О возмещении ущерба, причиненного ДТП



                                                                                                                      Дело №2-545/2011 г.

                           Р Е Ш Е Н И Е

                                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2011 года          КБР, г. Прохладный

Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего - Мецелова Т.Т.,

при секретаре - Тлуповой А.С.,

с участием:

представителя истца (Отдел МВД РФ <данные изъяты>) - Беткараевой Л.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

ответчика - Хадугова А.М.

третьего лица - Хадугова М.Х.

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отдела МВД РФ <данные изъяты> к Хадугову А.М. о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием (в порядке регресса),

У С Т А Н О В И Л:

      Отдел МВД РФ <данные изъяты> (далее истец) обратился в Прохладненский районный суд с иском к Хадугову А.М., в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение ущерба 497 160 рублей.

         В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 21 часов 40 минут Хадугов А.М., управляя трактором <данные изъяты> с прицепом, без государственных регистрационных знаков, будучи, лишенным правом управления транспортными средствами, совершая выезд в неустановленном месте на 6 км. + 400 м. Федеральной дороги «Прохладный - Азау», не предоставил преимущество в движении и допустил столкновение с а/м <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> регион, под управлением милиционера ППС МОБ ОВД <данные изъяты> - Т.А.А. При этом, в салоне а/м Т.А.А. в качестве пассажиров находились - помощник участкового уполномоченного милиции ОВД <данные изъяты> - Т.Р.М. милиционер ИВС ОВД <данные изъяты> - Х.А.А. инспектор отдела охраны ФБУ ИК-4 УФСИН РФ <данные изъяты> - Т.А.Х. и временно не работающий - Х.А.Х. В результате ДТП все лица, находившиеся в а/м Т.А.А. от полученных травм скончались на месте ДТП.

Приговором Прохладненского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, Хадугов А.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ. По данному факту ОСБ МВД КБР, ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка, по результатам которой гибель Т.Р.М. была признана случившейся в связи с исполнением им своих служебных обязанностей в период прохождения службы. Во исполнение решения комиссии МВД по КБР по вопросам возмещения ущерба, в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника внутренних дел или его близких, а также руководствуясь приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ за , приказом министра ВД по КБР за от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выплате единовременного пособия в сумме 497 160 рублей (в равных долях по 99 432 рублей) семье погибшего - Т.Р.М. ДД.ММ.ГГГГ сумма единовременного пособия была выплачена в полном объеме.

Согласно ст.29 Закона РФ «О милиции» п.31 Инструкции «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника внутренних дел или его близких», утвержденной приказом МВД РФ от 15 октября 1999 года за №805, сумма выплаченного пособия подлежит взысканию с лица, виновного в гибели. В соответствии с законном, указанную сумму выплаченного пособия ответчик - Хадугов А.М., как лицо виновное в причинении вреда, обязано возместить ОВД <данные изъяты>

        Представитель истца - Беткараева Л.А. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

        Ответчик - Хадугов А.М., а также, третье лицо - Хадугов М.Х. возражали против удовлетворения данных требований истца. При этом, ответчик - Хадугов А.М. показал, что после ДТП, в ходе смотра а/м <данные изъяты>, он не видел среди пострадавших сотрудников милиции, или что либо указывающее об их принадлежности к правоохранительным органам. Данные лица были одеты, в шорты и в футболки. Вместе с тем, среди пострадавших он никого не узнал, в том числе и Т.Р.М.

         Представитель третьего лица - МВД по КБР, извещенный о слушании данного дела, в судебное заседание не явился по неизвестной причине, в связи с чем, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МВД по КБР.

        Суд, выслушав мнение представителя истца - Беткараеву Л.А., ответчика - Хадугова А.М., третьего лица - Хадугова М.Х., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

        Согласно п.2 приказа Начальника ОВД <данные изъяты> за от ДД.ММ.ГГГГ, для сотрудников отдела УУМ определен внутренний распорядок работы с 09 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, с перерывом рабочего дня с 12 часов до 16 часов 00 минут, при шестидневной рабочей неделе, в субботу время работы определено с 18 часов 00 минут до 23 часов 00 минут (т.1 л.д.66-67).

Приговором Прохладненского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, Хадугов А.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ и ему назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы в колонии-поселении с лишением права управления транспортным средством сроком на один год (т.1 л.д.10-14).

Согласно ст.29 Закона «О милиции», все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций.

В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

       Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ, старшим уполномоченным по ОВД ОСБ МВД КБР - Б.Т.Б. в отношении Т.Р.М. было установлено следующее. Согласно приказу начальника ОВД <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за «Об утверждении внутреннего трудового распорядка для сотрудников ОВД», для сотрудников отдела УУМ определен в субботу рабочее время до 23 часов. Согласно объяснениям директора МУК «КДЦ <адрес>» - Ш.Р.Х., врио Начальника ОУУМ ОВД <данные изъяты> - Г. и родственников - Т.Р.Х. последний должен был осуществлять охрану общественного порядка на обслуживаемом им участке до 23 часов, в том числе планировалось его присутствие в ДК <адрес> на дискотеке. По данному факту СО при ОВД <данные изъяты> по факту ДТП в отношении Хадугова А.М. возбужденно уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ. Таким образом материалы проверки свидетельствуют о том, что в соответствии с п.п. «а» п.2.8 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ за , гибель помощника участкового уполномоченного милиции ОВД <данные изъяты>, старшего сержанта милиции - Т.Р.М. следует считать случившейся в связи с исполнением им служебных обязанностей в период прохождения службы. (т.1 л.д.68-70).

       В последующем данное заключение от ДД.ММ.ГГГГ изменялось заключениями от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.71-73) и ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.7-9), однако в вышеуказанной части оно не изменялось и не дополнялось.

       Между тем с указанными выводами данных заключений согласиться нельзя, поскольку в данном случае следует исходить из того, можно ли ситуацию, при которой погиб Т.Р.М. признать связанной с исполнением им своих служебных обязанностей. Так, принимая решения по данным заключениям, на которые в обоснование своих требований представитель истца ссылался в ходе судебного заседания как на основополагающее доказательство, старший уполномоченный по ОВД ОСБ МВД КБР - Б.Т.Б. сослался на п.п. «а» п.2.8 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ за , в соответствии с которой под осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) сотрудниками понимается исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с уставами, наставлениями, инструкциями и другими актами. Однако, как следует все из того же заключения за от ДД.ММ.ГГГГ, Т.Р.М. должен был осуществлять охрану общественного порядка на обслуживаемом им участке до 23 часов, но принимал ли он участие в данных служебных мероприятиях, находясь на территории органа внутренних дел, не установлено. Вместе с тем, необходимость нахождения Т.Р.М. в установленное распорядком дня служебного времени, если это вызвано служебной необходимостью, одетого в шорты, на момент ДТП, суду не представлено, а проведенными служебными проверками данному обстоятельству не была дана оценка. Более того, все проверки были направлены только на выявление факта, находился ли Т.Р.М. на момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения.

При таких обстоятельствах осуществление Т.Р.М. указанных действий нельзя признать исполнением своих служебных обязанностей, установленных в соответствии с уставами, наставлениями, инструкциями и другими актами.     

Согласно справке - расчету к приказу МВД по КБР за от ДД.ММ.ГГГГ семье Т.Р.М. выплачена в равных долях 497 160 рублей 00 копеек (т.1 л.д.76), о чем также свидетельствуют платежные поручения за от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.19,20,21).

В соответствии с п.1 ст.1081 ГК РФ, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Однако, выплата семье погибшего помощника участкового уполномоченного милиции ОВД <данные изъяты> - Т.Р.М. единовременного пособия не является вредом, подлежащим возмещению в порядке ст.ст.1064, 1081 ГК РФ, поскольку семье погибшего - Т.Р.М. выплачено единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания в сумме 497 160 рублей 00 копеек в связи со службой в милиции. Выплата такого пособия не является обязанностью ответчика, вытекающей из причиненного им вреда.

         С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает требования истца - Отдела МВД РФ <данные изъяты> к Хадугову А.М. о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием (в порядке регресса), не подлежащими удовлетворению.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст.ст.1064, 1081 ГК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

        

        Исковые требования Отдела МВД РФ <данные изъяты> к Хадугову А.М. о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием (в порядке регресса), оставить без удовлетворения.

       Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Прохладненский районный суд КБР в десятидневный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

       Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2011 года.

Судья Прохладненского

районного суда КБР         Т.Т. Мецелов