о признании незаконным бездействия Воробьевского СМО РК по исполнению требований федерального закона



Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 марта 2010 года с. Приютное

Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Эминова О.Н.,

с участием помощника прокурора Приютненского района Республики Калмыкия Брацило В.В.,

при секретаре Маливановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приютненского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Воробьевского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по выполнению требований федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и возложении обязанности по установке дорожных знаков и дорожной разметки,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Приютненского района Республики Калмыкия (далее прокурор) обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Приютненского района требований федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 года дорожные знаки, предупреждающие о возможном появлении детей вблизи Муниципального образовательного учреждения «Воробьвская средняя школа», расположенного по <...>, в целях обеспечения безопасности детей на дороге, Воробьевским сельским муниципальным образованием не установлены. Между тем, отсутствие дорожных знаков и пешеходных переходов вблизи образовательного учреждения угрожает безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних детей, обучающихся в нем, и нарушает права детей-школьников Воробьевского СМО, то есть неопределенного круга лиц, на создание условий для обеспечения охраны жизни и здоровья.

В связи с этим просил признать незаконным бездействие администрации Воробьевского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по выполнению по выполнению требований федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и возложить на указанный орган местного самоуправления обязанность за счет средств местного бюджета произвести финансирование на установку дорожных знаков и пешеходных переходов (горизонтальной дорожной разметки) вблизи Муниципального образовательного учреждения «Воробьевская средняя школа», расположенного по <...>.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, привел изложенные в заявлении доводы.

Представитель Воробьевского СМО РК требования прокурора признал частично и пояснил, что администрацией Воробьевского СМО РК денежные средства для устранения указанных нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения не выделены, поэтому дорожные знаки и пешеходные переходы (горизонтальная дорожная разметка) вблизи Муниципального образовательного учреждения «Воробьевская средняя школа» не установлены.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора района по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и статьей 254 ГПК РФ в суд могут быть обжалованы решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст.2,7) Российская Федерация является социальным государством, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства.

В силу п.5 ч.1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 года (с изм. и доп.) органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно разделу 1 Приложения №1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №1090 от 20.10.1993 года (с имз.), предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги.

Согласно п.1.22 указанного Приложения №1 предупреждающий знак «Пешеходный переход» при отсутствии на переходе разметки устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, и слева от дороги на дальней границе перехода.

Согласно п.1.23 указанного Приложения №1 предупреждающий знак «Дети», обозначающий участок вблизи детского учреждения (школы, оздоровительные лагеря и т.п.), на проезжей части которого возможно появление детей.

Указанные предупреждающие знаки устанавливается на расстоянии 150-300 метров в населенных пунктах до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии. Кроме того, предупреждающий знак «Дети» повторяется в населенном пункте непосредственно в начале опасного участка..

Согласно разделу 1 Приложения №2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №1090 от 20.10.1993 года (с имз.), горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливают определенные режимы и порядок движения.

Согласно п.п. 1.14.1, 1.14.2 указанного Приложения №2 горизонтальная разметка обозначает пешеходные переходы и указывает направление движения пешеходов.

Судом установлено, что на протяжении не менее - лет администрацией Воробьевского СМО РК требования федерального законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования не исполняются.

В нарушение п.п. 1.22,1.23 Приложения №1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №1090 от 20.10.1993 года, вблизи МОУ «Воробьевская средняя школа», расположенного по <...>, предупреждающие знаки «Дети» и «Пешеходный переход» не установлены, горизонтальная дорожная разметка для обозначения пешеходного перехода не нанесена.

Из представления прокурора от xxx № *** следует, что предупреждающие дорожные знаки «Дети» и разметка пешеходных переходов вблизи МОУ «Воробьевская средняя школа» с. Воробьевка отсутствуют, что угрожает безопасности жизни и здоровья обучающихся образовательного учреждения. Администрацией Воробьевского СМО РК в нарушение требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения меры по установке дорожных знаков и обозначению пешеходных переходов не приняты, в связи с чем прокурор района требует незамедлительно устранить указанные нарушения закона.

Из информации ОГИБДД ОВД по Приютненскому району от xxx № *** следует, предупреждающие дорожные знаки «Дети» и «Пешеходные переходы» вблизи МОУ «Воробьевская средняя школа» отсутствуют.

Из Акта проверки содержания дорог, сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленного Государственным инспектором дорожного надзора xxx, следует, что дорожные знаки «Пешеходный переход» и горизонтальная дорожная разметка вблизи МОУ «Воробьевская средняя школа» отсутствуют.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 года (с изм. и доп.) полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Таким образом, бремя финансирования всех мероприятий установке дорожных знаков и пешеходных переходов возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета муниципального образования.

Отсутствие предупреждающих дорожных знаков и пешеходных переходов (горизонтальной дорожной разметки) вблизи МОУ «Воробьевская средняя школа», расположенного по адресу: <...> – не могут гарантировать безопасность жизни и здоровья детей и работников образовательного учреждения. Бездействием администрации Воробьевского СМО РК по выполнению требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, отсутствием финансирования по установке дорожных знаков и обозначению пешеходных переходов (горизонтальной дорожной разметки) нарушены права неопределенного круга лиц на создание условий для обеспечения охраны их жизни и здоровья.

Таким образом, органом местного самоуправления не использованы предоставленные Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по обеспечению безопасности в области дорожного движения на территории муниципального образования.

В связи с этим суд полагает, что бездействие Воробьевского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по выполнению требований федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения следует признать незаконным.

Исходя из этого, суд считает необходимым обязать администрацию Воробьевского сельского муниципального образования Республики Калмыкия произвести за счет средств местного бюджета финансирование мероприятий по обозначению пешеходных переходов (горизонтальной дорожной разметки) и установке предупреждающих дорожных знаков «Дети» и «Пешеходные переходы» и вблизи Муниципального образовательного учреждения «Воробьевская средняя школа», расположенного по адресу: <...>.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Из ч.1 ст.103 ГПК РФ следует, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части требований.

В силу п.7 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов местного самоуправления, государственная пошлина составляет - рублей. На основании указанных норм Закона в доход федерального бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме - рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Приютненского района Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать бездействие администрации Воробьевского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по выполнению требований федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения незаконным.

Обязать администрацию Воробьевского сельского муниципального образования Республики Калмыкия произвести за счет средств местного бюджета финансирование мероприятий по обозначению пешеходных переходов (горизонтальной дорожной разметки) и установке предупреждающих дорожных знаков «Дети» и «Пешеходные переходы» вблизи Муниципального образовательного учреждения «Воробьевская средняя школа», расположенного по адресу: <...>.

Взыскать с Воробьевского сельского муниципального образования Республики Калмыкия в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение десяти дней через Приютненский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Эминов О.Н.