о возложении обязанности по обеспечению обустройства пандусов



Р Е Ш Е Н И Е

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                                                                                                                                                                20 мая 2011 г.                                                         г.Прохладный КБР

Прохладненский районный федеральный суд КБР в составе:

председательствующего Головашко О.А.

при секретаре Старцевой Н.А.

с участием:

от истца -помощника прокурора г.Прохладного КБР Сапрунова Ю.Ю.

представителей ответчиков- Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » - директора школы -Середа С.Н.

местной администрации городского округа Прохладный КБР в лице представителя Хачатуряна Д.С., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.<данные изъяты>)

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Прохладного КБР в защиту прав неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ » г. Прохладного КБР и местной администрации городского округа Прохладный КБР об оборудовании здания школы специальными приспособлениями (пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов,

                                                                      У С Т А Н О В И Л :

Прохладненский городской прокурор Кабардино Балкарской Республики обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ » г. Прохладного КБР и местной администрации городского округа Прохладный КБР об оборудовании здания школы специальными приспособлениями (пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов, ссылаясь на то, что отсутствие специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы затрудняет реализацию их Конституционных прав (на заботу о детях и их воспитание, на благоприятную окружающую среду, право на образование и др.)

Представляя интересы МОУ «СОШ » директор школы -Середа С.Н. в суде иск признала. Представитель местной администрации городского округа Прохладный КБР Хачатурян Д.С. в суде иск не признал, полагая, что здание школы полностью приспособлено для нужд инвалидов и отсутствует необходимость в установке пандуса главного входа в здание школы.

Выслушав стороны, и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Прокурора по следующим основаниям.

В результате рассмотрения дела установлено, что вход в здание МОУ «СОШ » г. Прохладного, расположенного по адресу: <адрес> а, ответчиками не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), что препятствует свободному доступу инвалидов в здание указанного образовательного учреждения. (данные технического паспорта л.д. <данные изъяты>)

Согласно п. 1.1 Устава МОУ «СОШ » г. Прохладного его учредителем является Администрация г. Прохладного КБР, которая в соответствии с п.6,1 Устава формирует имущество и финансовые средства указанного образовательного учреждения. (л.д. <данные изъяты> )

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 38, 42,43 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, родители и лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, которое обязательно, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и 30 ноября 2010 года.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832 в редакции от 21.06.2010 года.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание образовательного учреждения МОУ «СОШ » г. Прохладного КБР.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Кроме того, в соответствии с п.. 1.1, 1.4 ст. ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

-обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

В соответствии с п.1, п.2.1 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К его компетенции, в том числе, относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Федеральные государственные образовательные учреждения, государственные образовательные учреждения субъекта Российской Федерации и муниципальные образовательные учреждения являются согласно определению, закрепленному в статье 161 БК РФ, бюджетными учреждениями, то есть учреждениями, созданными органами государственной власти Российской Федерации или органами местного самоуправления для реализации некоммерческих (образовательных) целей, их основная (образовательная) деятельность финансируется из соответствующего бюджета.

Вышеприведенными нормами обязанность ответчиков по предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудованию помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями,      распространяется на всех граждан Российской Федерации, в том числе и на лиц с ограниченными физическими способностями.

Изложенное свидетельствует о том, что доводы представителя местной администрации относительно отсутствия необходимости в установке пандуса главного входа в здание школы МОУ «СОШ » г. Прохладного являются необоснованными, в связи с чем, местная администрация наравне с образовательным учреждением должна отвечать по заявленному прокурором иску.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Прохладного КБР в защиту прав неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ » г. Прохладного КБР и местной администрации городского округа Прохладный КБР об оборудовании здания школы специальными приспособлениями (пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов, удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » и местную администрацию городского округа Прохладный КБР оборудовать вход в здание школы специальными приспособлениями (пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Прохладненский районный суд КБР в десятидневный срок со дня его оглашения.

Председательствующий - подпись.

Копия верна:

Судья Прохладненского

Районного суда КБР                                                                                                    О.А. Головашко.