Дело № 2-477/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 8 сентября 2011 года п. Прохоровка Прохоровский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Свищёва В.В. при секретаре Красниковой Л.П. с участием представителя истца Рекуновой И.С. в отсутствие представителя ответчика - администрации Прохоровского района Дудина А.О. по доверенности от 04.07.2011 года, просившего о рассмотрении дела без его участия рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононенко к администрации Прохоровского района Белгородской области о признании необоснованным отказа, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включить в списки Установил: Кононенко проживает в жилом доме в хуторе «» Призначенского сельского поселения Прохоровского района. Инвалид второй группы, участник Великой Отечественной войны (далее – ВОВ). Обратился в администрацию Прохоровского района о постановке на учет как участник ВОВ, нуждающийся в предоставлении жилого помещения. Ответчик отказал, со ссылкой на обеспеченность жилой площадью выше установленной в Прохоровском районе учетной нормы, пригодность жилого помещения для проживания. Истец в иске указал на необоснованность отказа администрации, просил обязать поставить его на учет на получение жилья, ссылаясь на не благоустроенность дома в месте фактического проживания в х. «», нахождение его в изношенном состоянии, отсутствие воды и других условий, необходимых для проживания участника войны, плохое состояние здоровья. В судебном заседании представитель истца поддержала иск в полном объеме. Представитель ответчика администрации Прохоровского района Дудин А.О. представил отзыв, в котором просил в иске отказать, так истец обеспечен жильем по учетной норме, зарегистрирован в одном доме общей площадью 71,4 кв.м. в пос. «» в качестве члена семьи, в другом доме, в том же населенном пункте, имеет ? доли в праве общей долевой собственности, данные жилые помещения не признаны не пригодными для проживания. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие его право на улучшение жилищных условий. Правовой статус истца как инвалида и участника войны подтверждается справкой МСЭ о бессрочном установлении второй группы инвалидности по причине ранения на фронте и удостоверением инвалида, участника ВОВ (л.д.4,9). В его постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий участника ВОВ, ответчик отказал. В протоколе № 8 заседания жилищной комиссии при администрации Прохоровского района от 29.04.2011 года указывается на обеспеченность жилой площадью. Такой отказ подтверждается письмом заместителя главы администрации района от 17.05.2011г. по мотиву обеспеченности жилым помещением по норме 14 кв.м. в двух жилых домах в пос. Прохоровка и наличия доли в праве собственности на один из домов (лд.16). Отказ ответчика, в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, по основанию не превышения установленной в районе учетной нормы, без учета всех жилищных условий участника ВОВ по месту его фактического проживания, возраста и состояния его здоровья, является формальным. Выводы межведомственной комиссии администрации Прохоровского района в заключениях от 21 апреля 2011 года о признании пригодными для проживания жилых домов по адресам: пос. «», ул. «»,«», где зарегистрирован по месту жительства истец и пос. «», ул. «»,«» где он имеет ? долю в праве общей долевой собственности не содержат оценки возможности фактического проживания в них инвалида (лд.12-15). Отказывая в признании Кононенко нуждающимся в жилом помещении и постановке на жилищный учет как участника ВОВ, ответчик не установил место его фактического постоянного проживания, в принадлежащем на праве собственности жилом доме в хут. «». Согласно справке главы администрации пос. Прохоровка от 29.08.2011 года по месту регистрации по ул. «»,«» Кононенко зарегистрирован, а фактически проживает в хут. «» Призначенского сельского поселения. Также фактически не живет и по адресу: пос. «», ул. «», д. «», что указывается в другой справке главы поселка от 29.08.2011 года. Из технического паспорта, усматривается, что домовладение № 38 по ул. «»не благоустроено (лд.60-65). Истец один фактически проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, 1958 года постройки, общей площадью 45 кв.м., в т.ч. жилой – 26 кв.м., расположенном в хут. «» Призначенского сельского поселения Прохоровского района. Подтверждено выпиской из лицевого счета, справкой сельской администрации (лд.13,53). Занимаемое Кононенко жилое помещение непригодно для проживания в нем инвалида, исходя из требований статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о предоставлении жилых помещений с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств инвалидов. Из обозреваемых в судебном заседании фотографий видно, что дом находится в изношенном состоянии, туалет на улице, вода в колодце во дворе. Суд признает достоверными представленные администрацией Призначенского поселения сведения об отсутствии в х. «» водопровода, расположения хутора в 4 км. от центральной усадьбы в 2 км. от «» фельдшерско-акушерского пункта, о не обеспеченности общественным транспортом (лд.50-52). Указанные обстоятельства проживания Кононенко свидетельствуют о трудностях социальной адаптации и обеспеченности инвалида, Суд признает, что в доме отсутствуют признаки благоустроенности жилого помещения необходимые проживающему в нем инвалиду, находящемуся в преклонном возрасте, а именно, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, санузел и ванная комната. Отдаленность проживания инвалида от административно-территориального центра – пос. «», отсутствие необходимой для него инфраструктуры в селе, нарушает установленные международным и российским законодательством права инвалидов. Статьями 5, 6 Декларации ООН «О правах инвалидов» (от 09.12.1975г.) установлено, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность, они имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, … восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции. В силу статей 19 и 25 Конвенции ООН «О правах инвалидов» (от 13 декабря 2006 года): инвалиды имеют доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества; получают те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; государства-участники Конвенции организуют эти услуги в сфере здравоохранения как можно ближе к местам непосредственного проживания этих людей, в том числе в сельских районах. Суд делает вывод о нуждаемости Кононенко в улучшении жилищных условий, необходимости предоставления благоустроенного жилого помещения по основанию непригодности занимаемого жилого помещения по состоянию здоровья. Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» решено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Пунктом 3 ч. 1 ст. 15 указанного закона гарантировано обеспечение жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное субъективное жилищное право истец не может реализовать по причине необоснованного отказа местного органа, в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Право истца подлежит судебной защите в соответствии со ст. 12 ГК РФ путем обязания виновного лица совершить определенные действия (поставить на льготный жилищный учет). Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Кононенко к администрации Прохоровского района Белгородской области признать обоснованным. Признать необоснованным отказ комиссии при администрации Прохоровского района по контролю за соблюдением жилищного законодательства в постановке Кононенко на жилищный учет. Обязать администрацию Прохоровского района Белгородской области поставить Кононенко на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны», включить в список, соответствующий его категории. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Прохоровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья В.В. Свищёв