Дело № ***.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2010 года с. Приютное
Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Эминова О.Н.,
при секретаре Маливановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приютненского района Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия администрации Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия по исполнению требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Приютненского района Республики Калмыкия (далее прокурор) обратился в суд с указанным заявлением, мотивировав следующим.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Приютненского района Республики Калмыкия требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства по организации сбора и вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов и мусора. Проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор и вывоз на полигоне твердых бытовых отходов и мусора администрацией Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее Песчаное СМО РК) надлежащим образом не организован, что приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образований, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу возникновения эпидемиологических заболеваний, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Песчаного СМО РК по выполнению требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства и возложить на указанный орган местного самоуправления обязанность за счет средств местного бюджета организовать на полигоне сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании прокурор заявленные требования изменил, просил суд признать незаконным бездействие администрации Песчаного СМО РК по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, устройству, содержанию и эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов, и возложить на указанный орган местного самоуправления обязанность за счет средств местного бюджета организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, а также устройство, содержание и эксплуатацию полигона для твердых бытовых отходов.
Представитель органа, чьи действия, обжалуются администрации Песчаного СМО РК в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Письменных возражений против заявленных требований не поступило.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и статьей 254 ГПК РФ в суд могут быть обжалованы решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.ст. 8, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актам Российской Федерации.
Аналогичные требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления содержатся в п.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В соответствии с пунктом 18 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории соответствующего муниципального образования.
Указанные полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами закреплены в п.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В силу ст.13 указанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, бумага и пр.), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны природной среды и здоровья человека.
Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16) установлены гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Согласно указанным Правилам полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания этих отходов, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
В судебном заседании установлено, что на протяжении не менее двух лет администрацией Песчаного СМО РК не исполняются требования законодательства в области охраны природной среды и здоровья человека, на территории данного муниципального образования не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, не приняты меры к надлежащему устройству, содержанию и эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов, расположенного в <...>.
Так, в нарушение требований п.п. 2.3., 2.9., 3.9., 4.2., 4.4.-4.7., 5.1., 5.4., 5.12. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (далее Правила) вышеуказанный полигон не имеет соответствующего ограждения, траншеи для складирования бытовых отходов. На данный полигон не получено санитарно-эпидемиологического заключение, не организован производственный контроль за его эксплуатацией.
Не разработаны регламент и режим работы полигона и инструкция по приему бытовых отходов. Контроль за составом и учетом поступающих отходов не налажен. Подъездные пути с твердым покрытием к полигону отсутствуют, послойная засыпка и утрамбовка отходов, вследствие отсутствия специализированного транспорта не производится.
На полигоне не соблюдается изоляция и обезвреживание твердых бытовых отходов. Бытовые отходы вывозятся жителями села на поверхность земли, при этом переносные щитки для сбора легких фракций отходов не установлены, что способствует распространению легких фракций отходов по прилегающей территории. Формирование слоев бытовых отходов, их уплотнение и промежуточная изоляция не производится. В нарушение указанных Правил отходы разных классов опасности хранятся на одном полигоне. Прилегающая территория к полигону твердых бытовых отходов захламлена мусором, находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. Сбрасывание мусора жителями села производится хаотично, планировка отсутствует.
На территории полигона отсутствуют контрольные скважины для взятия проб воды и хозяйственная зона, территория не озеленена, подъездные пути к полигону частично завалены мусором.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от xxx, представлением прокурора Приютненского района РК от xxx, объяснениями главы Песчаного СМО РК.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения согласно подп.1 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе формировать, утверждать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного значения.
В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, бремя финансирования всех мероприятий по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой бюджета муниципального образования.
Бездействие администрации Песчаного СМО РК по выполнению требований законодательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на полигоне ТБО и отсутствие финансирования на эти цели приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Песчаного сельского муниципального образования РК, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу возникновения эпидемиологических заболеваний, то есть, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, органом местного самоуправления не использованы предоставленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также экологическим и санитарно-эпидемиологическим законодательством, полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, устройству, содержанию и эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов.
В связи с этим суд полагает, что бездействие администрации Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия по организации на полигоне сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора незаконным следует признать незаконным.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать администрацию Песчаного СМО РК за счет средств местного бюджета организовать на полигоне сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Приютненского района Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать бездействие администрации Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, устройству, содержанию и эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов - незаконным.
Обязать администрацию Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия за счет средств местного бюджета организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, устройству, содержанию и эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение десяти дней через Приютненский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Эминов О.Н.
«Копия верна» Судья: Эминов О.Н.