Дело № 2-201 /2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 июля 2011 года с. Приютное Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Эминова О.Н., при секретаре Маливановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приютненского района Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия администрации Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по непринятию нормативного акта, устанавливающего порядок внесения на рассмотрение администрации Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия проектов муниципальных правовых актов, перечень и форму прилагаемых к ним документов, установил: Прокурор Приютненского района Республики Калмыкия (далее прокурор) обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующее. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-Ф3 граждане, их инициативные группы, собрания, конференции граждан и иные субъекты правотворческой инициативы наделены правом принятия правом принятия муниципальных нормативных актов для решения вопросов местного значения, при этом органы и должностные лица местного самоуправления устанавливают порядок внесения на их рассмотрение проектов правовых актов, а также перечень и форму прилагаемых к ним документов. Однако в нарушение положений указанного Федерального закона администрацией Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее Приютненское СМО РК) до настоящего времени не принят нормативный акт, устанавливающий порядок внесения на рассмотрение администрации Приютненского СМО РК проектов муниципальных правовых актов, перечень и форму прилагаемых к ним документов, чем нарушены права граждан, имеющих право принимать непосредственное участие в решении вопросов местного значения, в том числе инициативными группами, собраниями, конференциями граждан. Просит признать незаконным бездействие администрации Приютненского СМО РК по непринятию нормативного акта, устанавливающего порядок внесения на рассмотрение администрации Приютненского СМО РК проектов муниципальных правовых актов, перечень и форму прилагаемых к ним документов, и обязать администрацию Приютненского СМО РК принять такой нормативный акт. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, привел изложенные в заявлении доводы. Представитель органа, чьи действия обжалуются, - администрации Приютненского СМО РК, в судебное заседание не явился, согласно поступившей телефонограмме требования прокурора признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Письменных возражений не поступило. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и статьей 254 ГПК РФ в суд могут быть обжалованы решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст.2,7) Российская Федерация является социальным государством, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства. Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-Ф3 для целей настоящего закона используются следующие основные термины и понятия: муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и закона субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В силу ч.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно ст.46 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 проекты муниципальных актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно устанавливают порядок внесения на их рассмотрение проектов правовых актов, а также перечень и форму прилагаемых к ним документов. Соответствующие положения в соответствии с требованиями ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 закрепляются решением представительного органа муниципального образования, постановлением главы администрации, приказами иных должностных лиц. Исходя из содержания приведенных выше норм закона, правом принятия муниципальных нормативных актов для решения вопросов местного значения наделены граждане, их инициативные группы, собрания, конференции граждан и иные субъекты правотворческой инициативы, установленные уставом муниципального образования, принятие нормативного правового акта, определяющего порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов, возложено на орган местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления. Судом установлено, что администрацией Приютненского СМО РК нормативный акт, устанавливающий порядок внесения на рассмотрение администрации Приютненского СМО РК проектов муниципальных правовых актов, перечень и форму прилагаемых к ним документов до настоящего времени не принят. Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не использованы предоставленные Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по обеспечению участия населения в решении вопросов местного значения муниципального поселения (образования), что нарушает права неопределенного круга лиц на участие в решении вопросов местного значения путем принятия муниципальных правовых актов и внесения проектов муниципальных актов органам и должностным лицам местного самоуправления. - В связи с этим суд приходит к выводу, что бездействие администрации Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по непринятию нормативного акта, устанавливающего порядок внесения на рассмотрение администрации Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия проектов муниципальных правовых актов, перечень и форму прилагаемых к ним документов, следует признать незаконным. При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать администрацию Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия принять нормативный акт, устанавливающий порядок внесения на рассмотрение администрации Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия проектов муниципальных правовых актов, перечень и форму прилагаемых к ним документов. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ суд, решил: Заявление прокурора Приютненского района Республики Калмыкия удовлетворить. Признать бездействие администрации Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по непринятию нормативного акта, устанавливающего порядок внесения на рассмотрение администрации Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия проектов муниципальных правовых актов, перечень и форму прилагаемых к ним документов, - незаконным. Обязать администрацию Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия принять нормативный акт, устанавливающий порядок внесения на рассмотрение администрации Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия проектов муниципальных правовых актов, перечень и форму прилагаемых к ним документов. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение десяти дней через Приютненский районный суд Республики Калмыкия. Председательствующий (подпись) Эминов О.Н. «КОПИЯ ВЕРНА» Судья: Эминов О.Н.