оспаривание действий



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2010 года г. Прохладный

Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе :

Председательствующего - Марьяш С.А.,

при секретаре - П.А.Н.,

с участием заявительницы Г.М.М.,

представителя УФМС У.М.И., действующего на основании доверенности № МС/220 от 19.01.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Г.М.М. об оспаривании действий отдела УФМС по отказу в документировании паспортом гражданина Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Г.М.М. обратилась в Прохладненский районный суд КБР с заявлением об оспаривании действий УФМС по отказу в выдаче ей паспорта гражданина РФ, в котором просит суд признать незаконным отказ УФМС от 08.12.2009 года Номер обезличен в выдаче ей паспорта и обязать УФМС выдать ей паспорт гражданина РФ. Свои требования заявительница мотивирует тем, что Дата обезличена года она родилась в .... Её родители и сестра переехали из Республики Узбекистан на постоянное место жительства в ... в мае 1990 года. С рождения она без регистрации постоянно проживала в домовладении ... состояла на учете в МУЗ «Амбулатория» ..., посещала детский сад и окончила школа При обращении в УФМС с заявлением о выдаче ей паспорта гражданина РФ, 08.12.2009 года её просьба была оставлена без удовлетворения и ей было разъяснено о необходимости установления в соответствии с гражданским законодательством факта постоянного проживания на территории РФ на 06.02.1992 года. Считает отказ в выдаче ей паспорта незаконным, так как ею в УФМС были представлены все необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие ее постоянное проживание на территории РФ по состоянию на 06.02.1992 года.

Заявительница Г.М.М. в судебном заседании свои требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель УФМС - У.М.И. просил требования заявительницы отклонить за необоснованностью, ссылаясь на то, что в ноябре 2009 года Г.М.М. обратилась в УФМС с заявлением о выдаче ей паспорта гражданина РФ, в чем ей было правомерно отказано и рекомендовано обратиться в суд для установления факта постоянного проживания на территории РФ по состоянию на 06.02.1992 года и по настоящее время. Основанием для отказа в оформлении паспорта гражданина РФ заявительнице послужило отсутствие сведений, подтверждающих постоянное проживание на территории РФ до 06.02.1992 года и после указанной даты. В соответствии со ст.45 Указа Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» от 14.11.2002 года №1325 наличие гражданства РФ может быть удостоверено паспортом гражданина РФ; дипломатическим паспортом; служебным паспортом; паспортом моряка; паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ либо штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 06.02.1992 года; свидетельством о рождении с вкладышем, подтверждающим гражданство РФ. Документов, подтверждающих принадлежность Г.М.М. к гражданству РФ, не было представлено. Кроме этого родители заявительницы приобрели гражданство РФ на основании ч.4 ст.14 Федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 года №62-ФЗ, то есть не являются гражданами РФ по признанию в соответствии с ч.1 ст.13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 года, так как на 06.02.1992 года не имели постоянной прописки на территории РФ, хотя и являлись гражданами СССР.

Суд, выслушав заявительницу, представителя УФМС У.М.И., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения.

В соответствии со ст.10 Закона РФ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица (аналогичные положения были закреплены и в Законе РФ № 1948-1 «О гражданстве РФ»).

Таким образом, паспорт гражданина РФ выдается уполномоченным должностным лицом ( органом) лицам, являющимся гражданами РФ.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.2 №62-ФЗ).

В силу п.45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325 наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами: а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом; б) дипломатическим паспортом; в) служебным паспортом; паспортом моряка (удостоверением личности моряка); д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; е) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 настоящего Положения); ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).

Согласно п.51 вышеуказанного Положения при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. В данном запросе указываются:

сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт);

сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии);

основания направления запроса и его содержание.

К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

В соответствии с ч.7 ст.4 вышеназванного закона (№62-ФЗ) наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Таким законом является Закон РФ от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (действовавший до 01.07.2002 года - вступления в законную силу №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Согласно п.15 Приказа ФМС РФ от 19.03.2008 года №64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ» процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа.

Заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу, уполномоченному осуществлять прием таких заявлений.

Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя.

На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений, объясняет правила и технологию их сбора и заполнения, выдает бланк квитанции об уплате госпошлины (в предусмотренных случаях).

Заявитель (компетентный орган) обеспечивает сбор необходимых документов и сведений. По результатам сбора пакета документов заявитель согласно пункту 51 Положения составляет заявление (запрос) в произвольной форме и лично подает имеющийся у него пакет документов либо направляет по почте для проведения проверочных мероприятий (п.15.1 вышеназванного Приказа).

В силу п.15.2 данного Приказа заявление (запрос компетентного органа) должно содержать следующие конкретные сведения о постоянном проживании на территории Российской Федерации и временном выезде за пределы Российской Федерации до 6 февраля 1992 года в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвращении в Российскую Федерацию на жительство после указанной даты; постоянном проживании на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта; прибытии на территорию Российской Федерации на жительство до 6 февраля 1992 г. и после; приобретении гражданства Российской Федерации; месте (местах) и дате прописки по месту жительства (регистрации по месту жительства) на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, а также дате и основаниях снятия с регистрационного учета (выписки) на новое место жительства; прохождении военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, министерствах и ведомствах, имевших войска и воинские формирования, давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходивших службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, на 6 февраля 1992 года, или о дате перевода для прохождения службы на территории Российской Федерации после указанной даты и вплоть до 1 июля 2002 года; зачислении курсантами в военные учебные заведения Российской Федерации на 1 сентября 1991 года; принадлежности к членам семей военнослужащих, с представлением соответствующей справки (выписки из личного дела), заверенной полномочным органом Министерства обороны Российской Федерации, а также сведений о регистрации (проживании) на территории России до 6 февраля 1992 года, с последующим выездом и регистрацией на территории иных государств на жилую площадь других лиц или воинской части, а также сведения о регистрации на территории России после возвращения в Россию (регистрация по месту жительства (пребывания), постановка на миграционный учет по месту пребывания); наличии волеизъявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации либо решения о выходе из гражданства Российской Федерации; последнем месте прописки по месту жительства (проживании) на территории РСФСР непосредственно перед привлечением к уголовной ответственности до 6 февраля 1992 года или на указанную дату в отношении лиц, отбывающих наказание, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, и впоследствии возвратившихся на жительство на территорию Российской Федерации; об изменении по различным причинам установочных данных (фамилия, имя, отчество) проверяемого лица.

Сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), должны иметь, по возможности, документальное подтверждение. Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно также на основании взаимоподтверждающих документов. Имеющий юридическое значение для определения наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации факт постоянного проживания до 6 февраля 1992 года и на указанную дату может быть установлен в соответствии с гражданским законодательством.

Должностное лицо осуществляет прием заявления от заявителя, проверку комплектности и правильности заполнения пакета документов.

На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо принимает решение о готовности пакета документов для начала проведения проверочных мероприятий или о необходимости дальнейшего сбора документов.

09 ноября 2009 года заявительницей в УФМС были представлены заявление о выдаче паспорта гражданина РФ и документы, достаточные по ее мнению для оформления паспорта гражданина РФ, подтверждающие ее постоянное проживание на территории до 06.02.1992 года и по настоящее время л.д.12).

Так, согласно представленным в УФМС документам, а именно, свидетельству о рождении следует, что Г.М.М. родилась Дата обезличена года в ... л.д.8).

Из справки МУЗ «Амбулатория» ... следует, что с 1990 года по 2006 год заявительница получила необходимые прививки по возрасту л.д.9).

Из справки МОУ «СОШ ... следует, что с 20.02.1995 года по 28.05.1997 года Г.М.М. посещала детский сад. В 1997 году заявительница поступила в школу и 2005 году закончила девятилетнее образование л.д.9).

Таким образом, из материалов дела усматривается, что документов, подтверждающих фактическое проживание Г.М.М. на территории Российской Федерации до 06.02.1992 года представлено в УФМС не было.

Ссылка заявительницы на медицинскую справку, выданную МУЗ «Амбулатория» ..., не является таким доказательством, кроме того наоборот опровергается ею же представленной справкой администрации ... от 12.12.2008 года л.д.13) о том, что Г.М.М. вместе с отцом и сестрами без регистрации проживает в ..., с 24.05.1993 года.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оспаривая действия УФМС по отказу в выдаче ей паспорта гражданина РФ, заявительница в обоснование своих требований ссылается на ст.13 Закона РФ от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» указывая на то, что она по рождению являлась гражданкой СССР и на 06.02.1992 года проживала на территории РФ, в связи с чем является гражданкой РФ по рождению и ей необоснованно отказано в документировании паспортом гражданина РФ. Между тем, документов, подтверждающих её фактическое проживание на территории РФ по состоянию на 06 февраля 1992 года, ею не было представлено.

Кроме того, согласно представленным в судебное заседание представителем УФМС России по КБР документам родители заявительницы Г.М.М. и Г.Х.И. приобрели гражданство РФ лишь в 2009 году.

При вышеизложенных обстоятельствах и с учетом того, что заявительница в судебном заседании не оспаривала тот факт, что по иным основаниям, предусмотренным 1948-1-ФЗ и № 62-ФЗ, не приобрела гражданство РФ, суд считает действия УФМС по отказу Г.М.М. в оформлении паспорта гражданина РФ обоснованными и соответствующими требованиям закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98,194-199, 254-259 ГПК РФ,

р е ш и л :

Заявление Г.М.М. об оспаривании действий УФМС по отказу в документировании паспортом гражданина Российской Федерации - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР в 10 дневный срок через Прохладненский районный суд со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.А. Марьяш

Решение в окончательной форме принято 29.01.2010 года.