное имущество не претендуют.

Сведений о существовании других наследников, суду не представлено.

Как утверждает истица, в наследство она не вступила своевременно по причине получения неверной юридической консультации о порядке и сроках вступления в наследство. Сама истица юридически неграмотна. О существовании наследственного имущества не знала. Обратилась в суд сразу после получения квалифицированной юридической помощи и обнаружения ею наследственного имущества в виде денежных вкладов.

Суд считает, что представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается как на основание своих требований.

Согласно ст.1111 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

После смерти наследодателя остались денежные вклады, которые входят в состав наследственного имущества.

В виду того, что наследодатель завещания не оставил, то наступает наследование по закону.

Истец в соответствии со ст.1117 ГК РФ является недостойным наследником, суду не представлено.

Ответчик Легезин А.А., 1940 года рождения, являющийся в настоящее время недееспособным, был признан решением суда таковым только в 2007 году. Наследодатель умерла в 1999 году. Сведений о том, что ответчик в силу своего состоянии здоровья не имел возможности вступить в наследство матери в шестимесячный срок после её смерти, суду не представлено.

Согласно ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Срок принятия истцом наследства истек 03 июля 1999 года.

Истица в указанный срок наследство не приняла, так как, будучи юридически неграмотной, получила неверную юридическую консультацию о порядке и сроках вступления в наследство, а также не знала о наличии денежного вклада у наследодателя. Обратилась в суд сразу после получения квалифицированной юридической помощи и обнаружения ею наследственного имущества в виде денежных вкладов.

Данные причины пропуска срока принятия наследства суд считает уважительными.

Согласно ст.1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Истец в шестимесячный срок после получения квалифицированной юридической консультации и обнаружения им наследственного имущества обратился в суд, поэтому суд считает необходимым восстановить истцу срок для принятия наследства.

Суд приходит к выводу, что требования истца основаны на законе, подтверждены доказательствами, которые являются относимыми и допустимыми, а соответственно подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Ворониной к Легезину и Легезиной о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования на денежные вклады- признать обоснованным.

Восстановить Ворониной срок для принятия наследства после смерти Легезиной и признать её принявшей наследство после смерти Легезиной.

Признать за Ворониной право собственности в порядке наследования по закону на денежные вклады по лицевым счетам с причитающимися процентами и выплатой денежной компенсации, находящиеся в операционной кассе отделения Сбербанка России, на имя Легезиной.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через Прохоровский районный суд.

Председательствующий судья подпись С.В. Марковской