Об оспаривании незаконных действий органов государственной власти



Р Е Ш Е Н И Е     

                                                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                   

8 февраля 2011 года                                    г. Прохладный

Прохладненский районный суд КБР в составе:

Председательствующего - судьи Головашко О.А.

При секретаре Старцевой Н.А.

с участием : заявителя Ромах В.Л.

представителя местной администрации городского округа Прохладный КБР Карданова Т.Т., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ромах В.Л. об оспаривании действий главы местной администрации городского округа Прохладный КБР,

У С Т А Н О В И Л :

Ромах В.Л. ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с заявлением, в котором оспаривает действия главы местной администрации городского округа Прохладный КБР по исключению его из списка очередников, нуждающихся в улучшения жилищных условий на общих основаниях, обязать данный орган отменить постановление главы местной администрации городского округа Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и восстановить его на жилищном учёте в очереди на общих основаниях под №2.

В судебном заседание РОМАХ поддержал своё заявление, указывая на то, что с 1973 года находился в списках очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации города Прохладного КБР, своевременно проходил перерегистрацию и предоставлял необходимые документы. Полагал, решение главы местной администрации городского округа Прохладный об исключении его из списка очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и нарушающим его права на жилище.

Представитель местной администрации городского округа Прохладный КБР КАРДАНОВ, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагал действия администрации законными и обоснованными, а заявление РОМАХ не подлежащим удовлетворению, указывая на то основание, что супруга заявителя - Ромах Е.А. , будучи членом семьи собственника жилого помещения -своего отца Диброва А.П., имеющего в собственности дом по адресу - <адрес> <адрес> <адрес> общей площадью 61,2 кв. м., с учётом площади которого на каждого из проживающих там лиц( её, отца и матери) приходится жилая площадь, превышающая учётную норму площади на человека. Полагал, что по этим основаниям заявителя РОМАХ, как супруга Ромах Е.А.. следует признать обеспеченным жилой площадью в установленных законом нормах и применить правила п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, исключив его из списка очередников.

Суд, выслушав заявителя, представителя местной администрации городского округа Прохладный КБР, исследовав доказательства дела, находит заявление РОМАХ подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела заявитель Ромах постановлением главы местной администрации городского округа Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» исключен из списка состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в очереди на общих основаниях, составом семья 2 человека. Ззарегистрирован по адресу г. <адрес>

Основанием для принятия указанного решения послужило установление наличия у жены заявителя Ромах Е.А. на праве пользования, как члена семьи собственника, жилой площади в доме своего отца -Диброва (по признаку регистрации Ромах Е.А. по месту жительства) в норме, превышающей учётную норму на человека, установленную в г. Прохладный КБР.

Между тем, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

В соответствии с п. 2 ч.1ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П признано, что положения части 2 статьи 56 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

В соответствии с п.7 Постановление Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади. Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.

Указанным условиям РОМАХ, находясь в очереди на улучшение жилищных условий до принятия ЖК РФ, соответствовал и на него распространялось действие указанного постановления, которое было принято в пределах действия п.6 ст. Статья 29. ЖК РСФСР.

Как явствует из материалов учетного дела Ромах за весь период нахождения его в числе очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения либо земельного участка для жилищного строительства в собственности не имел, как не имел и жилого помещения на условиях договора социального найма. В списках очередников Ромах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находится в очереди на общих основаниях под №2 составом семьи 2 человека. В данный момент РОМАХ проживает с супругой снимая жильё у знакомых по указанному им в заявлении адресу

Что касается его жены Ромах Е.А., то и она наравне с ним, как супруга, учитывалась членом его семьи в списках очередников на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ(данные учётного дела) и своего отдельного от родителей жилья не имела.

Наличие у неё регистрации по месту жительства в доме своего отца Диброва не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании её членом семьи собственника жилого помещения (Диброва) (правила ч. ст. 31 ЖК РФ ), так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Оценивая это обстоятельство с другими доказательствами дела, суд полагает, что Ромах Е.А.(Диброва) создав семью с Ромах- заявителем по делу, и имея к этому времени право проживания в жилом помещении своего отца, не создавала препятствий для реализации РОМАХ его права встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Исходя из выявленного смысла приведенных правовых норм следует, что и Ромах Е.А.вправе реализовать своё конституционное право на жилище отдельно от своих родителей Дибровых, то есть как член семьи заявителя РОМАХ.

Таким образом, с учётом установленных обстоятельств по делу, следует полагать, что обжалуемое решение главы местной администрации городского округа Прохладный КБР принято в нарушении действующего законодательства является незаконным и не подлежит применению.

Право РОМАХ на жилище, как нарушенное обжалуемым постановлением, подлежит безусловному восстановлению, а заявление РОМАХ удовлетворению. При этом, по правилам ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 6, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ ДД.ММ.ГГГГ), ст. 31,49-51,56 ЖК РФ, ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст.206, 257, 258 ГПК РФ, суд

                                           Р Е Ш И Л :

Признать незаконным Постановление главы местной администрации городского округа Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий Ромах В.Л.» и обязать главу местной администрации городского округа Прохладный КБР в десятидневный срок восстановить Ромах В.Л. на жилищном учёте в прежней категории очерёдности и в прежнем составе членов семьи, открыв вновь учётное дело.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд КБР через Прохладненский районный суд КБР в 10 дневный срок со дня оглашения решения.

Копия верна:

Судья Прохладненского районного суда КБР                                               Головашко О.А.