о нарушении жилищных прав



Р Е Ш Е Н И Е                                  

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

15 сентября 2011 г.                                                         г. Прохладный

     Прохладненский районный суд КБР в составе:

     председательствующего Головашко О.А.

     при секретаре Старцевой Т.А.

     с участием:

                           от истца - помощника прокурора <данные изъяты> Тугулова Б.А

     представителя ответчика- местной администрации <данные изъяты> - Поповой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> к местной администрации <данные изъяты> о признании бездействия местной администрации <данные изъяты> в непринятии мер по постановке на учёт в орган, осуществляюший государственную регистрацию права на недвижимое имущество бесхозяйного объекта - дома по адресу - <данные изъяты> незаконным и обязании местной администрации <данные изъяты> обратиться с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимости в орган, осуществляюший государственную регистрацию права на недвижимое имущество,

    У С Т А Н О В И Л :

<данные изъяты> Эржибов Х.А. обратился в Прохладненский районный суд КБР в интересах неопределенного круга лиц к Местной администрации <данные изъяты> в котором просит:

-признать бездействия местной администрации <данные изъяты> незаконным,

-обязать местную администрации <данные изъяты> поставить на учёт в орган, осуществляюший государственную регистрацию права на недвижимое имущество бесхозяйный жилой дом по адресу - <данные изъяты>.

В обоснование иска прокурор указал на то, что в ходе проверки обращений граждан установлено, что многоквартирный дом по адресу - <данные изъяты> был построен СХПК «<данные изъяты>» в 1974 году. Жилые помещения (квартиры) в данном доме выделялись работникам сельхозпредприятия и совхозным пенсионерам. Затем указанный многоквартирный жилой дом был передан на баланс ЗАО р НП «<данные изъяты>».

Решением АС КБР от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО р НП «<данные изъяты>» признано несостоятельным (банкротом).

Согласно Акта приема передачи основных средств ЗАО р НП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в рамках конкурсного производства по делу <данные изъяты> указанный жилой дом конкурсному управляющему не передавался

На момент введения процедуры банкротства в отношении ЗАО р НП «<данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на балансе предприятия жилой <адрес> в <адрес> не состоял.

В соответствии с актом б/н приемки-передачи основных средств за ноябрь 2005 года часть имущества ЗАО р НП «<данные изъяты>», в том числе два 16-ти квартирных дома в селении <данные изъяты>, были переданы на баланс ОАО АПС «<данные изъяты>» в счет покрытия задолженности.

Данные действия были оспорены конкурсным управляющим в Арбитражном суде КБР (<данные изъяты>). На оспариваемое имущество АС КБР через службу судебных приставов наложены ограничения на совершение действий, направленных на отчуждение данного имущества.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> признан ветхим, требующим капитального ремонта.

Решением АС КБР от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> в иске истцу отказано. Решением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда решение АС КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с протоколом общего собрания ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением главы местной администрации <данные изъяты> указанный дом был принят на баланс местной администрации.

В связи с несоответствием технического состояния указанного многоквартирного дома установленным требованиям, прокуратурой района в адрес главы администрации <данные изъяты> было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.

Ввиду отсутствия какой-либо документации на указанный дом, администрацией <данные изъяты> решить вопрос о регистрации права собственности на дом и проведении капитального ремонта не представилось возможным.

ДД.ММ.ГГГГ по акту дом возвращен в ООО «<данные изъяты>» (постановление от ДД.ММ.ГГГГлавы администрации <данные изъяты>).

В декабре 2010 года прокуратурой района в интересах Филенковой Г.Н. к ООО «<данные изъяты>» было предъявлено в суд исковое заявление о понуждении проведения капитального ремонта указанного дома.

В судебном заседании было установлено, что указанный многоквартирный дом в собственности ООО «<данные изъяты>» не находится (передан от ООО АПС «<данные изъяты>» на праве доверительного управления), в связи с чем, как Филенковой Г.Н.так и учувствовавшим прокурором заявлено об отказе от исковых требований.

В ходе дальнейшей проверки было установлено, что данный многоквартирный дом был списан ООО АПС «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ (акт на списание основных средств от ДД.ММ.ГГГГ).

В настоящее время как на балансе ООО «<данные изъяты>», так и на балансе ООО АПС «<данные изъяты>» указанный многоквартирный дом не состоит. Какие либо документы на дом не сохранились. Архив предприятия (с <данные изъяты>) уничтожен.

Полагал, что в настоящее время указанный многоквартирный дом не имеет собственника и не находится на балансе и обслуживании ни у одного из указанных юридических лиц, то есть является бесхозяйным.

В соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органов местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь.

Поскольку указанный многоквартирный жилой дом находится в ветхом состоянии- отсутствуют окна и двери, нарушена целостность кровельного покрытия, полов, внутренних перегородок, коммуникаций и не ограничен в свободном доступе, полагал, что это может привести к причинению вреда жизни и здоровья жителей поселения и района.

Статус вышеназванного многоквартирного дома как бесхозяйного, требует принятия незамедлительных мер по предотвращению возможных негативных последствий, что по его мнению возможно принятием мер со стороны администрации сельского поселения <адрес> по принятию данного дома в муниципальную собственность, что до настоящего времени сделано не было.

В суде помощник прокурора <данные изъяты> Тугулов Б.А. исковые требования уточнил просив:

-признать незаконным бездействия местной администрации <данные изъяты> в непринятии мер по постановке на учёт в орган, осуществляюший государственную регистрацию права на недвижимое имущество бесхозяйного объекта - дома по адресу - <данные изъяты>, незаконным

- обязать местную администрацию <данные изъяты> обратиться с заявлением о принятии на учёт этого бесхозяйного объекта недвижимости в орган, осуществляюший государственную регистрацию права на недвижимое имущество и поддержал иск по указанным основаниям.

Представитель ответчика Попова Н.А. иск не признала, полагая, что дом имеет собственника, в доказательство чего предоставила историческую справку.

Суд выслушав стороны, и исследовав материалы дела полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Как видно из материалов дела спорный дом расположен в границах муниципального образования, к которому предъявлен иск. Указанный дом не состоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является бесхозяйным недвижимым имуществом.

Это обстоятельство не вызывает сомнения у суда, поскольку подтверждено представленными с иском документами.

Утверждения представителя ответчика об обратном, основанные на исторической справке, не могут служить этому доказательством, поскольку в подтверждение права собственности должны были быть представлены другие документы, свидетельствующие создание этого объекта недвижимости( акт ввода дома в эксплуатацию, карточки формы -1 учета основных средств и др.) и в данном случае одной архивной справки для установления наличия собственника дома явно недостаточно.

Спорный дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находился на балансе АПС «<данные изъяты>» и был списан с него как полностью амортизированный. л.д.26

Вместе с тем, суд полагает, что данное решение АПС «<данные изъяты>», по крайней мере, не отвечает требованиям действующего Постановления ... от ДД.ММ.ГГГГ «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, в соответствии с которыми норма амортизационных отчислений на данный объект недвижимости определена в размере 1% в год, что соответствует сроку эксплуатации в 100 лет.

Относительно законности указанных действий АПС «<данные изъяты>» иск не заявлен.

Согласно акта обследования жилого дома от 2010 года на спорный дом документация отсутствует, техническое состояние не удовлетворительное и дом не признан аварийным, но требующим капитального ремонта. л.д.40.

Данный акт межведомственной комиссией в 2008 году признан ветхим и требующим капитального ремонта. л.д.22

Поскольку спорный дом расположен в административных границах муниципального образования <данные изъяты> суд полагает, что именно местная администрация во исполнение своей обязанности, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязана осуществить постановку спорного дома на учет в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права ГТС в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанных с его техническим состоянием.

Вместе с тем, является очевидным, что в сложившейся ситуации с указанным домом, <данные изъяты> предпринимала определенные усилия для постановки дома на баланс, но ввиду отсутствия документации на дом вынуждена была изменить своё решение.

Уяснение же вопроса относительно признаков бесхозяйности дома и установления именно такого его статуса для администрации <данные изъяты> было связано исключительно с предупреждением и ликвидацией чрезвычайной ситуации, причиной возникновения которой являлось бы ухудшение технического состояния жилого помещения, бремя содержания которого и поддержание в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения, в соответствии со ст. 30 ЖК РФ находилось в обязанности собственника, каковым <данные изъяты> не являлась.

При таких обстоятельствах, установленных судом, в признании бездействия <данные изъяты> незаконным, надлежит отказать

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л :

Иск прокурора <данные изъяты> к местной администрации <данные изъяты> о признании бездействия местной администрации <данные изъяты> в непринятии мер по постановке на учёт в орган, осуществляюший государственную регистрацию права на недвижимое имущество бесхозяйного объекта - дома по адресу - <данные изъяты> незаконным и обязании местной администрации <данные изъяты> обратиться с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимости в орган, осуществляюший государственную регистрацию права на недвижимое имущество, удовлетворить частично..

Обязать местную администрацию <данные изъяты> обратиться с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимости- многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу- <данные изъяты> в орган, осуществляюший государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

В остальной части иска отказать

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КБР через Прохладненский районный суд КБР в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Копия верна :

Председательствующий                                           О.А Головашко