Кузнецов В.Н. к Телелейко В.Н. о признании права собственности по наследству на земельный участок



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К ОЙ Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Прохоровский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гнездиловой Т.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца ФИО2,

в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по иску ФИО4 к ФИО3, ФИО5 о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Истец является племянником К. На праве собственности К. принадлежал земельный участок. В установленный законом срок стороны не подали нотариусу заявления о принятии наследства. Фактически наследство принял ФИО4

Истец просил признать за ним право собственности в порядке наследования на земельный участок, в связи с тем, что он является наследником по закону и фактически принял наследство, пользовался земельным участком.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования в полном объеме, указав на то, что истец после смерти тети обрабатывал земельный участок, оплачивал налоги.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела, по представленным истцом доказательствам, суд признает исковые требования Кузнецова обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выпиской из похозяйственной книги администрации Подолешенского сельского поселения <адрес>, кадастровым паспортом земельного участка подтверждается факт принадлежности К. на праве собственности земельного участка.

Согласно свидетельству о смерти К. умерла, что свидетельствует об открытии наследства.

Истец является племянником, наследодателя, что подтверждается свидетельствами: о рождении истца, его отца Н. и наследодателя К.

Н.– отец истца и брат наследодателя, умер.

Из постановления нотариуса следует, что ФИО4 отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, в связи с пропуском срока установленного законом для принятия наследства.

Ответчики ФИО3 и ФИО5 наследство не приняли, что подтвердили нотариально удостоверенными заявлениями.

Согласно ст.527 ГК РСФСР (действовавшего на момент открытия наследства) наследование осуществляется по завещанию и по закону.

После смерти наследодателя осталось наследственное имущество–земельный участок, который входит в состав наследственного имущества.

Ввиду того, что наследодатель завещания не оставил, то наступает наследование по закону.

Истец является племянником наследодателя, а следовательно, в соответствии со ст.532 ГК РСФСР наследником по закону, поскольку ко времени открытия наследства не было в живых его отца- наследника второй очереди.

В силу ст.546 ГК РСФСР (действовавшего на момент открытия наследства) признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом.

Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Аналогичные требования о принятии наследства установлены действующим законодательством (п.1 ст.1152,1153,1154 ГК РФ).

Истец в шестимесячный срок после смерти К. совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства: вступил во владение наследственным имуществом – обрабатывал земельный участок, оплачивал налоги.

Как следует из справки администрации Подолешенского сельского поселения <адрес> ФИО4 в шестимесячный срок после смерти тети К. фактически принял наследство: обрабатывал приусадебный участок, оплачивал налоги, заботился о сохранности имущества.

Данное обстоятельство не оспаривается сторонами по делу.

Фактическое вступление во владение частью наследственного имущества рассматривается как принятие всего наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Поскольку каких-либо оговорок о том, какое это должно быть имущество, вышеназванная норма закона не содержит, а поэтому к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.

Суд приходит к выводу о доказанности фактического принятия наследства истцом в шестимесячный срок после смерти К., к имуществу которой никто из наследников не подал в установленный законом срок нотариусу заявление о принятии наследства.

Следовательно, ФИО4 вступил во владение наследственным имуществом в течение срока, установленного для принятия наследства, что свидетельствует о фактическом принятии наследства после смерти тети. Принимая наследство, он предполагал, что принял все наследство, поскольку обращение в нотариальную контору является правом, а не обязанностью.

Сведений о том, что истец в силу ст. 531 ГК РСФСР не имел права наследовать или имелись лица, которые в силу закона имели право на обязательную долю в наследстве согласно ст.535 ГК РСФСР, суду не представлено.

Исходя из вышеприведенных норм права, фактических обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности достаточными, подтверждающими обстоятельства на которые он ссылается как на основания своих требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО4 к ФИО3, ФИО5 о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок признать обоснованным.

Признать за ФИО4 право собственности в порядке наследования на земельный участок из земель населенных пунктов, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.В. Гнездилова